Совместный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Умелые ручки».
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данный проект был разработан и реализован с целью создания единого пространства, способствующего установлению партнерских взаимоотношений и раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umelye_ruchki.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВМЕСТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И РОДИТЕЛЕЙ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
Воспитатель: Максимова Елена Валентиновна
МБДОУ «Детский сад № 48 «Белочка» г.Заволжье
Содержание:
Актуальность проекта.
1.Цель и задачи проекта.
2.Условия для реализации проекта.
3.Методы работы.
4.Ожидаемые результаты.
5.Содержание проекта.
6.Итоги проекта.
Список литературы.
Актуальность проекта
Изготовление дидактических игр, пособий, и других полезных в быту изделий из бросового материала – мое давнее увлечение. Я использую данные пособия на занятиях, вне урочной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Детям нравится играть с игрушками, изготовленными из знакомых им материалов. Из обычной пластиковой бутылки можно сделать своими руками нестандартное спортивное оборудование: «ловушку-бильбоке», «кегли», «кольцеброс». Дошкольники могут бесконечно играть с человечками и животными из киндер-контейнеров, с мозаикой из разноцветных крышек. Ну и как же без коврика здоровья в физкультурном уголке. Обычный бытовой мусор превращает его в «Морское дно», «Теремок», «Черепашку» и т.д. Фантазии современных воспитателей нет предела.
Игрушки из бросового материала привлекают детей своей яркостью, легкостью, оригинальностью. Я так и назвала свои игрушки – оригинальные. Они развивают творчество, учат видеть необычное в обыкновенной вещи. Нужно только приложить руки, чтобы дать вторую жизнь, казалось бы, ненужной вещи. Дети следят за изготовлением очередной игрушки и у них появляются свои предположения, а иногда и полезные предложения, которые я использую в работе.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к изобразительной деятельности, к развитию творческого восприятия и развитию личности в целом.
Мне хотелось бы привлечь детей подготовительной группы, в которой я работаю к созданию изделий с использованием бытового мусора. Такая работа развивает мелкую моторику рук. К изделию, созданному своими руками, дети относятся с большей бережливостью. А сделав из ненужной вещи полезную, мы не выбросим на свалку очередную порцию мусора. Это уже задача экологического воспитания. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Материал для работы относится к категории бросового, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными (не токсичными, не вызывающими аллергию); тщательно промытыми и высушенными; доступными в ручной обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
Некоторые поделки из бросового материала дети могут создавать только вместе с взрослыми, т.к. для их изготовления используются: шило, ножницы, нож, иголки. Поэтому я решила привлечь родителей и организовать творческую мастерскую «Умелые ручки».
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Современного педагога также не удовлетворяет принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане воспитания гармонично развитого и здорового ребенка. Наша общая цель – сделать жизнь ребенка радостной и удивительной.
Цель проекта. Привлечение всех участников образовательного процесса к созданию творческих работ из бросового материала.
Задачи:
- вызвать интерес к созданию изделий из бросового материала, познакомить со способами изготовления некоторых из них;
- формировать у родителей и детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования;
- знакомить со свойствами различных материалов, их структурой;
- дать дошкольникам основы изготовления различных полезных вещей, игрушек из бросового материала;
- создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношения в профессиональном общении с родителями и воспитанниками;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и их родителей;
- способствовать развитию мелкой моторики кисти руки;
- прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям;
- побуждать детей к творчеству, воображению;
- прививать трудовые навыки, бережливость.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта обучающий, по содержанию творческий.
Условия реализации проекта:
- создание в детском саду выставки поделок из бросового материала;
- создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием дидактических игр и пособий, изготовленных из бросового материала;
- организация ООД и бесед по ознакомлению с окружающим, имеющим цель прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям;
- организация ручного труда с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- освоение основных видов художественной обработки бросового материала;
- образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики;
- создание творческой мастерской, объединяющей семьи воспитанников для занятий творчеством;
- формирование партнерской позиции и создание атмосферы сотрудничества педагогов и родителей в целях развития творческой деятельности детей;
- организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей.
Направления проектной деятельности:
- работа с детьми;
- социальное партнерство с родителями;
- совместные занятия в творческой мастерской с детьми и родителями;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Подготовка материала:
Бросовый материал: разноцветные пластиковые бутылки, киндер-яички, нитки, наклейки, бисер, перья, спички, оберточная бумага для цветов, ткань и пр.
Бумага разного формата, цвета, качества; цветной скотч, тонкая атласная лента разного цвета, краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки; природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Основной принцип: использование экологически чистых материалов.
Методическое обеспечение реализации проекта :
Данный проект рассчитан на развитие личности ребенка в нескольких направлениях:
- социально-коммуникативное развитие (общение с воспитателем, родителями и сверстниками);
- познавательное развитие (экологическое воспитание);
- художественно-эстетическое развитие (развитие воображения, творчества);
- физическое развитие (развитие мелкой моторики).
Для достижения положительного результата при организации образовательного процесса используются следующие приемы:
- пальчиковые игры;
- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- выставки и фотовыставки пособий;
- консультации;
- воспроизведение музыкальных композиций;
- использование компьютерных технологий для демонстрации возможных творческих идей;
- воплощение задуманного в продуктивной деятельности;
- побуждение к эмоциональной отзывчивости (восхищение, проявление интереса, увлечение).
- создание благоприятной эмоциональной сферы;
- проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
- подготовка рабочего места, решающего потребности детей и родителей в творчестве.
Сроки реализации проекта.
Проект реализуется в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь).
Ожидаемые результаты проекта:
Педагоги:
- создание атмосферы сотрудничества и сотворчества (более легкое общение с родителями);
- повышение авторитета педагога в глазах родительской общественности;
- приобретение опыта межличностного общения;
- самореализация в творчестве;
- повышение профессиональной компетентности.
Дети:
- сформируется устойчивый интерес к созданию поделок из бросового материала;
- разовьются творческие способности детей – научатся видеть необычное в обычных предметах;
- дети станут увереннее обращаться с разными материалами;
- сформируются навыки экологической культуры;
- дети получат радость от процесса, результата совместной работы с воспитателем на занятиях, с родителями в творческой мастерской.
Родители:
- познакомятся со свойствами некоторых материалов и способами их обработки;
- начнут проявляться творческие способности;
- родители будут более активно принимать участие в жизни группы и ДОУ;
- повысится авторитет перед детьми.
Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Этому помогает использование новой формы социального партнерства участников образовательного процесса – совместная творческая мастерская.
Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, интервью, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
I - Подготовительный этап (август-сентябрь 2015г.)
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- выставка поделок из бросового материала;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- стендовая консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка», «Поделки из бросового материала. Для чего это нужно»;
- составление плана мероприятий;
- планирование и составление конспектов НОД;
- оснащение рабочим материалом.
II - Основной этап – реализация проекта (октябрь - декабрь).
Мероприятия, направленные на ознакомление, освоение основных видов художественной обработки бросового материалов.
III - Заключительный этап (декабрь)
- Анализ результатов проекта.
- Анкетирование родителей.
- Выставка поделок «Умелые ручки».
- Презентация проекта.
Перспективный план мероприятий:
№ | Наименование темы и мероприятия | Задачи | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1 | Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» | Объяснить, какую роль играют родители в развитии творческих способностей детей. Дать рекомендации о необходимости созданий в домашних условиях среды для раскрытия творческих способностей детей. | 3 неделя сентября |
2 | Выставка поделок из бросового материала | Вызвать интерес к изготовлению поделок из бросового материала у взрослых и детей. Привлечь внимание взрослых и детей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов и возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом. Формировать у родителей и детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования. | 3 неделя сентября |
3 | Консультация для родителей «Поделки из бросового материала. Для чего это нужно» | Подвести к пониманию, что поделки из бросового материала являются очень широким полигоном для развития воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук детей. Привлечь внимание родителей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов и возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом. | 4 неделя сентября |
Основной этап | |||
4 | ООД – комплексное занятие ознакомление с окружающим «Наша планета в опасности», ручной труд «Закладка для книги» | Воспитывать у детей бережное и гуманное отношение к природе, подвести к пониманию того, что люди должны экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. Формировать умение изготавливать закладку из капроновой оберточной бумаги для цветов; развивать самостоятельность, инициативу. | 1 неделя октября |
5 | Творческая семейная мастерская «Чесночые бусы» | Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (киндеры). Формировать умение детей пользоваться бумагой-самоклейкой; развивать творческие способности, самостоятельность; прививать детям стремление к здоровому образу жизни. | 2 неделя октября |
6 | Ручной труд «Золотая рыбка» | Формировать умение детей работать с разным материалом (киндер-контейнеры и цветная бумага). Закрепить правила работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. | 3 неделя октября |
7 | Индивидуальная работа – ручной труд «Сервиз для Барби» | Закрепить умение работать разным материалом (с киндер-контейнеры и бумага). Вызвать чувство радости от изготовления сервиза для пополнения игровой среды в группе. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. | 3 неделя октября |
8 | Творческая семейная мастерская «Подставка для карандашей» | Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковые бутылки разного цвета), научить вырезать украшения из цветного пластика. Закреплять навыки аккуратного наклеивания клеем ПВА и кистью, используя оберточную бумагу для цветов; закреплять умение пользоваться наклейками; развивать воображение и творческую инициативу при украшении подставки. | 4 неделя октября
|
9 | Индивидуальная работа – ручной труд «Городецкая избушка» | Формировать у детей умение работать с разным материалом (картонная коробка из под молока). Закреплять навыки работы с ножницами, аккуратного наклеивания. Развивать воображение, развивать мелкую моторику. | 1 неделя ноября |
10 | Ручной труд «Вазочка для конфет» | Закреплять умение работать с разным материалом (пластиковые бутылочки, цветная бумага). Закрепить правила работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать воображение, фантазию при украшении вазочки. Воспитывать желание делать подарки близким своими руками. | 1 неделя ноября |
11 | Творческая семейная мастерская – физкультурное пособие «Ловушка» | Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковая бутылка). Формировать умение детей пользоваться цветным скотчем или самоклеющейся бумагой: разрезать полоски на квадратики, составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету; располагать узор в определенном месте изделия, аккуратно наклеивать. | 2 неделя ноября
|
12 | Индивидуальная работа «Осьминог» из пряжи | Учить создавать игрушки из пряжи своими руками. Развивать у детей эстетический вкус, желание создавать различные образы. Работать по схеме: приготовить пряжу — кусочки — по 10 см длиной, перевязать их посередине, затем сложить вдвое, еще раз перевязать — отступив 2-3 см от центра изделия (получилась голова осьминога), из нижней части сплести множество косичек. И получается такой милый осьминог. Для детей схема сопровождается показом. | 2 неделя ноября |
13 | Ручной труд «Птица счастья» | Формировать умение детей работать с разными материалами (кусочки ткани разного цвета). Развивать воображение, творчество, мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | 3 неделя ноября |
14 | Творческая семейная мастерская «Кормушка для птиц» | Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковая бутылка). Развивать творческую инициативу при украшении кормушки. Развивать навыки вырезывания деталей из цветной бумаги, аккуратного наклеивания деталей. | 4 неделя ноября |
15 | Индивидуальная работа – аппликация из пенопласта «Зимняя фантазия» | Формировать умение детей работать с пенопластом; создавать с помощью пенопласта картину на картоне темных тонов. Воспитывать у детей творческие способности, креативность. Продолжать закреплять знания о безопасном поведении во время работы с необычными материалами. | 1 неделя декабря |
16 | Творческая семейная мастерская «Елочная игрушка – кукла балерина» | Дать основы изготовления куклы-балерины из бросового материала. Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (киндер-контейнеры, оберточная бумага для цветов, шерстяные нитки, проволока). Формировать умение детей работать с проволокой, нанизывать на нее бисер, скручивать ее. | 2 неделя декабря
|
17 | Ручной труд «Елочная игрушка с пожеланием» | Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать интерес к работе с разными материалами (киндер-контейнеры или оберточная бумага для цветов, мишура-дождик, наклейки). Развивать творчество при украшении изделия. Вызвать желание приготовить интересное пожелание на Новый год своим родителям, нарядить ими елочку. | 3 неделя декабря |
Заключительный этап | |||
18 | Выставка поделок «Умелые ручки» | Показать результаты работы. | 3 неделя декабря |
19 | Анкетирование родителей | Выяснить отношение родителей к семейной творческой мастерской. | 3 неделя декабря |
20 | Выступление с презентацией из опыта работы на педсовете. | Распространение положительного педагогического опыта работы среди коллег. | 4 неделя декабря |
Итоги проекта.
Анализ результатов проекта показал, что проделанная работа принесла свой положительный результат:
Самое важное – сближение всех участников творческой мастерской.
У детей:
- повысился творческий потенциал;
- научились видеть необычное в обычных предметах;
- появилась уверенность в обращении с разными материалами;
- появился устойчивый интерес к созданию поделок из бросового материала.
Родители
- познакомились с новым видом ручного труда;
- показали свои творческие способности;
- стали активнее принимать участие в жизни группы и ДОУ;
- повысился авторитет перед детьми.
Для педагога
- конечно, самореализация;
- повышение авторитета в глазах родителей;
- приобретение опыта межличностного общения;
- повышение профессиональной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.
2.Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.Выпуск 1. – М.: Скрипторий, 2012.
3.Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.Выпуск 3. – М.: Скрипторий, 2012.
4.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
5.Захоренцев К. Д. Экспериментальная психология М.: Проспект, 2005.
6.Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
7.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Педагогика, 2005.
8.Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М.: Знание, 1998.
9.Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10.Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
11.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1995.
12.Нечаева В. Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1964.
13.Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М.:3нание, 2000.
14.Пантелеева Л. В. Детское рукоделие. М.: Просвещение, 2005.
15.Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
16.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
17.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Мы вместе!"
Деятельность направлена на формирование доверительных детско-родительских отношений....
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Проект:краткосрочный, групповой, творческий.Цель:Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей....
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветики-цветочки»
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Цветики-цветочки»Руководитель проекта: Батова Т. А., воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ д/с «Белочка».Тип проекта:Творческ...
Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»
Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию детей «Радужная неделя»
Эстетическое отношение к цвету....
Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...