Конспект активного занятия с родителями Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Приобщение детей и родителей к истории и культуре русского народа через совместную работу по изготовлению традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safonova_dk_konspekt.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Конспект активного занятия с родителями
Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
Подготовила
Воспитатель
высшей категории:
Сафонова Дамира Камилевна
с. п Унъюган, 2018 г.
Группа: подготовительная к школе.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, музыкальное развитие.
Цель: Приобщение детей и родителей к истории и культуре русского народа через совместную работу по изготовлению традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с новым понятием «оберег».
2. Расширять представление детей о русских народных игрушках и истории их возникновения.
3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.
Развивающие:
1. Развивать образное и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать умение детей работать в парах со взрослыми.
3. Развивать умение работать с тканью: складывать кусочек ткани, завязывать узелок на нитке.
4. Развивать воображение, эстетический вкус: умение подбирать гармоничное сочетание цветов в поделке.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.
2. Воспитывать, чувство коллективизма и взаимопомощи при изготовлении поделки.
Демонстрационный материал: презентация «Кукла - оберег»; схемы – карточки с изображением изготовления куклы «Крупенички».
Раздаточный материал: лоскут белой ткани размером 20 х 25 см по количеству человек, нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, крупа (гречка, рис, перловка), ножницы.
Оборудование: ИКТ (презентация), оформленная выставка кукол (игрушек).
Предварительная работа: Рассматривание альбома разных видов игрушек русского народного промысла, работа с лэпбуком «Русская народная тряпичная кукла» и «Народный быт», беседы с детьми об истории русских тряпичных кукол.
Взаимосвязь с родителями: Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа; непосредственное участие в изготовлении традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички».
Предметно-пространственная среда: Музыкальный зал, интерьер русской избы, предметы быта: печь, колыбелька, горшки, рушники, ухват и т.д.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
Воспитатель в русском костюме встречает детей и родителей в музыкальном зале.
(Обращается к детям и родителям с поклоном)
Звучит народная музыка.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте, ребята- молодцы, озорные удальцы! Я рукодельница Василиса.
Рада вас всех видеть у себя в гостях. Встречаю я вас не одна, а с игрушками. (Выставка кукол (игрушек) Обращаю внимание детей.
-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? (Ответы детей: Пластмассовая, деревянная, глиняная и др.)
-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике игрушек)
Вопрос родителям: А вы, гости дорогие, в какие игрушки играли в своем детстве? (Ответы родителей).
-А вот во времена ваших прабабушек - игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила, в сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
- Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, присаживайтесь в моей горнице! (Присаживаются на стульчики)
Какие в наше время красивые куклы, а вот моя бабушка рассказывала мне, что раньше кукол в магазинах не было и собирались семьями в избах и старшие учили младших рукодельничать – делать тряпичных кукол своими руками. С ними можно было играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.
Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная, это оберег. Как вы думаете, а что такое оберег?
(Ответы детей и родителей)
Воспитатель: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.
Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.
Воспитатель: (презентация).
1 слайд. Самую первую куклу – Пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась.
2 слайд. Бабушка делала куклу-бессонницу, укладывая внучку спать, приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, поиграй этой куколкой».
С давних времён, тряпичная кукла была любимицей для детей и взрослых.
3 слайд. Эта кукла- мешочек «Кубышка - Травница». В него клали сушеную, лекарственную траву, она охраняла здоровье всех домочадцев
4 слайд. Кукла «Северная дома» - это оберег для дома. Она оберегала и приносила благополучие дому.
5 слайд. Вот кукла «Зерновушка». Это кукла-мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что эта кукла помогает сохранить урожай.
Куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, даже помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение, вместе с приёмами изготовления.
Вы заметили, что все куклы не имеют лица? А почему Саша, как ты считаешь? Любовь Тимофеевна, как вы думаете?
По старинным поверьям считалось, что «Если не нарисуешь лицо, то не вселиться нечистая сила, и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».
На Руси не только собирались рукодельничать, но и играть в игры любили издавна.
Звучит народная мелодия.
Игра «Платок. (Взрослые - держат платок, а дети - по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослые опускают платок, дети, попавшие под платок, выходят в круг и танцуют движения, остальные хлопают.)
После игры присаживаются на свои места.
Рассказывает сказку родительница Томм Елена Александровна.
Я слышала от своей бабушки сказку о Кукле – Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в плен в подарок хану. Отказалась Крупеничка стать женой хана. И чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет (мешочек). Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.
«Крупеничка» – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами.
Люди верили, что, если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.
Воспитатель: А вы бы хотели, чтобы и в ваших семьях всегда были достаток и благополучие? Что нам для этого нужно сделать? (Ответы детей и родителей)
Воспитатель: Конечно, молодцы, мы с вами изготовим куколку, а я вам в этом помогу.
Смотрим слайды изготовления куклы. Презентация
Воспитатель: Проходите за столы ко мне в горницу.
Звучит народная мелодия.
Воспитатель: Повторяйте все за мной.
Пальчиковая гимнастика:
Как пшеничка в колоске,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем.
И пшеницу рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем все опять.
Приступаем к работе. Нам понадобиться: ткань белая, ткань цветная, тесьма, нитки и крупа. Всё это у вас на столах в корзинках.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовании режущих и колющих предметов. По этой же причине тряпочки и нитки для изготовления кукол готовились заранее.
Воспитатель: показывает последовательность изготовления куклы. :
В полученный мешочек кладем монетку, насыпаем крупу, завязываем нитками (тело);
- Мешочек делим на три части, 1/3 перевязываем ниткой - это голова
- Берем цветной лоскут, заворачиваем изнаночной стороной, полтора сантиметра перевязываем ниткой, выворачиваем на лицо (юбка);
- Берем тесьму, посередине перевязываем ниткой, отгибаем (передник)
- Берём самый длинный лоскуток, скручиваем края в трубочку, прикладываем с обеих сторон и перевязываем ниткой - это руки
- На голову завязываем косынку.
Самостоятельная работа детей и родителей. Воспитатель оказывает посильную помощь.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети и родители выкладывают солнышко по кругу на столике и рассматривают).
Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.
Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша!
Я очень рада, что теперь у каждого из вас в доме появится кукла – оберег Крупеничка.
Эту куклу-берегиню
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эту куклу вы берите,
И к себе домой несите.
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет!
Библиографический список:
- Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010.
- Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки» / Сибирская Благозвонница, 2010.
- Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции технологии» - Культура и традиции, 2007.
- Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
М.: Детство- Пресс, 2000.
- Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир: М., 2011.
- Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая) Задачи:1. Познакомить с программой «И...
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группе Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
Конспект совместной деятельности по ручному труду «Хотелки – Умелки» в подготовительной группеТема: «Кукла – оберег «Крупеничка»Группа: подготовительная ...
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Имя моего ребенка»...
Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».
Цель: показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи....
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия «Мудрость сказочног...
Консультация-практикум для родителей «Хотелки — Умелки» на тему «Кукла — оберег «Крупеничка»
Консультация-практикум для родителей «Хотелки — Умелки» на тему «Кукла — оберег «Крупеничка»...
Конспект совместной деятельности Тема: «Кукла – оберег «Крупеничка»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.Интеграция образовательных областей.Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования ...