Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)
рабочая программа (старшая группа)

Гусева Ирина Анатольевна МБДОУ Первомайский детский сад

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья в рамках  кружка по художественному развитию.  Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx60.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

Принято

педагогическим советом

МБДОУ «Первомайский детский сад»    

Протокол № 1 от 29.08.2020г.                            

Утверждено

Заведующий МБДОУ «Первомайский детский сад »

__________С.Н. Жилина

Приказ № 38/5  от 29.08.2020г.

        приказ № 144 от 10.09.2012г.          

Адаптированная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Творческая мастерская»

(базовый уровень)

Возраст воспитанников: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Гусева Ирина Анатольевна,

воспитатель

р.п. Первомайский, 2019 г.

Информационная карта программы

1. Наименование  учреждения, реализующего образовательную программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название

программы

Адаптированная дополнительная  общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская»

3. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность)

Гусева Ирина Анатольевна, высшее педагогическое образование, воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №   273 - ФЗ « Об образовании в РФ»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26.

4.2. Область применения

Дополнительное образование детей с ОВЗ

4.3. Направленность

Художественной

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст учащихся

по программе

5 – 6  лет

4.7. Продолжительность

обучения

1 учебный год

Содержание

Блок №1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы художественной  направленности «Творческая мастерская»

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..4
  2. Планируемые результаты освоения программы…………………………..9

1.3.    Календарно-тематический план …………………………………………..12

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный план-график ………………………………...........15
  2. Мониторинг детского развития………………………………………..….15
  3. Методическое обеспечение программы …………………………………..16

Блок №1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы художественной  направленности «Творческая мастерская»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья в рамках  кружка по художественному развитию.  Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ.

Программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы МБДОУ «Первомайский детский сад» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и создает  условия для дополнительногообразования дошкольников в форме кружковой работы. Данная программа разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов.

Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходимасвоевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. Развитию мелкой моторики в большей степени способствуют занятия продуктивными видами деятельности (аппликация, лепка, конструирование).

Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетических развитию в условиях детского сада позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности. Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ,  их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями речи имеют занятия художественной  направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Поэтому работа в творческой мастерской   занимает одно из главных мест в коррекционной работе с детьми по развитию мелкой моторики и способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка при переходе на новую ступень образования.

Педагогическая целесообразность данной программы обеспеченапедагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации индивидуально-возрастным особенностям воспитанников, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»сформирована  в  соответствии  с  принципами, определенными  ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество с семьёй
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Адресат программы

Адаптированная дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» адресована детям 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, желающим дополнительно заниматься художественно-эстетическим развитием, в соответствии с результатами мониторинга детского развития, при предварительном анкетировании родителей.

Возрастные особенности психофизического развития детей 5 – 6 лет

У детей 5 – 6 лет развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать додвух тысячработ, которые могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, ииллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки, работы по лепке и аппликации приобретают сюжетный характер;достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты снебольшими или, напротив, существенными изменениями.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Ониназывают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточныецветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, чтов различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитыватьнесколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решенияокажутся правильными только в том случае, если дети будут применятьадекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногомоделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различныхобъектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшенииобъектов в результате различных воздействий, представления о развитиии т. д.

Недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.Дети с ОВЗ имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Поэтому для работы с детьми с ОВЗ разработана «Адаптированная дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Объем и срок освоения программы

Продолжительность образовательного процесса по адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» - один учебный год. Общая трудоемкость программы составляет  36 часов и включает групповую, подгрупповую и индивидуальную работу.

Объем деятельности в день (мин)

Объем деятельности в неделю (мин)

Время деятельности в режиме дня (час. мин)

Период курса

Количество занятий        (в год)

25

25

15. 30 – 15.55

Сентябрь - май

36

Уровень освоения программы – базовый.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Место проведения:кабинет по изодеятельности МБДОУ «Первомайский детский сад».

Структура образовательной деятельностикружка «Творческая мастерская»

  1. Оргмомент: артикуляционная гимнастика, игры на снятие речевых зажимов
  2. Основная часть:
  • загадки, стихи, беседа о предстоящей деятельности;
  • обучение конструктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) в чередовании с пальчиковыми играми;
  • подведение итога
  1. Заключительная часть: релаксация (игровая деятельность)

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде комплексов всех видов гимнастик, физкультминуток, подвижных игр, танцевальных движений, закаливающих мероприятий, способствуют росту и развитию ребёнка, укреплению его физического  и психического здоровья.

Создание в группе спокойной, комфортной атмосферы способствует укреплению психического здоровья. Желание воспитателя помочь детям раскрыть свой художественный и речевой потенциал, доброжелательные отношения детей между детьми, между воспитателем и воспитанниками, душевная открытость между участниками воспитательного процесса, уважение личности ребёнка, баланс между индивидуализацией процесса воспитания и образования и развитием коллективизма – залог создания благоприятной психологической обстановки.

Игровые технологии. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, игра способствует наиболее безболезненному включению детей в воспитательно-образовательный  процесс. Игра – это способ обеспечения эмоционального отклика на условия жизнедеятельности, формирования нравственных качеств личности, так как взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия.

Компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет педагогу разнообразить формы и методы воспитательно-образовательного процесса, используя уже существующие компьютерные программы и развивающие игры для дошкольников, и создавать собственные презентации для наглядного обеспечения мероприятий с детьми и родителями, что способствует активизации деятельности воспитанников и раскрытию их творческого потенциала.

Технология развивающего обученияориентирует на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей.  Это  мотивация  на конкретное  действие, на познание.

Личностно-ориентированные  технологии предусматривают доброжелательные отношения, где взрослый –  партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной творческой деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности,  снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Интеграция образовательных областей способствует развитию всех сторон личности ребёнка и формированию у него определённой системы знаний о современной действительности и умения ориентироваться в окружающей обстановке.

Интеграция образовательных областей

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование познавательной и исследовательской деятельности детей с ОВЗ

Развитие познавательной активности воспитанников

Организация взаимосвязи между занятиями по изодеятельности и занятиями по познавательному развитию

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

Использование игр на снятие речевых зажимов

Вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях кружка и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни

Включение в изобразительные занятия работы с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, предметами народно-прикладного искусства, произведениями художественной литературы

ФИЗИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

Расширение двигательного опыта воспитанников (смена динамических поз, двигательные игровые упражнения – физкультминутки)

Развитие  мускулатуры кистей рук (пальчиковые игры, продуктивная деятельность с пластилином, ножницами)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Создание благоприятного эмоционального климата в группе

Воспитание культуры деятельности; формирование навыков сотрудничества

Создание условий для совместной изобразительной деятельности дошкольников; обучение правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты

Воспитание умения замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование художественно-изобразительных навыков и умений.

  • Формирование  эстетического вкуса в гармоничном сочетании элементов при оформлении работ  

Цель программы

Цельюработы в рамках кружка являетсявсестороннее развитие ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

Образовательные: 

  • способствовать формированию речемыслительной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • развивать словарь, связную речь;
  • совершенствовать изобразительные навыки и умения, формироватьхудожественно-творческие способности;
  • учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
  • учить передавать в изодеятельности выразительность образа, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;
  • формировать технические умения и навыки работы сразнообразными материалами для изодеятельности; побуждать использовать дополнительные материалы;

Развивающие: 

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
  • развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
  • развивать интерес к изодеятельности, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Воспитательные:

  • формировать  эстетическое отношение к миру;
  • воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с действиями товарищей;
  • воспитыватьустойчивый интерес к занятиям изобразительной деятельностью, словесным и пальчиковым играм и упражнениям, желание использовать их в самостоятельной игровой деятельности;
  • формировать общую культуру личности воспитанников;

1.2.Планируемые результаты по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой деятельности

К концу года ребенок 5-6 лет с ОВЗ должен:

  • уметь вести беседу на обиходную тему, ориентируясь на вопросы и без них; придумывать предложения по серии картинок, по картинке; выполнять артикуляционные упражнения;
  • владеть навыками коммуникативного диалога, элементарными моделями словообразования и словоизменения;
  • выполняь различные движения кистями и пальцами рук;
  • уметь создавать сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке;
  • создавать коллективные композиции из разных предметов, игрушек, используя все многообразие используемых приемов лепки;
  • изображать предметы и создает несложные сюжетные композиции, используяразнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги;
  • проявлять творчество в создании продуктов изобразительной деятельности;
  • высказывать свои мысли о ходе деятельности;
  • в самостоятельной игровой деятельности использовать пальчиковые и словесные игры.

1.3. Календарно-тематический план

Месяц, тема

Кол-во  часов

Тема занятия

Мероприятия

Сентябрь

«Осенние мотивы» (работа с природным материалом)

4

Аппликация из листьев «Осенний ковер»

Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Выставка детско-родительского художествен-ного творчества «Поделки из природного материала»

Объемная аппликация из бумаги «Осень в лесу»

Нетрадиционное рисование листьями (печать) «Осенний букет»

Пластилинграфия «Осенние листочки»

Октябрь

«Яркие

ладошки» (работа с бумагой, пластлином)

5

«Осень на ладошке» (аппликация)

Папка-передвижка «Игры на прогулке»

Выставка детского художественного творчества «Мы вместе» (коллективная работа-аппликация)

Пластилинография «Лебедь белая плывет»

«Чудо-дерево» (коллективная аппликация)

«Ожившие ладошки» (аппликация (ладошка) + дорисовывание по замыслу)

Ноябрь

«Мир крупы» (работа с крупой)

4

Опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание крупы»

Нетрадиционное родительское собрание

Выставка детско-родительского художествен-ного творчества «Мир крупы»

Аппликация из разноцветной крупы «Веселый светофор»

Пальчиковое рисование «Рассыпался горох»

Аппликация из разноцветной крупы «Цветы для мамы»

Декабрь

«Зимние забавы» (работа со свечой,  ватными дисками, палочками, пластилином)

4

Рисование свечой «Дворец Снежной Королевы»

Создание альбома совместного детско-родительского художественного творчества «Зимушка-зима»

Аппликация из ватных дисков «Веселый медвежонок Панда»

Пластилинография «Снежинка»

Рисование ватными палочками «Зимушка-зима»

Январь

«Чудесные скорлупки»

3

Опытно-экспериментальная деятельность с яичными скорлупками

Консультация для родителей «Волшебные скорлупки»

Выставка детского художественного творчества

Аппликация (мозаика) из яичной скорлупы

«Герои сказок К. И. Чуковского» (изготовление игрушек для настольного театра из яичной скорлупы и бросового материала)

Февраль

«Защитники Отечества» (работа с бумагой и картоном, с пластилином)

4

«Вальс снежных хлопьев» (рисование мятой бумагой – печать)

Папка-передвижка «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста»

Выставка детского художественного творчества «Мы вместе»

«Летят самолеты» (коллективная аппликация)

Пластилинография «Российский флаг»

«На парад» (конструирование из бумаги)

Март

«Весна идет» (работа с пластилином, салфетками)

4

Пластилинография «Мимоза»

Папка-передвижка «Игры, которые лечат»

Выставка детского художественного творчества

«Букет для мамы» (аппликация из салфеток)

Пластилинография «Солнышко лучистое»

«Птицы прилетели» (коллективная работа: аппликация из жгутиков (салфетки)

Апрель

«В гостях у сказки»

4

«Три медведя» (изготовление игрушек для настольного театра из конусов)

Выставка детского художественного творчества

Совместные театрализованные игры педагога, детей и родителей

Пластилинография «Колобок»

«Три поросенка» (изготовление игрушек для настольного театра из коробок)

«У Лукоморья дуб зеленый» (коллективная работа – трафаретная печать, скатывание бумаги, пластилинография)

Май

«Здравствуй, лето»

(работа с бумагой в технике оригами, с пластилином)

4

Рисование набрызгом «Салют»

Выставка детского художественного творчества «Здравствуй, лето»

Праздник «День защиты детей»

«Бабочки на лугу» (оригами)

Пластилинография «Божья коровка на ромашке»

«Олимпийская медаль» (оригами)

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

С целью создания психолого-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» разработаны календарный план-график, оценочные материалы, подобраны методические материалы.

2.1. Календарный учебный план-график

Период

Продолжительность

Количество недель, дней

Количество занятий

I период

с 02.09.2019г. по 31.12.2019г.

17 недель/122 календарных дня

17

II период

с 09.01.2020г. по 31.05.2020г.

19 недель/151 календарный день

19

2.2. Мониторинг детского развития

При реализации адаптированной дополнительной образовательной программы три раза (сентябрь - вводная, декабрь - промежуточная, апрель - итоговая) в течение учебного года проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, связанной  с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики  используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития):
  2. оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.  В связи с этим педагогический мониторинг:

  • не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывать зону ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по художественно-эстетическому развитию;
  • учитывает представленные в адаптированной дополнительной  программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для сравнения с реальными достижениями детей.

2.3. Методическое обеспечение программы

  • Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей.Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016.
  • Борменква Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
  • Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
  • Гайдук Л. Л. , Жужома В. Х. Интегрированные занятия для детей с ОНР. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017.
  • Казакова Р.Г., Сайганова Т. И. Занятия по рисованию с дошкольниками. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017.
  • Котова Е. В., Кузнецова С. В. Развитие творческих способностей дошкольников. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2010.
  • Максимова Е., Рахматуллина О. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва. Обруч. 2011.
  • Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
  • Сиротюк А. И. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2014.
  • Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший дошкольный возраст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...