Дополнительная программа по художественному развитию «Чудеса из бумаги» для детей 5-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Развитие творческих способностей ребенка является одной из базовых задач воспитания и обучения на занятиях прикладным творчеством. Разработанная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности. Художественно-эстетическая направленность обеспечивает эффективность, эмоциональность и привлекательность образовательному процессу. Социально-педагогическая направленность создает условия для всестороннего развития ребенка, творческих свершений и познания окружающего мира во всей его первозданной красоте, а также заложенные в основу данной программы знания подготавливают базу для обучения в школе, повышают самооценку ребенку и придают ему уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hud.razvitie_oleynik_ya.g.docx | 50.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» Протокол № ___ от ______________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» ____________ Т.Н. Вандзиляк Приказ № ___ от « __ » _______ 20__г. |
Дополнительная программа по художественному развитию
«Чудеса из бумаги» для детей 5-7 лет
Разработчик: Олейник Я.Г.
Надым, 2020г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Учебно-тематический план ……………………………………………………13
Содержание изучаемого курса…………………………………………………16
Методическое обеспечение………….…………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………..27
Пояснительная записка
Развитие творческих способностей ребенка является одной из базовых задач воспитания и обучения на занятиях прикладным творчеством. Разработанная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности. Художественно-эстетическая направленность обеспечивает эффективность, эмоциональность и привлекательность образовательному процессу. Социально-педагогическая направленность создает условия для всестороннего развития ребенка, творческих свершений и познания окружающего мира во всей его первозданной красоте, а также заложенные в основу данной программы знания подготавливают базу для обучения в школе, повышают самооценку ребенку и придают ему уверенности в себе.
На протяжении десятилетий изготовление бумажных предметов в прикладном творчестве оставалось весьма актуальным. Даже в эпоху Интернета оно не потеряло своей привлекательности для детей, а бумага была и остается самым доступным материалом для прикладного творчества.
С самого раннего детства бумага известна малышам, именно с ней они начинают вступать на свой творческий путь. Бумага дает большой простор для творческих идей и проектов. Именно с бумагой ребенок начинает чувствовать себя вершителем красок и цветных карандашей. Сегодня имеет место колоссальный выбор различной бумаги – от простой цветной до глянцевой и бархатной изысканной. Чего только нельзя сегодня сделать из бумаги? Смастерить причудливые подделки, сделать елочные игрушки, смастерить оригинальный костюм для карнавала и т.д. Бумага, попадая в руки ребенка, становится воплощением его внутреннего мира.
На сегодняшний день активно разрабатываются и применяются на практике различные техники по работе с бумагой. Мы в программе предусматриваем использование различных методик выполнения (аппликация, оригами, конструирование и др.).
Курс нашей программы называется «Чудеса из бумаги», который предполагает развитие у воспитанников пространственного, конструктивного, абстрактного и творческого мышления, образного, художественного и эстетического вкуса, волевые качества (энергичность, настойчивость, терпеливость, последовательность, целеустремленность), педантичность, аккуратность, кропотливость в работе. На наш взгляд, эти качества сейчас важны для современного человека, чтобы он был и ощущал себя гармоничной и полноценной личностью.
Программа включает 38 часов обучения (1 раз в неделю по 1 учебному часу).
Возрастной ценз для детей данной программы 5-7 лет.
Дошкольный возраст является важным в физическом развитии ребенка. Особенно это актуально для развития моторики кистей рук, координация рук в этом возрасте еще слаба и не достаточно точна, поэтому необходимо больше внимания уделять развитию именно этой части тела ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок уже достаточно владеет информацией об окружающей действительности. Зачастую дети гиперактивны и думается, что их энергия и результативность не имеют границ, но это не так. И развитие у всех детей происходит по-разному. Одни выполняют сложные действия, другим это пока не под силу. Выполняя различные действия с бумагой, дети становятся более уверенными в себе, более наблюдательными и чувствительными к прекрасному.
Структура занятий построена таким образом, что начинаем раздел с изготовления более простого изделия или композиции индивидуального выполнения, к окончанию раздела, когда у ребенка появятся уже устойчивые навыки, начинаем выполнять более сложные и коллективные.
Целью программы является создание оптимальных организационных и педагогических условий для постижения воспитанником практических навыков работы с бумагой, воспитание творческого начала в личности ребенка и раскрытие личной уникальности.
Задачи, которые преследует реализация программы:
Обучающие:
- изучение базовых основ декоративно-прикладного искусства, формообразования, композиции и цветоведения;
- изучение технологий бумажной пластики (аппликация, бумажное конструирование, оригами и др.);
- формирование умения применять на практике разнообразные технические приемы при работе с бумагой;
- отработка практических навыков работы с различными инструментами (ножницы, клей);
- освоение и отработка организационных навыков планирования собственной работы;
- формирование и усвоение правил экологической и трудовой культуры.
Развивающие:
- развитие абстрактного, образного, логического, аналитического, пространственного и творческого мышления;
- развитие фантазии, воображения, памяти и внимания;
- формирование художественного вкуса;
- развитие творческой активности и творческих способностей;
- развитие психометрических качеств;
- дальнейшее развитие глазомера и мелкой моторики рук;
- развитие положительных эмоций в процессе деятельности;
- стимулирование интереса и потребности в конструировании и проведению поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание упорства и терпеливости;
- стимулирование желания – выполнить предмет своими руками;
- воспитание уважения к окружающим, толерантность в отношении чужого мнения о ребенке;
- воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и аккуратности;
- создание благоприятной атмосферы в образовательном процессе;
- эстетическое, трудовое, нравственное воспитание;
- воспитание патриотизма и любви к людям.
Принципами программы выступили:
- доступность (учебный и практический материал должен соответствовать возрастному и психологическому уровню детей);
- наглядность (использование наглядности, иллюстраций, картинок);
- гуманизм и демократичность (гармоничные отношения между воспитателем и воспитанниками, возможность выразить личное мнение);
- «от простого к сложному» (постепенное усложнение приемов и техник при работе с бумагой).
Существенной отличительной особенностью данной программы является принцип постепенного усложнения тем и заданий. В каждом разделе темы и, соответственно, задания к ним построены таким образом, что дети начинают изучать учебный материал от более простого и легкого, а постепенно переходят к технически более сложным темам и заданиям. Новизной программы является тот факт, что задания можно выполнять упрощенным и усложненным способом, что очень удобно для детей с различным уровнем подготовленности и развитости. Более слабым можно предложить упрощенный вариант изделия или композиции, более подготовленным ребятам возможно предложить более усложненный вариант. Смысл обучения не меняется – каждый ребенок выполняет задание, каждый выполняет по своему уровню возможностей, от этого не травмируется психика и не возникает панического страха от невыполненного задания. У каждого ребенка есть уникальная возможность приобщиться к творчеству. Что еще ценно в данной программе – это то, что без особых усилий дети могут приготовить украшения на елку, сувениры к праздникам, декорации к празднику и т.д. Это будет полезно не только воспитателям, но и подарит детям незабываемые минуты счастья в творческой подготовке к предстоящему событию.
Учебный материал поободран таким образом, что в течение всего курса у детей имеет место стойкий интерес к творчеству.
В ходе прохождения предлагаемого курса мы предполагаем следующие результаты, то есть воспитанники должны:
- Уметь содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.
- Овладеть практическими приемами и навыками обработки бумаги различных видов.
- Выполнять практические действия терпеливо, упорно, бережно и аккуратно;
- Знать правила техники безопасности при работе с различными инструментами (ножницами, клеем, карандашом, линейкой и т.д.).
- Уметь применять по назначению практические навыки культуры труда.
- Совершенствовать навыки работы в группе и улучшать свои коммуникативные навыки.
- Проводить самоанализ и анализ собственных и групповых работ.
- Уметь выполнять изделия из бумаги в разных техниках.
- Правильно понимать и выражать соответствующе эмоции в отношении произведений изобразительного искусства.
- Уметь классифицировать математические объекты по форме, размеру, цвету, положению.
- Иметь навыки пространственного ориентирования.
Предполагаем следующие формы подведения итогов успешной реализации разработанной программы.
Только в ходе практической работы можно проследить у детей уровень сформированности творческих и технических навыков. Только при многократном повторении у воспитанника надолго сформируется и укрепится определенный практический навык. При этом воспитатель должен участвовать постоянно: помогать, наблюдать, корректировать, давать устные инструкции.
Форма первичной диагностики отработанных навыков у воспитанников – это наблюдение за действиями и собеседование с детьми, когда можно для себя зафиксировать и понять уровень подготовки детей по программе.
По усмотрению воспитателя можно провести промежуточную аттестацию, смысл которой заключается в наблюдении за выполнением практических действий воспитанников на занятиях-фантазиях, когда им дано полное право выбора в изготовлении любого изделия на заданную тему. Воспитатель наблюдает и фиксирует, что именно выбрал ребенок и как он это выполнил.
Завершающая проверка полученных знаний, умений и навыков осуществляется на итоговом занятии (празднике) в форме игры, которое проводится по окончанию курса и называется «Готовимся к лету».
По окончании каждого учебного раздела оформляется выставка детских работ.
Карта наблюдений за особенностями художественной деятельности дошкольника
Цель: выявить уровень развития особенностей художественной деятельности дошкольника.
Дата обследования:
Место обследования:
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Группа:
Вид художественной деятельности, название:
Воспитатель:
Процедура проведения: наблюдаете за художественной деятельностью ребенка и по критериям ставите «+» в соответствующей колонке, затем подсчитываете плюсы и в какой колонке будет максимальное количество, тот уровень проявления и присутствует у дошкольника.
Критерии | Уровень проявления | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
1.Заинтересованность ребёнка во время художественной деятельности. | |||
2.Постановка целей и задач. | |||
3.Процессуальные характеристики художественных действий. | |||
4. Степень речевой активности ребёнка во время художественной деятельности. | |||
5. Соблюдение правил по технике безопасности и гигиены. | |||
6. Использование рабочих инструментов. | |||
7. Знание базовых основ декоративно-прикладного искусства, формообразования, композиции и цветоведения. | |||
8. Наличие умения применять на практике разнообразные технические приемы при работе с бумагой | |||
9. Наличие художественного вкуса, творческой активности и творческих способностей | |||
10. Наличие положительных эмоций во взаимодействии с другими участниками художественной деятельности. Улыбка, тёплые объятия. | |||
11. Наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками художественной деятельности. | |||
12. Реакция на завершение художественной деятельности. | |||
13. Наличие грубости в обращении, конфликтов, ссор проявляемых ребёнком во время художественной деятельности. | |||
14. Наличие положительного физического контакта с другим ребенком: пожалеть, обнять, защитить. | |||
15. Умение с кем-нибудь дружить. | |||
16. Сообразительность. | |||
17.Саморегуляция. | |||
18.Участвует в создании творческой обстановки. | |||
19. Помощь другим. | |||
20.Фантазия, творчество. | |||
21. Наличие упорства, терпения, целеустремленности и аккуратности. |
Уровни освоения программы
Низкий уровень. Действия однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным образцам. В творческой деятельности маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с инструментами. Кругозор и уровень знаний в художественной деятельности беден. В коллективной деятельности наблюдается неумение согласовывать личное взаимодействие с общими правилами и принципами. Предложения других ребят по изменению замысла принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую коллективную деятельность до её завершения. Может и знает различные виды художественной деятельности, но затрудняется в объяснении их правил другим. Иногда сильно увлекается творческим процессом, не замечая даже других участников и, зачастую, нарушая общепринятые правила. Возможности саморегуляции в творческой деятельности снижены.
Средний уровень. Дошкольник охотно участвует в художественной деятельности. Разворачивает различные композиционные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотив знакомых сказок). Инструменты и предметы подбирает в соответствии с заданием. Знает функциональное назначение каждого инструмента. Участвует в создании творческой обстановки. Определяет свою роль и роли других участников творческой деятельности. Хорошо владеет учебным материалом, знает различные виды художественной деятельности. В художественной деятельности с готовым содержанием понимает свою задачу, следует установленным правилам и принципам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке участников творческого процесса и становится более внимательным. Проявляет упорство и настойчивость в достижении результата.
Высокий уровень. Дошкольник достаточно разнообразен в интересах и увлечениях. В творческой деятельности он часто проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию творческой обстановки, обогащению художественной деятельности. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в творчестве. Придумывает композиции с продолжением, активен во взаимодействии с другими участниками творческого процесса и часто вступает с ними в диалоговое общение. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в художественной деятельности, как на ведущих, так и на других ролях. Знает на «отлично» учебный материал, владеет различными видами художественной деятельности. В творческой деятельности с готовым содержанием следует установленным правилам, контролирует действия других участников, охотно знакомит детей с композиционными задумками. Объясняет, показывает художественные действия. Придумывает новые варианты сюжетов, композиций и изделий, действуя зачастую творчески.
Вывод:
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Количество учебных часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Раздел 1. Введение в программу | 2 | ||
1.1 | Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с различными видами бумаги. | 1 | 1 | |
1.2 | Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление закладки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Раздел 2. Аппликация | 6 | ||
2.1 | Цвет и фон. «Пушистые облака» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Сюжет. «Возводим дом» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Орнамент. «Тарелочки в декоративном исполнении» | 1 | 1 | |
2.4 | Наземный транспорт. «Автомобиль» | 1 | 1 | |
2.5 | Воздушный транспорт. «Вертолет» | 1 | 1 | |
2.6 | Водный транспорт. «Катер» | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. Шаблон и его предназначение | 7 | ||
3.1 | Поход в лес | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Фрукты в вазе на столе | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Приборы к чаю | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Узорная рукавичка | 1 | 1 | |
3.5 | Птица из волшебной сказки | 1 | 1 | |
3.6 | Коллективная работа. Мир диких зверей | 1 | 1 | |
3.7 | Праздничная открытка «Снегурочка» | 1 | 1 | |
4 | Раздел 4. Понятие о развертке. Линии | 5 | ||
4.1 | Выполнение игры «Танграм» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | Театр пальчиков | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Цыпленок | 1 | 1 | |
4.4 | Щенок | 1 | 1 | |
4.5 | Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5. Оригами | 6 | ||
5.1 | Знакомство с искусством оригами, базовые фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Гриб | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Ветка рябины | 1 | 1 | |
5.4 | Котенок | 1 | 1 | |
5.5 | Лиса | 1 | 1 | |
5.6 | Букет цветов | 1 | 1 | |
6 | Раздел 6. Бумажный комочек | 2 | ||
6.1 | Выполнение снеговика и зайки | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2 | Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту | 1 | 1 | |
7 | Раздел 7. Пластичная полоска | 9 | ||
7.1 | Изготовление открытки «Белая лилия» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7.2 | Корзина с цветами | 1 | 0,5 | 0,5 |
7.3 | Цветы из гофрированной бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 |
7.4 | «Уж верба вся душистая» | 1 | 1 | |
7.5 | «Во поле березка стояла» | 1 | 1 | |
7.6 | «Космическая ракета» | 1 | 1 | |
7.7 | Витая спираль, петли – оперение птиц. «Петушок, золотой гребешок» | 1 | 1 | |
7.8 | «Домик для птиц» | 1 | 1 | |
7.9 | «Бабочки на лугу». Коллективная работа | 1 | 1 | |
8 | Заключительное занятие «Готовимся к лету» | 1 | 1 | |
9 | Итого часов | 38 | 8 | 30 |
Список литературы
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, 2007. – 240 с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
- Андронова Е. Мои любимые домашние животные. Объемные модели из картона. – М.: ООО «ЛитРес», 2013. – 98 с.
- Большая книга детского творчества. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 288 с.
- Васюкова О.Б. Развитие творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе ознакомления с художественным словом // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6 (116.6). - С. 22-26. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31998/
- Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование. – М.: Просвещение, 2004. – 142 с.
- Глухов В. Специальная педагогика и специальная психология 3-е изд., испр. и доп.: учебник для вузов. – М.: Litres, 2020. – 347 с.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
- Зайцева А.А. Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.
- Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. - М.: АСТ, 2008. – 78 с.
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 142 с.
- Корвин-Кучинская Е.В. Секреты поделок из бумаги и картона. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с.
- Кулакова Л.Ю. Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
- Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги. – СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
- Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
- Новикова И.В. Бумажные подделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 112 с.
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
- Полянская Э.Н. Правила по технике безопасности на уроке труда. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/01/04/pravila-po-tekhnike-bezopasnosti-na-uroke-truda
- Русинова Е. Вырезаем и складываем из бумаги. Без клея! Дом. 37 объемных игрушек. – СПб.: Питер, 2016. – 48 с.
- Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. – М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
- Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. – М.: Арт – Родник, 2007. – 30 с.
- Яковлева Е.В. Конструирование из бумаги // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. научной конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 87-91. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7886/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Бумажная филигрань» для детей 4 – 7 лет
«Бумажная филигрань» - так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторско...
Программа дополнительного образования по "Художественно-эстетическому развитию" "Весёлый каблучок" для детей 4-6 лет
Программа по обучению танцам...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию "Волшебная бумага"
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспит...