Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развиие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Занятия в кружке «Страна оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа “ Страна оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределить роли и строить свое поведение, придерживаясь роли. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Значение оригами для развития ребенка 5-6 лет:
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
Актуальность программы кружка «Страна оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Страна оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.
Воспитывающие:
1.Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.
В результате обучения дети должны: -ориентироваться на листе бумаги; - научиться различным приемам работы с бумагой; - складывать лист бумаги пополам; - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка; - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
Методы работы с детьми:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование.
Программа «Страна оригами» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД численность детей в группе кружка должна составлять 13 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность НОД -25 минут .
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Возраст воспитанников | 5-6 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 13 |
Количество часов/занятий в месяц | 4/1час 40 минут |
Общее количество часов/занятий в год | 32/13 часов 20 минут |
Способы фиксации результатов
- Проведение мониторинга детей старшей группы в начале, конце года
- Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок работ учащихся.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1 | Мониторинг | 1 |
2 | Волшебные превращения бумажного квадрата | 1 |
3 | В некотором царстве, в бумажном государстве… | 1 |
4 | Бабочка и лягушка. | 1 |
5 | Отгадай загадку | 1 |
6 | Знакомимся со свойствами бумаги | 1 |
7 | Воздушный змей | 1 |
8 | Забавные зверушки | 1 |
9 | Лисичка с челочкой | 1 |
10 | Волшебное превращение стрелы | 1 |
11 | Коробочка | 1 |
12 | Ветка рябины | 1 |
13 | Ёлочка | 1 |
14 | Новогодние украшения | 1 |
15 | Дед мороз | 1 |
16 | Снеговик | 1 |
17 | Гномик | 1 |
18 | Прыгающие лягушки | 1 |
19 | Ожившая сказка | 1 |
20 | Викторина « Что? Где? Когда?» | 1 |
21 | Поздравительная открытка к 23 февраля | 1 |
22 | Скоро День защитника Отечества. | 1 |
23 | Цветы | 1 |
24 | Мамин праздник | 1 |
25 | Панно «Хризантемы» | 1 |
26 | Грач | 1 |
27 | Весёлые человечки | 1 |
28 | День космонавтики | 1 |
29 | Раз, два, три, лодочка плыви | 1 |
30 | Веселые мордашки | 1 |
31 | В бумажном царстве - государстве | 1 |
32 | Мониторинг | 1 |
Итого: | 32 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Мониторинг | Выявить уровень знаний и умений выполнять поделки в технике оригами. | |
2 | Волшебные превращения бумажного квадрата | Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.3-6 |
3 | В некотором царстве, в бумажном государстве… | Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Продолжать знакомить с искусством оригами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.7-8 |
4 | Бабочка и лягушка | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.8-9 |
5 | Отгадай загадку | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.9-10 |
6 | Знакомимся со свойствами бумаги | Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги; учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.10 |
7 | Воздушный змей | Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.11 |
8 | Забавные зверушки | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.11-12 |
9 | Лисичка с челочкой | Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.13-14 |
10 | Волшебное превращение стрелы | Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её другие поделки. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.14 |
11 | Коробочка | Познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям педагога. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.14- 15 |
12 | Ветка рябины | Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15 |
13 | Ёлочка | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника; продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка». | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 16-17; Е. Ф. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 23-24 |
14 | Новогодние украшения | Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17-18 |
15 | Дед мороз | Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов; совершенствовать навыки работы с ножницами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17 |
16 | Снеговик | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос) | Е. Ф. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 25 |
17 | Гномик | Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище); закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15 |
18 | Прыгающие лягушки | Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 79-80 |
19 | Ожившая сказка | Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 80-81 |
20 | Викторина « Что? Где? Когда?» | Уточнить и закрепить знания детей об изготовлении поделок в технике оригами; повышать интерес детей к работе с бумагой. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 81-82 |
21 | Поздравительная открытка к 23 февраля | Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. | Е. Ф. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 141-146 |
22 | Скоро День защитника Отечества. | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины - к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85 |
23 | Цветы | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85-86 |
24 | Мамин праздник | Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 86-87 |
25 | Панно «Хризантемы» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; закрепить умение пользоваться ножницами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.86 |
26 | Грач | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.87-88 |
27 | Весёлые человечки | Совершенствовать навыки работы с ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.88-89 |
28 | День космонавтики | Уточнить знание детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.90-91 |
29 | Раз, два, три, лодочка плыви | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; поощрять использование готовых поделок в играх. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.91 |
30 | Веселые мордашки | Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник» | Е. Ф. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 81-101 |
31 | В бумажном царстве - государстве | Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; закрепить умение полбзоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами. | С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.94-95 |
32 | Мониторинг | Выяснить как ребенок усвоил требования программы по оригами |
ЛИТЕРАТУРА
- От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007.
- Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842961-1478230795.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"
Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-403538-1425285760.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мире оригами»
Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-964138-1519712916.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 6-7 лет
Возраст детей 6 - 7 летСрок реализации: 1 год Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности разработана в соответстви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1021230-1585678804.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365489-1637483905.jpg)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)
Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1371227-1667394027.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-697879-1446035712.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...