«Педагогическое эссе - 2020». Номинация: «Изучая глубины вселенной».
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Платонова Галина Викторовна

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое эссе -2020»

Номинация: «Изучая глубины вселенной»

                                                                                     "Кто не использует свои таланты для

                                                                обучения и воспитания других, тот либо

                                                                плохой, либо ограниченный человек"

                                                                                                             Г. Лихтенберг

Творчество - созидательная деятельность человека, является предметом рассмотрения различных областей научного знания. С философской точки зрения, творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое. В психологии  творчеством может считаться любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Согласно С. Л. Рубинштейну: «Творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства …». «Творчество в своей основе есть человеческое самопознание,  процесс саморазвития личности, творение человеком самого себя», писал Н.А. Бердяев. 

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств, в руках педагога. Игра - основной вид деятельности детей. Именно в ней ребенок проявляет и развивает разные стороны личности, удовлетворяет эмоциональные и интеллектуальные потребности, формирует характер. Социальная значимость игрушек велика, они являются уменьшенными копиями окружающего мира, с помощью них дети исследуют и пополняют свои представления о  нем. Но если предложить ребенку игрушку, которая не призывает его к взаимодействию, размышлению, трансформации и фантазии, то мы, взрослые, способствуем развитию ребенка-потребителя, а не творца, мыслителя и изобретателя.

Такое суждение не применить к игрушкам-конструкторам. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый, неизведанный им  мир. Он не потребляет, а творит и созидает новое. Игры с конструктором развивают творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий. Играя, они становятся строителями, архитекторами и творцами, придумывают и воплощают в жизнь свои фантазии и идеи. Для развития и поддержания у воспитанников интереса к конструктивной деятельности применяются разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков, различные виды конструкторов. От простых кубиков дети постепенно переходят на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

 Основы технического моделирования и конструирования ребята осваивают с помощью конструкторов: LEGO, «Юный инженер», «Знаток», «Механик» и т.д. Уже в младшем возрасте для ознакомления и изучения физики целесообразно использовать конструктор «Знаток». Воспитанники собирают простые замкнутые электрические цепи и получают начальные знания из области электрики и электроники, работая с ним как под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Основная цель не просто собрать модель, а объяснить, какие законы физики лежат в основе принципа действия модели. В процессе занятия происходит знакомство с такими понятиями как скорость, сила, инерция, энергия, мощность, измерение. LEGO - универсальный и многофункциональный конструктор, используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности детей. Он стимулирует их фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и творческие способности. Работа с конструкторами «Юный инженер», «Механик» позволяет получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят, разнообразные тематики. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество. В ходе опытной деятельности дети наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности.

Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. В преддверии дня космонавтики дети обычно знакомятся с космосом. Почти все дети увлечены этой темой. Кто-то заинтересуется на время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то  надолго, мечтая однажды, отправится в космический полет на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина, или открыть новую планету. В любом случае, детям будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце, о звездах, о космических кораблях и ракетах.

   Так как в группе организована инновационная деятельность по LEGO конструированию, и ребята ею увлечены, то решила исследовать космос с помощью конструктора  LEGO. Совместно с детьми, родителями и специалистами собирали информацию для раскрытия темы проекта  «На встречу к звездам»: познакомились с «Большой книгой LEGO» Алана Бедфорда, посмотрели мультфильмы и разнообразные материалы на космическую тематику, подумали и выдвинули разнообразные гипотезы, провели эксперименты. Собрав как можно больше информации, приступили к созданию схем конструкций, изготовление совместно с родителями моделей, наблюдение родителей с детьми в вечернее время за звездным небом и луной. Итогом, стала выставка творческих работ детей на тему «Космические приключения», создание различных игр о космосе «Собери космолет», «Угадай созвездие», физкультурное развлечение «Школа космонавтики», КВН «Космос и все о нем».

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами, принимать  участие в различных конкурсах и выставках.

Ну что, мой юный друг, вперед к новым открытиям…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Эссе к конкурсу "Педагогический дебют" в номинации "Педагог- наставник"

Каждый из нас волен выбирать свой путь, свою дорогу в жизни. И все мы делаем это по разному: у кого получается этот выбор сразу, после вступления во взрослую, сознательную жизнь, а кому-то приходится ...

Комплексно-тематическое планирование по теме: "Глубины Вселенной"

Цель:  Формировать у детей интерес к космосу.       Задачи:        Закреплять, уточнять и расширять представления детей о космосе,...