"Использование дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
статья
Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Использование дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени развитию у детей мыслительных операций, что сейчас наиболее актуально. И здесь на первый план выходят дидактические игры, задачи и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Так как игра для детей есть самая свободная, самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу. Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др. В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками. С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике через использования дидактических игр и упражнений
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять...
« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике через использования дидактических игр и упражнений
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике через использования дидактических игр и упражнений...
Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...
Комментарии
Очень актуальный и полезный
Очень актуальный и полезный материал. Спасибо за консультацию.