Оригами, как один из проектов STEM.
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Людмила Петровна Басова

Оригами, как один из проектов STEM

          Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Зародилось оно в стране восходящего солнца – Японии. Долгое время данный вид искусства был доступен лишь людям высшего сословия и только после второй мировой войны оно вышло за пределы Японии и сразу покорило сердца многих людей, стало хобби миллионов.

          Впервые с оригами мы начинаем знакомить детей еще в дошкольном возрасте. Но именно с какого возраста нужно начинать обучение? В этом мнение педагогов расходятся.

            На мой взгляд, оригами – это конструирование из бумаги, которое очень хорошо развивает у дошкольника мелкую моторику, развивает воображение, привлекает конечным результатом. Бумага самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Поэтому считаю, что знакомство с оригами нужно начинать, примерно, с 4х лет не большими подгруппами детей.

Для первого знакомства с данной техникой можно использовать салфетки: из квадрата сделать треугольник и поставить в салфетницу. В данном случае мы закрепляем понятия «квадрат», «треугольник» и даём понятие «линия сгиба»: «У листочка есть голова и ручки (сделать в форме человечка). А теперь человечек хлопает в ладоши (соединяем противоположные уголки)».

 

Дошкольник провёл всего одну линию и получил конечный результат, что служит эмоционально – разгрузочным стимулом для его интеллектуального и эстетического развития. На следующих занятиях ребёнку можно предложить сделать дерево.

На первом занятии надо помочь понять, как сделать первый сгиб бумаги к основной линии сгиба. Затем вы показываете сгиб нижнего уголка. Приклеиваете готовый «ствол» дерева к листу бумаги. Сверху наносите слой клея и прикладываете готовую «крону» дерева.

На следующих занятиях дошкольникам можно предложить сделать шкафчик, нарисовать карандашом внутри полки и любимые игрушки.

Следующим этапом предлагаю сделать с ребенком домик, а рядом «посадить» деревья. Таким образом, у дошкольника получается сюжет.

          Украшая свою творческую работу, у ребёнка развивается фантазия, развиваются коммуникативные навыки. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами предлагают, изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации.

          Дальнейшие темы занятий по конструированию из бумаги зависят от педагога. И тут мы сталкиваемся с развитием у дошкольников инженерного мышления -  STEM. Это новый вид, в котором объединяется развитие конструктивного мышления, технического и исследовательского мышлений. Это будущее, которое способствует развитию инженерного мышления, учит творить, отстаивать свою точку зрения и работать в команде. Многое, конечно, зависит от нас педагогов: как преподнесём материал детям, научим ли мы их мыслить творчески, с умеем ли развить фантазию?

Например, ребёнок просит налить воды, но стаканчиков нет. Что делать? Все, и взрослый, и ребёнок стоят перед проблемой. И тут нужно предложить сделать стаканчик из бумаги.

          Главное, чтобы был окончательный продукт и дошкольник самостоятельно придумает, как его использовать, то есть сам придумает рекомендации для данного продукта.

          Для подвижных игр с детьми можно изготовить маски.    

И тут мы видим, как STEM плавно приобретает приставку в art-: дети переключились на художественное оформление своего продукта. А затем используют маски в играх.

          С каждым шагом творческая работа дошкольников становится насыщенней, в которой участвует всё больше и больше детей. Например, тема «Подводный мир». Кто то готовит фон, кто то из детей делает в технике оригами рыбок, водоросли. Результатом будет огромный «аквариум».

Дальше изготавливаем зверюшек для театра…

          В результате мы видим эмоциональное удовольствие детей. Путём настоящего творческого поиска они изобрели такие индивидуальные неповторимые фигурки.                      

Творите! Фантазируйте! Дарите друзьям поделки, сделанные своими руками! Таким образом, в процессе создания тематических конструкций, STEM помогает развить инженерное мышление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как один из методов подготовки детей к школе

Статья "Оригами как один из методов подготовки детей к школе"...

Проект «Оригами как один из креативных методов художественно - эстетического воспитания дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей...

Консультация для педагогов «Оригами - как один из приемов развития мелкой моторики»

Консультация для педагогов «Оригами - как один из приемов развития мелкой моторики»...

Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»

        Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»...

Проект "Stem лаборатория"

В нашем детском саду мы создали STEM лабораторию, где кипит работа детей по конструированию, робототехнике, математике, ознакомлению с окружающим миром, мультипликации!...

Оригами как один из методов всестороннего развития ребенка 4-5 лет.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния о...

Проект STEM - изобретатели

Проект по робототехнике "STEM - изобретатели"...