Онлайн-фотовыставка "В мире удивительных замков и крепостей"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Защитник…Так много смысла мы вкладываем в это слово: тот, кто защищает, охраняет, оберегает, ограждает от враждебных действий. А мне всегда представляется мощная крепость с высокими крепкими стенами, сторожевыми башнями. За ней – прекрасный замок, в котором находится все самое важное, дорогое или даже бесценное, потому что невозможно оценить любовь и привязанность к своим близким, нежность, доброту и пр. Не зря говорят – с надежным защитником как за каменной стеной. История замков и крепостей, и в самом деле, начинается с каменного века, когда  человек пытался укрепить и обезопасить свое жилье от внезапного вторжения как зверей, так и недружелюбно настроенных соплеменников.

Так появилась идея организации с ребятами старших и подготовительных групп фотовыставки «В мире удивительных замков и крепостей» в канун празднования Дня Защитника Отечества. Предварительно со старшими дошкольниками были проведены тематические занятия, на которых они познакомились с историей создания замков и крепостей, с особенностями их проектирования и строительства. В ходе занятий воспитанники собирали различные конструкции замков с помощью разрезных картинок, раскрашивали различные модели замков, придумывали и рисовали свои, и, конечно же, строили.

Все воспитанники успешно справились   с предложенными заданиями. Детская фантазия не знает границ! Замки получились удивительно красивые, но вместе с тем были построены по всем правилам: окружены толстыми и высокими защитными стенами, ворота, мосты, окна-бойницы, башни. Некоторые ребята так увлеклись, что продолжили строительство и после занятия, построив замки из конструктора Лего и даже из снега на прогулке. Самое главное, все дети получили большое удовольствие от строительства, почувствовав себя на какое-то время не только архитекторами и строителями, но и защитниками, готовыми при необходимости встать за защиту всех тех, кто им так дорог.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon v_mire_udivitelnyh_zamkov_i_nepristupnyh_krepostey_2.pdf2.7 МБ
Файл fotovystavka.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фотовыставка «В мире удивительных замков и неприступных крепостей»

(из набора строительных кубиков)

Каждая группа представляет по 3-4 фотографии моделей замков или крепости. На фото вместе с моделями желательны дети, которые их строили, а также списки с их именами и фамилиями.

Тематическое занятие по конструированию

для детей старшего дошкольного возраста

«По следам удивительных замков»

Цель: создание условий для развития инженерного мышления старших дошкольников, способностей к техническому творчеству.

Задачи:

  1. Образовательные: Рассмотреть основные архитектурные особенности строительства замков и крепостей. Способствовать развитию начальных представлений о профессии архитектора. Учить создавать разнообразные модели собственных замков и крепостей.
  2. Развивающие: способствовать развитию инженерного мышления, технического творчества, воображения, любознательности и самовыражения, речевой активности, старших дошкольников.
  3. Воспитательные: воспитывать умение эффективно сотрудничать в коллективной деятельности, умение презентовать продукты своего творчества.

Методы и приемы

Практические: игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, конструирование, моделирование.

Наглядные: мультимедийная презентация «В мире удивительных замков и крепостей», рассматривание иллюстраций, презентаций.

Словесные: беседа, вопросы к детям, ситуативный разговор.

Виды детской деятельности: конструирование из строительного набора, игры, игровые упражнения, презентация моделей замков и крепостей.

Ход занятия

1 этап Организационный.

Приветствие. 

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

2 этап. Мотивационный.

Воспитатель. Сегодня я хочу загадать вам загадку.

Из кирпичиков дворец.

Во дворце тот кто жилец?

Для принцесс и их служанок

Строят дом с названьем… (замок)

И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир удивительных замков и неприступных крепостей.

2этап. Основной.

(Мультимедийная презентация)

С каменного века человек пытался укрепить и обезопасить свое жилье от внезапного вторжения как зверей так и недружелюбно настроенных соплеменников. Именно тогда согласно историческим раскопкам и появились первые земляные укрепления в дальнейшем с использованием камней. Первое понятие что такое замок, появилось в девятом веке в Европе, куда повадились совершать набеги викинги и поэтому местные жители пытались защитить свои наделы от грабежей.

Замок возводили на холме или высокой скале и окружали широким рвом с водой. Ров — искусственное сооружение, глубокая, широкая канава. Иногда замок строили на острове посреди реки или озера. Через ров перекидывали подъемный мост, который на ночь и при нападении врагов поднимали на цепях. Крепостные стены – это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающих,  используя лестницы, и толстыми, чтобы противостоять мощи осадных механизмов.

Особенности строительства: окружены толстыми и высокими защитными стенами, ворота, мосты, окна-бойницы, сквозь которые стреляли защитники замка, башни, решетки.

Следует различать замки и крепости. Замок — это одно строение, в котором в единое целое соединены и стены, и мосты, и жилые помещения, и башни, другие сооружения, а крепость — это, участок земли, обнесённый стеной с башнями. Крепость может быть плотно застроена или пуста. Кроме того, крепость, как правило, имеет намного большую площадь, чем замок, что и позволяло застраивать внутреннее пространство крепостей различными строениями. Частный случай города-крепости — многочисленные русские кремли.

Некоторые старинные замки до сих пор сохранились. Сейчас они являются культурным наследием, и признаны как памятники истории и культуры. В них делают музеи проводят балы, а некоторые замки покупают люди и живут в них. Но, например, в Англии по сей день существует Виндзорский замок, в котором проживает королева и ее семья. Он потерял свою военную значимость и стал главной резиденцией королей Англии. 

А сейчас давайте с вами немного поиграем. Я предлагаю вам распределиться по парам (или тройкам) и собрать из разрезных картинок различные замки и крепости.

Скажите, пожалуйста, на каких картинках изображена крепость, а где замок? Почему вы так решили?

Вернитесь, пожалуйста на свои места. Скажите, а где мы с вами уже встречались с красивыми замками? Правильно, в сказках. Посмотрите, какие бывают сказочные замки. Как вы думаете, кто в них может жить?

Но и в современной жизни встречаются удивительные замки. Похожие на волшебную сказку. Это становится возможным благодаря труду людей таких профессий как строитель и архитектор. Любые здания, в том числе и замки, строят строители, а проектируют их архитекторы. Архитектура – искусство проектировать и строить здания. Сначала архитекторы чертят чертеж, схему, предполагаемой постройки, а потом создают ее модель из конструктора, бумаги, а сейчас еще и с помощью компьютерных технологий. И только после этого приступают к своей работе строители, воплощая в реальность идеи и проекты архитекторов.

Сегодня я предлагаю вам побывать в роли архитекторов и построить свои уникальные замки и крепости, а затем рассказать о них друг другу.

Но сначала давайте проведем небольшую физкультминутку «Строим замок»

Руки в боки, руки шире. Выполняют движения.

И попрыгать мы решили. Прыгают.

Раз, два, три, четыре. Приседаем ниже, ниже.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем прыгать мы опять.        Дети выполняют прыжки на месте.

Будем строить и играть.  Руками показывают выкладывание кирпичей.

Замок большой, высокий строим.        Встают на носочки и тянутся

   руками вверх.

Окна ставим, крышу кроем.        Показать руками окно, крышу-сомкнуть                      руки над головой.

Вот какой красивый он!        Указательным жестом  вытягивают руки вперед.

Кто же жить будет в нем?       Пожимают плечами.

Об этом узнаем потом!     Разводят руки.

Разделитесь пожалуйста на группы по три человека, обсудите, какую именно модель замка вы хотите построить и приступайте к работе. По желанию, вы можете сделать сначала схему постройки. После завершения строительства вам предстоит представить свою модель, рассказать, что это за замок, из чего вы его построили, кто в нем будет жить.

Строительство замков. Дети создают свои модели замков, рассказывают о них, воспитатель фотографирует детей для последующей фотовыставки, записывает названия, имена и фамилии юных архитекторов.

Перед презентацией замков с детьми, чтобы снять психологическое напряжение, можно поиграть в подвижную игру «Неприступный замок»: дети делятся на две команды – нападающие и жители неприступного замка. Для жителей замка условно обозначаются его границы, куда нападающие попасть не могут. Обе команды строятся напротив друг друга в середине группы (зала). По сигналу ведущего нападающие ловят жителей, а жители стараются скрыться в замке. Затем команды меняются.

4 этап. Завершающий (рефлексивный).

Скажите, пожалуйста, что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? Что такое замок, крепость? Для кого и с какой целью создавались эти постройки? Какие отличительные особенности следует учитывать при строительстве замков? Какие современные постройки называются замками? Кто их строит? Проектирует?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились и на память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам раскраски с изображением разнообразных крепостей, чтобы вы могли сделать их яркими и немного волшебными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по природному миру «Удивительная почва»

Данный конспект представляет работу по организации НОД с включением познавательно-исследовательской деятельности. Для старшего дошкольного возраста....

Мини - лаборатория "В мире удивительного"

Мини - лаборатория для опытов...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ"

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 5 (6-7 ЛЕТ), РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ, ВОСПИТАТЕЛИВИД ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ...

Конспект занятия "В мире песочных замков"

конспект итогового занятия...

Конспект НОД по окружающему миру "Удивительное о черепахах" (6-7 лет)

Дети очень любят что то необычное и неизведанное. Мною разработан и реализован цикл НОД об удивительном мире природы, не входящих в программное содержание подготовительной группы. Мы с детьми с удовол...

Программа по ознакомлению детей с окружающим миром «Удивительный мир природы»

Программапо ознакомлению детей с окружающим миром«Удивительный мир природы»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Удивительный космос"

Программное содержание1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.2. Познакомить с Солнцем как  раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах...