Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья в рамках кружка по художественному развитию. Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 60.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Первомайского района Тамбовской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
Принято педагогическим советом МБДОУ «Первомайский детский сад» Протокол № 1 от 29.08.2020г. | Утверждено Заведующий МБДОУ «Первомайский детский сад » __________С.Н. Жилина Приказ № 38/5 от 29.08.2020г. приказ № 144 от 10.09.2012г. |
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Творческая мастерская»
(базовый уровень)
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Гусева Ирина Анатольевна,
воспитатель
р.п. Первомайский, 2019 г.
Информационная карта программы
1. Наименование учреждения, реализующего образовательную программу | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» |
3. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность) | Гусева Ирина Анатольевна, высшее педагогическое образование, воспитатель |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база |
|
4.2. Область применения | Дополнительное образование детей с ОВЗ |
4.3. Направленность | Художественной |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | Образовательная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 5 – 6 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 учебный год |
Содержание
Блок №1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская»
- Пояснительная записка……………………………………………………..4
- Планируемые результаты освоения программы…………………………..9
1.3. Календарно-тематический план …………………………………………..12
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
- Календарный учебный план-график ………………………………...........15
- Мониторинг детского развития………………………………………..….15
- Методическое обеспечение программы …………………………………..16
Блок №1. «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья в рамках кружка по художественному развитию. Данная программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие речи и формирование художественно - эстетических способностей у детей с ОВЗ.
Программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы МБДОУ «Первомайский детский сад» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и создает условия для дополнительногообразования дошкольников в форме кружковой работы. Данная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов.
Актуальность адаптированной дополнительной программы обусловлена тем, что воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ, так как им необходимасвоевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. Развитию мелкой моторики в большей степени способствуют занятия продуктивными видами деятельности (аппликация, лепка, конструирование).
Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетических развитию в условиях детского сада позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности. Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ, их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями речи имеют занятия художественной направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
Поэтому работа в творческой мастерской занимает одно из главных мест в коррекционной работе с детьми по развитию мелкой моторики и способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка при переходе на новую ступень образования.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспеченапедагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, подтверждается соответствием форм организации индивидуально-возрастным особенностям воспитанников, вовлеченностью в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»сформирована в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество с семьёй
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Адресат программы
Адаптированная дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» адресована детям 5 – 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, желающим дополнительно заниматься художественно-эстетическим развитием, в соответствии с результатами мониторинга детского развития, при предварительном анкетировании родителей.
Возрастные особенности психофизического развития детей 5 – 6 лет
У детей 5 – 6 лет развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать додвух тысячработ, которые могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, ииллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки, работы по лепке и аппликации приобретают сюжетный характер;достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты снебольшими или, напротив, существенными изменениями.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Ониназывают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточныецветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, чтов различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитыватьнесколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решенияокажутся правильными только в том случае, если дети будут применятьадекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногомоделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различныхобъектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшенииобъектов в результате различных воздействий, представления о развитиии т. д.
Недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.Дети с ОВЗ имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Поэтому для работы с детьми с ОВЗ разработана «Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Объем и срок освоения программы
Продолжительность образовательного процесса по адаптированной дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» - один учебный год. Общая трудоемкость программы составляет 36 часов и включает групповую, подгрупповую и индивидуальную работу.
Объем деятельности в день (мин) | Объем деятельности в неделю (мин) | Время деятельности в режиме дня (час. мин) | Период курса | Количество занятий (в год) |
25 | 25 | 15. 30 – 15.55 | Сентябрь - май | 36 |
Уровень освоения программы – базовый.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Место проведения:кабинет по изодеятельности МБДОУ «Первомайский детский сад».
Структура образовательной деятельностикружка «Творческая мастерская»
- Оргмомент: артикуляционная гимнастика, игры на снятие речевых зажимов
- Основная часть:
- загадки, стихи, беседа о предстоящей деятельности;
- обучение конструктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) в чередовании с пальчиковыми играми;
- подведение итога
- Заключительная часть: релаксация (игровая деятельность)
Образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде комплексов всех видов гимнастик, физкультминуток, подвижных игр, танцевальных движений, закаливающих мероприятий, способствуют росту и развитию ребёнка, укреплению его физического и психического здоровья.
Создание в группе спокойной, комфортной атмосферы способствует укреплению психического здоровья. Желание воспитателя помочь детям раскрыть свой художественный и речевой потенциал, доброжелательные отношения детей между детьми, между воспитателем и воспитанниками, душевная открытость между участниками воспитательного процесса, уважение личности ребёнка, баланс между индивидуализацией процесса воспитания и образования и развитием коллективизма – залог создания благоприятной психологической обстановки.
Игровые технологии. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, игра способствует наиболее безболезненному включению детей в воспитательно-образовательный процесс. Игра – это способ обеспечения эмоционального отклика на условия жизнедеятельности, формирования нравственных качеств личности, так как взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия.
Компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет педагогу разнообразить формы и методы воспитательно-образовательного процесса, используя уже существующие компьютерные программы и развивающие игры для дошкольников, и создавать собственные презентации для наглядного обеспечения мероприятий с детьми и родителями, что способствует активизации деятельности воспитанников и раскрытию их творческого потенциала.
Технология развивающего обученияориентирует на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание.
Личностно-ориентированные технологии предусматривают доброжелательные отношения, где взрослый – партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной творческой деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Интеграция образовательных областей способствует развитию всех сторон личности ребёнка и формированию у него определённой системы знаний о современной действительности и умения ориентироваться в окружающей обстановке.
Интеграция образовательных областей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Формирование познавательной и исследовательской деятельности детей с ОВЗ Развитие познавательной активности воспитанников Организация взаимосвязи между занятиями по изодеятельности и занятиями по познавательному развитию |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Использование игр на снятие речевых зажимов Вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях кружка и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни Включение в изобразительные занятия работы с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, предметами народно-прикладного искусства, произведениями художественной литературы |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Расширение двигательного опыта воспитанников (смена динамических поз, двигательные игровые упражнения – физкультминутки) Развитие мускулатуры кистей рук (пальчиковые игры, продуктивная деятельность с пластилином, ножницами) |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Создание благоприятного эмоционального климата в группе Воспитание культуры деятельности; формирование навыков сотрудничества Создание условий для совместной изобразительной деятельности дошкольников; обучение правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты Воспитание умения замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Формирование художественно-изобразительных навыков и умений.
|
Цель программы
Цельюработы в рамках кружка являетсявсестороннее развитие ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию речемыслительной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- развивать словарь, связную речь;
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формироватьхудожественно-творческие способности;
- учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
- учить передавать в изодеятельности выразительность образа, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;
- формировать технические умения и навыки работы сразнообразными материалами для изодеятельности; побуждать использовать дополнительные материалы;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
- развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
- развивать интерес к изодеятельности, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Воспитательные:
- формировать эстетическое отношение к миру;
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с действиями товарищей;
- воспитыватьустойчивый интерес к занятиям изобразительной деятельностью, словесным и пальчиковым играм и упражнениям, желание использовать их в самостоятельной игровой деятельности;
- формировать общую культуру личности воспитанников;
1.2.Планируемые результаты по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой деятельности
К концу года ребенок 5-6 лет с ОВЗ должен:
- уметь вести беседу на обиходную тему, ориентируясь на вопросы и без них; придумывать предложения по серии картинок, по картинке; выполнять артикуляционные упражнения;
- владеть навыками коммуникативного диалога, элементарными моделями словообразования и словоизменения;
- выполняь различные движения кистями и пальцами рук;
- уметь создавать сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке;
- создавать коллективные композиции из разных предметов, игрушек, используя все многообразие используемых приемов лепки;
- изображать предметы и создает несложные сюжетные композиции, используяразнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги;
- проявлять творчество в создании продуктов изобразительной деятельности;
- высказывать свои мысли о ходе деятельности;
- в самостоятельной игровой деятельности использовать пальчиковые и словесные игры.
1.3. Календарно-тематический план
Месяц, тема | Кол-во часов | Тема занятия | Мероприятия |
Сентябрь «Осенние мотивы» (работа с природным материалом) | 4 | Аппликация из листьев «Осенний ковер» | Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь» Выставка детско-родительского художествен-ного творчества «Поделки из природного материала» |
Объемная аппликация из бумаги «Осень в лесу» | |||
Нетрадиционное рисование листьями (печать) «Осенний букет» | |||
Пластилинграфия «Осенние листочки» | |||
Октябрь «Яркие ладошки» (работа с бумагой, пластлином) | 5 | «Осень на ладошке» (аппликация) | Папка-передвижка «Игры на прогулке» Выставка детского художественного творчества «Мы вместе» (коллективная работа-аппликация) |
Пластилинография «Лебедь белая плывет» | |||
«Чудо-дерево» (коллективная аппликация) | |||
«Ожившие ладошки» (аппликация (ладошка) + дорисовывание по замыслу) | |||
Ноябрь «Мир крупы» (работа с крупой) | 4 | Опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание крупы» | Нетрадиционное родительское собрание Выставка детско-родительского художествен-ного творчества «Мир крупы» |
Аппликация из разноцветной крупы «Веселый светофор» | |||
Пальчиковое рисование «Рассыпался горох» | |||
Аппликация из разноцветной крупы «Цветы для мамы» | |||
Декабрь «Зимние забавы» (работа со свечой, ватными дисками, палочками, пластилином) | 4 | Рисование свечой «Дворец Снежной Королевы» | Создание альбома совместного детско-родительского художественного творчества «Зимушка-зима» |
Аппликация из ватных дисков «Веселый медвежонок Панда» | |||
Пластилинография «Снежинка» | |||
Рисование ватными палочками «Зимушка-зима» | |||
Январь «Чудесные скорлупки» | 3 | Опытно-экспериментальная деятельность с яичными скорлупками | Консультация для родителей «Волшебные скорлупки» Выставка детского художественного творчества |
Аппликация (мозаика) из яичной скорлупы | |||
«Герои сказок К. И. Чуковского» (изготовление игрушек для настольного театра из яичной скорлупы и бросового материала) | |||
Февраль «Защитники Отечества» (работа с бумагой и картоном, с пластилином) | 4 | «Вальс снежных хлопьев» (рисование мятой бумагой – печать) | Папка-передвижка «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста» Выставка детского художественного творчества «Мы вместе» |
«Летят самолеты» (коллективная аппликация) | |||
Пластилинография «Российский флаг» | |||
«На парад» (конструирование из бумаги) | |||
Март «Весна идет» (работа с пластилином, салфетками) | 4 | Пластилинография «Мимоза» | Папка-передвижка «Игры, которые лечат» Выставка детского художественного творчества |
«Букет для мамы» (аппликация из салфеток) | |||
Пластилинография «Солнышко лучистое» | |||
«Птицы прилетели» (коллективная работа: аппликация из жгутиков (салфетки) | |||
Апрель «В гостях у сказки» | 4 | «Три медведя» (изготовление игрушек для настольного театра из конусов) | Выставка детского художественного творчества Совместные театрализованные игры педагога, детей и родителей |
Пластилинография «Колобок» | |||
«Три поросенка» (изготовление игрушек для настольного театра из коробок) | |||
«У Лукоморья дуб зеленый» (коллективная работа – трафаретная печать, скатывание бумаги, пластилинография) | |||
Май «Здравствуй, лето» (работа с бумагой в технике оригами, с пластилином) | 4 | Рисование набрызгом «Салют» | Выставка детского художественного творчества «Здравствуй, лето» Праздник «День защиты детей» |
«Бабочки на лугу» (оригами) | |||
Пластилинография «Божья коровка на ромашке» | |||
«Олимпийская медаль» (оригами) |
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
С целью создания психолого-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» разработаны календарный план-график, оценочные материалы, подобраны методические материалы.
2.1. Календарный учебный план-график
Период | Продолжительность | Количество недель, дней | Количество занятий |
I период | с 02.09.2019г. по 31.12.2019г. | 17 недель/122 календарных дня | 17 |
II период | с 09.01.2020г. по 31.05.2020г. | 19 недель/151 календарный день | 19 |
2.2. Мониторинг детского развития
При реализации адаптированной дополнительной образовательной программы три раза (сентябрь - вводная, декабрь - промежуточная, апрель - итоговая) в течение учебного года проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития):
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по художественно-эстетическому развитию;
- учитывает представленные в адаптированной дополнительной программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для сравнения с реальными достижениями детей.
2.3. Методическое обеспечение программы
- Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей.Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016.
- Борменква Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
- Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
- Гайдук Л. Л. , Жужома В. Х. Интегрированные занятия для детей с ОНР. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т. И. Занятия по рисованию с дошкольниками. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017.
- Котова Е. В., Кузнецова С. В. Развитие творческих способностей дошкольников. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2010.
- Максимова Е., Рахматуллина О. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва. Обруч. 2011.
- Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018.
- Сиротюк А. И. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2014.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший дошкольный возраст...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...