Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мире оригами»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Программа «В мире оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся желания изучать отдельные элементы искусства оригами, познакомиться с основными способами работы с бумагой, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора. Программа носит ознакомительный характер.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«В мире оригами»
Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире оригами»
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Художественно-эстетическое воспитание детей – многогранный процесс, который представляет собой целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия искусства оригами.
Воспитать творческую личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены великим значением различных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей. Особенно важно непосредственное участие ребёнка в творческом процессе, когда искусство воспринимается не умозрительно, а проходит через душу и сердце, совершая порой чудо, превращая робкого в смелого, не умеющего смотреть - в зоркого и наблюдательного, равнодушного в заинтересованного. Большой простор для детского творчества дают занятия кружка оригами. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.
Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Новизна программы заключается в использовании искусства оригами не только как развлечения, а как способа всестороннего развития ребёнка. Работа с бумажными фигурками развивает не только мелкую моторику рук у детей, а так же важнейшие психические процессы: внимательность, память, мышление, воображение. Она прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера.
Адресат программы
Программа «В мире оригами» предназначена для занятий с обучающимися 5-6 лет.
Возрастные особенности учащихся старшего дошкольного возраста
Ведущий вид деятельности этого периода - игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации 1 год. Количество учебных недель – 36.
Отличительные особенности программы от ранее существующих.
Программа «В мире оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся желания изучать отдельные элементы искусства оригами, познакомиться с основными способами работы с бумагой, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора. Программа носит ознакомительный характер.
Занятия в кружке способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, они помогают в воспитании художественной культуры обучающихся.
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Дата окончания и начала учебных периодов
Начало занятий - с 12 сентября, окончание занятий 29 мая.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, вторник каждой недели. Во второй половине дня. Длительность занятия – до 25 минут.
Формы обучения
Основной формой обучения являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество обучающихся в группе: 8-10 человек. Содержание занятий подбирается таким образом, чтобы заинтересовать всех участников кружка.
Цель программы
Развитие творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в художественную деятельность.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить с основами искусства оригами;
- формировать устойчивый интерес к работе с бумагой;
- обучать чтению чертежей, по которым складываются фигурки;
- активизировать познавательный интерес детей к художественно-творческой деятельности.
- обеспечить раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать художественные способности детей
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление .
- развивать наблюдательность, пытливость ума, логические способности, память, самостоятельность, инициативность, способность к творческому самовыражению;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, не бояться трудностей.
Прогнозируемые результаты обучения.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
-простейшие правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами;
-виды бумаги и правила работы с ней;
-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник.);
-основные термины, используемые в оригами;
-базовые формы оригами, последовательность их изготовления.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
-различать виды бумаги;
-определять виды геометрических фигур;
-следовать устным инструкциям
-складывать основные базовые формы оригами: книжка, дверь, блин, треугольник, воздушный змей, двойной треугольник;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
-соблюдать правила культуры труда, работы в коллективе.
-соблюдать правила безопасности труда.
Результат освоения программы – умение конструировать из бумаги, формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.
Условия реализации программы.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная белая,
-бумага цветная,
- картон цветной,
-картон белый,
- клей ПВА,
- ножницы,
- линейка,
- простой карандаш,
-цветные карандаши.
Содержание образовательной программы
Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Часть первая совместной деятельности: организационная.
Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их.
Часть вторая. Основная.
Цель: развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, склонность к приобретению новых знаний.
Основные приемы и методы: беседы, художественное слово, анализ чертежей, словесные игры.
Часть третья. Практическая.
Цель: Самостоятельная организация работы детей.
Часть четвертая. Итоговая.
Цель: обыгрывание поделок, создание чувства удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
(старшая группа)
Месяц | Количество занятий | Наименование темы |
|
| |||
Сентябрь | 4 | Вводное. «Наши руки не для скуки». |
|
Оригами–японское слово |
| ||
Пальчиковая игра с использованием элементов оригами. | |||
Слон. |
| ||
Октябрь | 5 | Ворона. |
|
Палочка. |
| ||
Кузнечик. |
| ||
Водоплавающая птица. |
| ||
Шляпы для карнавала. | |||
Ноябрь | 4 | Гриб. |
|
Кролик. |
| ||
Ежик. |
| ||
Шапка мастера. |
| ||
Декабрь | 4 | Ворона. |
|
Стул. |
| ||
Стакан. |
| ||
Елочка в снегу. |
| ||
Январь | 3 | Самолет. |
|
Медицинская шапочка. |
| ||
Поросенок. |
| ||
Февраль | 4 | Совок. |
|
Слон. |
| ||
Цветок. |
| ||
Рыбка. |
| ||
Март | 4 | Лист тюльпана. |
|
Тюльпан. |
| ||
Звезда. |
| ||
Истребитель-1. |
| ||
Апрель | 4 | Юла. |
|
Волшебная палочка. |
| ||
Стриж. |
| ||
Ирис. |
| ||
Май | 4 | Пенал. |
|
Корона. |
| ||
Бабочка. |
| ||
Итоговое занятие. |
|
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы «В мире оригами» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации образовательного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которых рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.
Программа соединяет игру и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки, рассказать стишок:
Много могут пальчики-
озорные мальчики:
Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машину, и зверей.
Приготовьтесь поскорей!
Вы готовы? Начинаем!
Следовательно, при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения) и словесной (речь педагога) наглядности, учащиеся способны полностью усвоить материал Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. В процессе занятий используются различные формы занятий:
комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися, схемы и эскизы, таблицу с условными знаками, принятыми в оригами; таблицу с базовыми формами оригами; специальную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий.
План работы с родителями:
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Выступление на родительском собрании с презентацией программы 2.Анкетирование с целью выяснить отношения взрослых к проявлению творческих способностей у детей. |
Октябрь | Информационный уголок «Что должен знать ребёнок об искусстве оригами» |
Ноябрь | Совместное изготовление атрибутов к настольному театру «Репка» |
Декабрь | Информационный уголок «Техника безопасности при работе с бумагой» |
Январь | Информационный уголок «Знаете ли вы?» |
Февраль | Индивидуальные консультации «Развитие творческих способностей у вашего ребёнка» |
Март | Изготовление поделки для мам «Тюльпан» |
Апрель | Мастер – класс « Оригами своими руками. Перелётные птицы» |
Май | Открытое занятие с использованием метода оригами на тему «Голубь мира» |
Диагностика обученности.
1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение сделать изделие, следуя за показом учителя и слушая устные пояснения.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. Все об оригами. Изд-во «Кристалл», 2005.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. уроки оригами в школе и дома. Издательство «Аким», 1995.
4. Афонькин С. Ю., Лежнева Л.В., Пудова В. П. Оригами и аппликация.- СПб: Кристалл, 2001.
5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.
6. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002.
7.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников : конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005.
8. Кириченко Г.Объёмные оригами.-М.:Астрель: Полиграфиздат, СПб: Полигон,2012.
Кирьянова Ю.Большая книга оригами.-М.:АСТ-ПРЕСС,2010.
9. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999.. 10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
11. Сержантова Т. Б.366 моделей оригами.- М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
13. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008
14. Соколова С.В. Школа оригами. - М. 2004.
15. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007.
16.Эм. Г. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. - Ростов н/Д.:Легион,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842961-1478230795.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"
Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211536-1580052920.jpg)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461480-1404046585.jpg)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1000036-1587847972.jpg)
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-784989-1674377552.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-996313-1666690552.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-697879-1446035712.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...