Проект по конструированию "Юные конструкторы"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Проект по конструированию "Юные конструкторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_konstruirovaniyu_starshaya_gruppa._yunyy_konstruktor.docx | 716.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
городского округа Самара
Педагогический проект по конструированию с детьми старшей группы № 10.
Тема: «Юные конструкторы»
Подготовили и провели
воспитатели:
Сычёва Ольга Александровна
Рассадина Надежда Александровна
Самара , 2022 г.
Паспорт проекта
Направление образовательной деятельности | Конструирование |
Название проекта | «Юный конструктор» |
Вид проекта | По виду деятельности: творческий, познавательно -исследовательский. По срокам проведения: среднесрочный (ноябрь - декабрь 2022г.) По составу: групповой |
Разработчики проекта | Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы № 10. Родители детей группы № 10. Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна. |
Актуальность | Данный проект актуален тем, что продолжает раскрывать для детей дошкольного мир техники. LEGO-конструирование способствует развитию технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является одним из средств для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире. Одна из главных задач нашего проекта - это введение в образовательную деятельность различных видов конструирования, как деятельность способствующая формированию первоначальным техническим навыкам у дошкольников. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. -Формируются предпосылки конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. -Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. -Формируются трудовые навыки: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Дети будут иметь представления: -о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений; -об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; -о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов. -Движущиеся механизмы. |
Цель проекта | Создать объекты из различных видов конструктора LEGO в соответствии со схемой. |
Основные задачи проекта | -Продолжать знакомить детей с различными видами конструктора LEGO . -Научить конструировать, используя разные виды конструкторов LEGO . -Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. -Упражнять «читать» чертежи деталей. Научить устанавливать последовательность выполнения работы, соблюдать данную последовательность. -Содействовать формированию функции самоконтроля – ребёнок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их. - Формирование трудовых навыков. |
Принципы построения проекта. | Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. |
Методы и приёмы. | Для реализации целей и задач проекта , мы использовали разнообразные методы и приемы. Наглядный: рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу) Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, конструирование по замыслу. Словесный:краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседа. Проблемный:постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета(сюжетно-ролевые и режиссёрские игры). Частично - поисковый :решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения детей конструирова-нию. | -конструирование по образцу; -конструирование по замыслу; -совместное конструирование с педагогом; -конструирование по воображению; -конструирование по модели; -конструирование по условиям; -конструирование по чертежам и наглядным схемам; -тематическое конструирование. |
Продукт проекта | Сочинение технической сказки и создание (конструирование) материалов и деталей для данной сказки из различных видов конструктора LEGО, участие в конкурсе «Икарёнок». Конструирование в непосредственно - образовательной деятельности. Самостоятельное конструирование. |
Этапы реализации проекта (Примерный план работы )
Подготовительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей | Анкетирование: 1)Имеется ли Leco или другой конструктор дома у ребёнка? 2)Часто ли ребёнок играет с конструктором? 3)Играет ли родитель вместе с ребёнком в конструктор? |
Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов | Систематизация материала. | |
Привлечь родителей к реализации проекта | Ознакомление родителей с проектом (буклет)
| |
Подготовить практический материал: емкости для деталей, изготовить схемы-карточки, подготовить разные виды конструктора. | Привлечь родителей к реализации проекта | Беседы по проведению проекта. Информирование родителей о работе по Лего-конструированию в группе, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по Лего –конструированию. |
Основной этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Занятия по обучению детей конструированию из ЛЕГО,продолжение знакомства с видами конструктора LEGO . | Развитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков конструирования. | |
Детская площадка (Сооружения для детской площадки). Начинаем конструировать. Беседа «Умейте дружбой дорожить». Беседа на тему «Учимся помогать друзьям» | 2 | Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО ?» Конструирование. «Воспитываем добротой». «Детей учит то, что их окружает». |
Дидактические игры: «Найди постройку» «Кто быстрее» «Что изменилось?» «Назови и построй» «Собери модель» | Способствовать развитию внимания,наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками. Закреплять названия деталей лего конструктора . Знакомить с элементарными видами передач. | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе!» |
Практическое осуществление экспериментальной деятельности. Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях. | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO», в том числе с движущимися механизмами. Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение работать в паре, умение договариваться. | Консультация по подготовки для участия в конкуре «Икарёнок»(Техническая сказка) |
Реализация проекта: Техническая сказка «Про городок Мастеров - конструкторов». | Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам. | Подготовка к участияю в конкурсе «Икарёнок». |
Заключительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг. | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей. | |
Подготовка к созданию презентации ( Техническая сказка- участие в конкурсе). | Участие в конкурсе «Икарёнок» | Помощь в подготовке детей к созданию презентации. |
Дети представляют свои работы(дома, беседки,горки, карусели, качели, которые у них получились) и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. | Вывод о проделанной работе | Презентация работ детей в форме видеоролика. |
Взаимодействие с педагогами:
- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.
- Создание картотеки дидактических игр с конструкторами.
- Предложение проекта в помощь педагогам.- Публикация проекта в интернет изданиях.
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,
2014.
Л.В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий - Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера.
Л. В. Куцакова, Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика Синтез.
Л. Г. Комарова, Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) - Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС».
Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, (Новый детский сад с любовью).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
детей в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,
внимания, воображения?
3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
__________________________________________________________________
6.Какие виды конструирования Вы знаете?
__________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию
вместе с ребѐнком?
__________________________________________________________________
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .
Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.
Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.
Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:
- Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
- Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».
Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.
Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».
- После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.
При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.
Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;
– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.
- Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:
-Расскажи, что ты будешь делать?
-Расскажи, какие детали будешь использовать?
-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?
-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?
-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.
Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.
Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.
В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).
- После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:
– Расскажи, что у тебя получилось?
– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?
– Расскажи, как скреплял детали?
– Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.
- После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.
В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.
Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.
Дидактические игры.
«Найди постройку»
Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.
Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.
«Что изменилось?»
Цель: Способствовать развитию быстроты внимания
Материалы: набор LEGO- конструктора, укрывной материал
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материалы: кирпичики LEGО
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект с детьми "Конструкторы"
В наше время немногие дети знают множество разновидностей конструкторов, так-как ошибочно считают, что под словом конструкторы это только разновидность «Лего»....
проект "Использование ТИКО конструктора в непрерывной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС
Использование ТИКО конструктора помогает в игровой форме активизировать познание окружающего мира детьми....
Педагогический проект «Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей»
Педагогический проект«Возможности использования конструктора lego для обогащения математических представлений детей»Шиманова Татьяна Владимировна,воспитатель МБДОУ Детский сад №184«К...
Всероссийский конкурс методических разработок и педагогических идей с проектом Тема "Юный конструктор"
Участие в конкурсе с проектом...
Проект с использованием конструктора Lego WeDo Кошка вышла на охоту…
Проект создан для педагогов в помощь в работе в рамках дополнительной образовательной деятельности по констуированию и робототехнике. Цель проекта - собрать из конструктора Lego WeDo конструкцию, кото...
Проект "Наши друзья - конструкторы"
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей де...
Проект "Волшебный мир конструктора"
В результате проектной деятельности дети узнали, как правильно называть детали конструктора, сравнивали предметы (форма, величина, цвет). Создавали простейшую конструкцию по образцу. Результаты работы...