Развитие конструктивного (алгоритмического) мышления у дошкольников посредством применения в образовательном процессе лего-игр
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Костенко Оксана Викторовна

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно отметить, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети - неутомимые конструкторы и фантазеры, их творчество и технические решения всегда необычны и оригинальны. А  игры, упражнения и занятия с конструктором ЛЕГО всегда вызывают у детей положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_didakticheskih_igr.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие конструктивного (алгоритмического) мышления у дошкольников посредством применения в образовательном процессе лего-игр

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы по получению представлений, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка. 

На сегодняшний день современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, конструктивного мышления, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает конструктивная деятельность, посредством которой развивается интеллектуальность, память, внимание, логическое мышление, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Внедрение ЛЕГО - технологий в работу с детьми дошкольного возраста можно считать одним из современных методов развития.

Конструктор ЛЕГО позволяет  детям не только развлечься, но и развить огромное количество полезных навыков, дает возможность для разнообразного игрового творчества. Дети могут придумывать  все новые и новые идеи многократно. Это расширяет воображение, развивает концентрацию, процесс построения модели, учит  сосредоточению  и проявлению мастерства.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно отметить, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети - неутомимые конструкторы и фантазеры, их творчество и технические решения всегда необычны и оригинальны. А  игры, упражнения и занятия с конструктором ЛЕГО всегда вызывают у детей положительные эмоции.

Поэтому Целью нашей работы стало: развитие конструктивного (алгоритмического) мышления у дошкольников посредством использования в образовательном процессе лего-игр.

Задачи:

  1. Развитие у детей 5-7 лет практических умений и навыков: мелкой моторики, пространственного воображения, скорости мышления, проектной работы, решения технических и конструктивных задач, постановки и достижения целей, коммуникативных навыков, работы в парах и командное взаимодействие.
  2. Формирование познавательных интересов и способностей к конструктивной, алгоритмической и инженерно-технической деятельности обучающихся.
  3. Выявление талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением и способностями к конструктивной, алгоритмической деятельности.

Обучение в форме игры всегда бывает интересным, занимательным, и развивающим. Необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для образования дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. А педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком содержания образования по направлениям:

  • Развитие математических способностей - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе игры общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, алгоритмическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми, которая помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, что играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Использование дидактических (обучающих) лего - игр способствует развитию:

- моторики рук - путем вращения конкретных деталей для определения правильного их местоположения в сборке, постройке и пр.; Данный навык пригодится в продуктивной, художественной, музыкальной деятельности;

        - наглядно-действенного и пространственного мышления - т.к. в конструкторской деятельности ребенок работает в трех измерениях. Ребенок должен понимать, что все детали конструктора взаимосвязаны, т.е. прогнозировать, воображая, как может поменяться конфигурация в результате действий, которые он совершит с  определенной деталью. Данный навык применим в области инженерной деятельности, дизайнерской, в области архитектурного строения, программирования.

- зрительной памяти - путем запоминания отдельных этапов сборки конфигураций деталей. Данный навык пригодится в творческих профессиях, профессиях с точными науками, финансами.

- логики и конструктивного мышления – путем прохождения конкретных рядов, этапов с общей и наглядной целью. Умение выстраивать последовательность действий для выполнения поставленных конкретных задач применимо в организации жизни и учебе.

Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования способствует выявлению одаренных детей, стимулирует их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Для детей старшего дошкольного возраста педагогами подбираются как традиционные материалы, так и материалы нового поколения - сбалансировано, сообразно педагогической ценности по направлению. Наборы конструкторов, игрушки к ним, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача.

Совместно с учителем - логопедом и педагогом – психологом, разработаны игры с конструктором Лего, которые  разделены на три блока:

1.        Игры на развитие технического творчества и интеллектуального развития с использованием Лего-конструктора.

 Цель: развивать математические способности (количество, форма, цвет, длина, ориентировака на плоскости), развивать зрительно-пространственную ориентацию, стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей, воспитывать уважительное отношение друг к другу. («Математический Лего поезд», «Раскодируй картинку», «Собери модель по ориентирам», «Числовой коврик Лего», «Лего лабиринт», «Лего башни», «Вторая половинка», «Путь домой» и др.)

2.        Игры на развитие речи и обучению грамоте с использованием Лего-конструктора:

Цель: учить детей употреблять в речи простые и сложные предлоги  (на, под, между, из-под, за, из-за и др.), активизировать словарный запас, развивать связную речь, мелкую моторику рук («Сосчитай и назови», «Башня», «Четвертый лишний», «Где птичка?», «Я строитель», «Опиши деталь», «Расскажи сказку» и др.)

3.        Игры направленные на социально - эмоциональное развитие с использованием Лего-конструктора.    

Цель: познакомить детей с основными эмоциями, учить распознавать эмоциональные проявления других людей и выражать собственные эмоции, развитие внимания и памяти. («Угадай эмоцию», «Передай эмоцию по кругу», «Мини-этюды настроений», «Продолжи фразу», «Сказочный город», «Собери модель по памяти», «Что изменилось?» и другие.)

Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности, а педагогам использование дидактических лего-игр позволяет варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Развитие успешности ребенка-дошкольника посредством интеграции участников образовательного процесса в театрализованной деятельности

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного театрального и музыкального творчества, самим стать актерами   &nda...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...