РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЯ ИГРОВОЙ НАБОР «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В статье представлены практические рекомендации по развитию у детей конструктивных способностей при использовании игрового набора Фребеля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_konstruktivnyh_sposobnostey.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЯ ИГРОВОЙ НАБОР «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»
Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фребеля». Большое значение отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимой в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Игровой набор «Дары Фребеля» имеет большой потенциал в развитии и обучении детей, используя его, можно придумать множество игр и упражнений, в тои числе для развития конструктивных способностей детей.
Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.
Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести детей к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.
В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 даров.
Первый дар: «Шерстяные мячики», мячи разного цвета на ниточках. Игры с мячом знакомят детей с цветами; дают первичное понимание формы. Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Данный дар знакомит детей с геометрическими телами и различиями между ними, развивает исследовательские навыки. Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает детям понимать понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д. Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей). Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части. Седьмой дар: «Цветные фигуры»: дети знакомятся с различными фигурами, учатся строить сложные фигуры используя простые формы. Восьмой дар: «Палочки» дети сравнивают длину различных линий; конструируют различные модели по образцу или по замыслу. Девятый дар: «Кольца и полукольца» дети учатся создавать структуры с помощью дуг; развивается воображение и творческие способности. Десятый дар: «Фишки» знакомит детей с отношениями между точками, линиями и плоскостями; способствовать развитию зрительно-моторной координации и детского творчества. Одиннадцатый дар: «Цветные тела» включает цветные геометрические фигуры - кубик, шарик, цилиндр. Развивают навыки сравнения и выполнения по образцу, мелкую моторику. Двенадцатый дар: «Мозаика». Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга. Тринадцатый дар: «Башенки» треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. Развивают навыки конструирования, воображения. Четырнадцатый дар: «Арки и цифры» - 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами. Способствуют развитию сенсомоторных навыков, конструктивных и творческих способностей.
Знакомство с каждым из наборов происходит по одним и тем же этапам: визуальное обследование «дара» как целого; свободная игра ребенка с «даром»; помощь ребенку в осмыслении того, что он построил; побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил; строительство с участием и по подсказке взрослого; строительство по образцу; строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.
Итак, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности. Значительное место в занятиях с дарами отводится такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация». Использование «Даров Фребеля» в нашей практике помогает развивать конструктивные способности детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии.
Список литературы:
- Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» - «Светоч», 2014.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
"Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста через использование различных видов конструктора"
Опыт работы....
Мастер-класс для педагогов «Развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством использования синельной проволоки»
laquo;Ребенок в процессе собственной активности...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля».
Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик и ведущий создатель дошкольного образования с гуманистической направленностью. Он инициировал в прусском государстве, которое не терпело учреждений, ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста используя нетрадиционные формы изобразительной деятельности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля»
Статья рассматривает вопрос развития пространственного мышления детей дошкольного возраста посредством игрового набора "Дары Фребеля"...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»...