Сценарий образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: конструирование "Дома многоэтажные"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Кузенкова Ирина Борисовна

Данная публикация поможет педагогам ДОУ организовать образовательную деятельность по конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: конструирование "Дома многоэтажные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: конструирование «Дома многоэтажные»

Цель: научить детей строить многоэтажный дом. Сформировать умение осуществлять пространственный анализ образца, выделять части, из которых сделан образец (стены, перекрытия, балкон, подъезд и т.п.). Развивать умение делать постройку прочной, распределять ее в высоту.  Обучить творческому конструированию по замыслу.

Задачи: Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни. Закреплять умение строить многоэтажные дома, выделять основные части и характерные детали конструкций, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, заменять одни детали другими. Формировать элементарные представления об истории человечества и его жилища. Закреплять умение детей различать и называть овал, круг, прямоугольник и квадрат. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем похожи и чем отличаются и т. д.). Продолжать развивать речь как средство общения, расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать творческую самостоятельность, вызывая у детей эмоционально положительный отклик на игровое действие.

Оборудование: колокольчик, иллюстрации о домах (от пещеры до многоэтажных зданий). Оборудование для игры «Найди свой дом»;

демонстрационный материал - кирпичи (белый, красный, жёлтый);

разновидность строительного материала (конструктора) в достаточном количестве.

Ход деятельности:

 (дети стоят в кругу, воспитатель звонит в колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

–ДОБРОЕ УТРО!!!

- Ребята, звонкий колокольчик мы будем передавать по кругу и отвечать на вопрос «Где кто живет…?» по-очереди, пока колокольчик не вернется ко мне. Договорились?

Медведь живет в...(берлоге);

Бобер построил…(хатку)

Нора волка называется…(логово);

Белкин дом…(дупло);

Лиса живет в…(норе);

Заяц живет…(под кустом в снежной яме);

У ежа дом…(нора в земле)

Собака живет….(конуре)

Человек живет….  (в доме).

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с Вами говорить? Совершенно верно, о домах!

- Что такое дом? Для чего он всем нужен?

Выслушав высказывания детей, обобщить сказанное.

Воспитатель:

- Дом - сооружение, место, в котором живут люди, он служит для укрытия от нападения хищных зверей, от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания детей, хранения припасов, отдыха.

- Вам нравится жить в своих домах? Почему? (В них уютно, тепло и светло).

- Как вы думаете, ребята, всегда ли люди жили в таких домах, в которых живем мы с Вами сейчас?

- Хотите узнать, какие жилища были раньше? Я попрошу Вас подойти к доске.

Показ иллюстраций

Иллюстрация 1 (пещера).

Воспитатель:

- Первобытные люди рыли себе укрытия под землей, подражая животным, а также находили всевозможные расщелины и небольшие пещеры в горах, где можно было бы спрятаться. Уже тогда они стремились благоустроить свои жилища - пещеры: мостили жилые площадки камнем, сооружали каменные ограды.

Иллюстрация 2 (землянка, шалаш).

Воспитатель:

- Древнейшие жилища (дома) людей, которые жили на равнинах, где не было пещер в горах, - это землянки и шалаши.

Иллюстрация 3 (жилище из веток, деревьев).

Воспитатель: 

- С изменением климата, похолоданием появилась необходимость заниматься строительством жилищ. Строительным материалом служили упавшие деревья, а также кости животных, которые покрывали шкурами мамонта.

Иллюстрация 4 (жилище-чум).

Воспитатель:

- На Севере, где суровые холодные зимы, жилище состояло из одной комнаты круглой или квадратной формы. Посередине комнаты, для того чтобы согреться и приготовить пищу, разводили огонь, а дым от огня выходил в отверстие наружу.

Иллюстрация 5 (изба-сруб)

Воспитатель:

- На Руси, где в лесах растет много деревьев, главным материалом для строительства жилья служили бревна. Дома рубили из бревен, поэтому и называют эти жилища срубами. Дома были большей частью однокомнатные, в выкопанных углублениях пола делались хозяйственные хранилища.

Иллюстрация  6 (мазанка).

Воспитатель:

- В сухих и безлесных районах стены домов строили из камня или сооружали каркас-основу из тонких веток дерева или даже хвороста и обмазывали глиной. Такие дома называют мазанками.

Иллюстрация 7 (многоэтажные дома).

Воспитатель:

- Человечество прошло огромный и трудный путь от пещеры до небоскреба. Люди научились применять в строительстве не только песок, глину и камень, но и древесину, металл, бетон, щебень, известь, гипсокартон, фанеру, керамику и даже стекло и пластмассу.

Дидактическая игра «Найди свой дом»

Воспитатель:

- Давайте поиграем. Вы будете жителями вот этих домов.

Выставить  дома с вырезанными окнами разных форм: круглым, квадратным, овальным и прямоугольным.

Воспитатель:

- Чем отличаются эти дома? (Формой окон.) Какой формы окно этого дома? (Круглое, квадратное, овальное, прямоугольное.)

Воспитатель:

- Вот разноцветные ключи от дома.... (имя ребенка), возьми один ключик. Какого цвета ключ ты взял(а)? Какой формы этот ключ? Как ты думаешь, этот ключ от какого дома? Почему ты так решил(а)? (Форма ключа соответствует форме окна этого дома.) Выберите себе ключи от дома.

Воспитатель:

- Покажите ключи красного (синего, зеленого, розового, голубого...) цвета. (Дети выполняют.) Поднимите ключи от дома с квадратным (круглым, овальным, прямоугольным) окном. (Дети выполняют.) Сейчас я расположу дома в групповой комнате.

Раскладываю на стульях у противоположных стен картинки с изображением дома.

Воспитатель:

- Пока будет звучать музыка, вы веселитесь, танцуйте. Как только музыка закончится — «возвращайтесь» в свои дома. Бегите аккуратно, не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель: В какие дома раньше всех вернулись его жители? (Ответы детей.) Посмотрите, все правильно нашли свой дом? Никто не заблудился, не потерялся?

Игра повторяется несколько раз.

Усложнение. Меняю местами дома на стульях в то время, пока дети танцуют под музыку.

Воспитатель: Легко ли построить дом, как вы думаете?

Воспитатель выслушивает ответы ребят.

Воспитатель:

- Правильно, дом построить непросто. Как говорится в пословице, «Построить здание - надо иметь знание». О чем говорит эта пословица? (Чтобы построить дом, надо много знать, долго учиться, многое уметь делать.) 

Пальчиковая игра «Строим дом»

Стук-стук молотком, (имитация молотка)

 Строим, строим новый дом. (ходьба на месте)

 Ты, пила, пили быстрей, (имитация пилы)

Домик строим для людей. (прыжки на месте)

Стенка (трогаю шечку),

Стенка (другая шечка),

Потолочек (лобик),

Два окошка (глазки)

 Вот звоночек (носик)… Дззиньь!

- Прежде чем приступить к строительству дома, его надо придумать и начертить на бумаге. Вы знаете, кто придумывает дом? (архитектор)

Воспитатель:  

- Кто знает, с чего начинают строительство дома?

Дав детям возможность высказаться, взрослый делает обобщение.

Воспитатель:  

- Строительство любого дома начинается с фундамента. Фундамент - это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. Экскаваторы копают котлован, бетонщики делают заливку под фундамент. Когда фундамент готов, каменщики начинают выкладывать стены дома. Ребята, вы уже умеете строить одноэтажные дома. А сегодня я вам предлагаю построить многоэтажные дома. Вспомните и назовите, какие части есть у дома. (Фундамент, стены с окнами, перекрытия, крыша, дверь.). Из какого строительного материала можно построить стены дома? (Из кирпичиков и кубиков.).  Как надо располагать кубики и кирпичики, чтобы получились стены и окна? (Кирпичики надо ставить узкой короткой стороной на фундамент, а кубики — друг на друга). Как мы можем сделать пролет для двери и окон? (Не ставить кубики и кирпичики там, где будут окна и двери.). Так мы строили одноэтажные дома. Чтобы построить второй, третий этажи в доме, надо правильно сделать перекрытие. Вначале на кубики (кирпичики) мы положим пластины или кирпичики на стены. Вот и получился потолок для первого этажа и пол для второго. Дальше вы будете строить второй этаж, так же можно построить третий и четвертый этажи. Как вы думаете, будут ли второй и третий этажи отличаться от первого?

Педагог подводит детей к ответу, что входная дверь будет только на первом этаже.

Строить город мы решили,

Дом из кирпичей сложили.

Но один мы можем дом

Городом назвать с трудом.

Нужно десять или двадцать.

Что ж, придется постараться.

Строим мы дома, и вот

Город на глазах растет.

Чтобы справить новоселье

И отпраздновать веселье,

Люди в магазин пойдут,

А его и нету тут.

Горожан мы не расстроим,

Магазины вмиг построим.

Только чем в них торговать,

Где продукты доставать?

Привезти товаров много

Можно, если есть дорога.

Но чтоб все по ней возить,

Нужен для машин бензин,

Так что мы шоссе вдогонку

Возведем бензоколонку.

Мы еще построим школу,

Спортплощадку для футбола

И Дом творчества, чтоб там

Мастерить мог каждый сам.

Воспитатель:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Посмотрите, какие дома у нас получились? (трехэтажные, многоэтажные, уютные, высокие, тёплые, красивые, яркие, большие и т.д.).

- Какое задание вам понравилось больше всего?  Ребята, как называются жилища, которые были раньше? Что вы расскажете своим друзьям о сегодняшней встрече?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»

Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать   умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....

СЦЕНАРИЙ образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование навыков двигательной деятельности посредством подвижных игр.      играть в подвижные игры, соблюдая правила, действуя по заданному алгоритму; подбирать материал и обор...

СЦЕНАРИЙ образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование навыков двигательной деятельности посредством подвижных игр.      играть в подвижные игры, соблюдая правила, действуя по заданному алгоритму; подбирать материал и обор...