Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.
Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiryan_a.yu_._konspekt.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирьян Антонина Юрьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 с. Головино Белгородского района Белгородской области»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
«Святая Русь – Великая Россия»
Кирьян Антонина Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
с. Головино, 2015 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Аннотация: Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связанной, прежде всего, с возрастом детей.
Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом опыта детей, а также их возрастных особенностей. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Тема: «Святая Русь – Великая Россия».
Цель: Способствовать развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине.
Задачи:
- Расширять представления воспитанников о родной стране как стране с православными культурными традициями; ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия».
- Уточнить знания детей о государственных символах России, познакомить с достопримечательностями Москвы.
- Вызывать желание детей познавать историю своего народа, его быта, обычаев;
- Продолжать развивать связную и диалогическую речь детей как средство общения, побуждать их размышлять по проблемно-нравственным темам и высказывать свои суждения; развивать координацию слова и движений.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
- наглядные: показ слайдов презентации;
- словесные: чтение стихотворений, беседа с элементами диалога, ответы на вопросы педагога, рассказ педагога;
- практические: дидактическая игра с использованием иллюстраций, рисование флага.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о России, о родном селе как малой родине, о красоте русской природы;
- чтение стихотворений В. Степанова, О. Емельяновой о Родине;
- рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
Программное обеспечение:
- ноутбук с мультимедийным проектором и экраном;
- презентация «Великая Россия»;
- музыкальное сопровождение М. Мурадели «Россия-родина моя», муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»
Ход проведения НОД
Звучит музыка
Педагог читает стихотворение
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с хлебным колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине - Великой России. А что такое Родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад.
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
О. Емельяненко
- Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».
- Мы с вами живем в селе Головино.
На высоких холмах
У тенистых прудов
Головинцы живут
Уже много веков.
В Головинском раздолье –
И поля, и луга,
И речушка – Топлинка
Рада всем и всегда!
Ну, а в центре села
Возвышается храм –
Колокольный чей звон
Собирает селян.
- Головино - это наша малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Да, ребята, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! А мы с вами граждане России, значит мы - кто? Россияне! (Ответы детей). Послушайте стихотворение О. Емельяненко «Гражданин России».
Гражданин России
Если ты живешь в России,
Если ты родился тут,
Будь ты русский иль мансиец,
Эскимос или якут,
Кабардинец иль аварец,
Белорус иль осетин,
Украинец иль нанаец,
Ты – российский гражданин!
Вся страна – наш общий дом,
Предков созданный трудом!
Познавательный рассказ педагога о Святой Руси
«Откуда пошла наша земля?»
- Давным-давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины и дерева. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей Первозванный. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной страной. Наши предки очень любили и берегли свою родину, защищали ее от врагов. Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей).
– Да, Россию называют Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…»
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
- Ребята, а вы знаете, что издавна символом Руси была белая березка.
Педагог показывает макет березки. Просмотр картинки на слайде
- Русская березка – краса и гордость России! Как вы думаете, за что русские люди любят березку? (Ответы детей)
- Правильно, березка – символ чистоты, красоты русской души! В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.
Физминутка «Хоровод»
Посреди двора березка ненаглядная стоит. | Дети подняли руки вверх, имитируя дерево Повороты головы вправо-влево, с движением глаз в стороны Хоровод вокруг березы Руки вверх, покачивания из стороны в сторону Постепенно подходим к березке Низкий поклон березе |
- Как вы думаете, наша страна большая или маленькая? (Ответы детей)
- Да, ребята, Россия самая большая страна в мире.
От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.
- В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете? (Ответы детей – Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Уфа и т.д.)
- Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.
- Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока…)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая, необъятная страна!
- Наша Родина - это великая страна. А какой главный город в России? (Ответы детей).
- Да, Москву мы называем столицей нашей Родины.
Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву –
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,
В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную, в соборов
Золотые купола.
Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать.
Проводится игра-ассоциация «Столица России - Москва»
- Москва очень большой и красивый город. Давайте немного поиграем. Я произношу название города – «Москва» - и бросаю мяч, а вы назовите какую-либо достопримечательность этого города.
- Молодцы, ребята! Действительно, в нашей столице очень много достопримечательностей, потому что это древний город России.
Педагог показывает фотографии и иллюстрации достопримечательностей Москвы (слайдшоу) и читает стихотворение Ф.Глинки о Москве.
Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен на седых твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва!
- Ребята, Россия - это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди, это - государство. Кто стоит во главе государства? (Ответы детей)
Президент
Нужен в каждом государстве
Главный, чтоб держать ответ.
Царь есть в тридевятом царстве,
А у нас есть президент –
Лидер, избранный народом
Защищать страны свободу
И следить, чтобы закон
Был повсюду соблюден!
- Назовите президента Российской Федерации. (Ответы детей)
- А какие символы есть у каждого государства? (Ответы детей)
Педагог демонстрирует герб России
- Это герб России. На нем изображен двуглавый орел, который смотрит на Запад и Восток страны.
Герб
У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
Проводится игра «Собери в целое».
Дети делятся на 2 команды, каждой из которых даются образцы: из разрезанных частей необходимо собрать в целое – герб.
Педагог демонстрирует флаг России
- Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы.
Флаг
Вейся, смелый
И прекрасный
Флаг родной России:
Сверху – белый,
Снизу – красный,
Посредине – синий,
Гарантируя народу
Правду, силу и свободу!
Художественно-продуктивная деятельность
Так же двум командам предлагается нарисовать на мольберте флаг России.
- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Педагог читает стихотворение П. Синявского «Россия»
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России -
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
- А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую песню «Моя Россия».
Слушание песни «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз. Г. Струве)
- На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется.
Педагог раздает ленточки
- Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к нашей березке свою ленточку.
Дети произносят пожелания и привязывают ленточки
Список используемой литературы:
- Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород,12 ноября 2005г./Отв. ред. Т.М. Стручаева, Р.Л. Рождественская. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2005. – 372с.
- Материалы сайтов - http://olesya-emelyanova.ru/, http://www.zanimatika.narod.ru/RF7.htm
- Это – родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты познавательных занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у старших дошкольников...
Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”
Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»
Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....
Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема - «Мастера и рукодельницы»
Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».Задачи: -Обогаща...
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...