Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Роботы-помощники в детском саду"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Роботы-помощники в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roboty-pomoshchniki_v_detskom_sadu_.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
по конструированию из строительного материала
на тему «Детский сад. Роботы-помощники» в старшей группе «Солнышко»
Программные задачи:
- Познакомить детей с рукотворным продуктом человека – роботом; реальным использованием робототехники в детских садах; в интересной и доступной форме показать воплощённые в музыкальном «письме» чудесные идеи.
- Формировать умение детей выбирать детали строителя и конструировать робота по образцу или условиям на выбор; развивать воображение и конструкторские качества, стремление к экспериментированию. Упражнять в анализе построек и создании чертежа выполненной постройки в 3-х проекциях (вид спереди, сбоку, сверху) с использованием трафаретов.
- Воспитывать уважительное отношение к взрослым, которые трудятся в детском саду, желание им помогать.
Интегрируемые образовательные области:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности, лежащие в основе организации НОД
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная (конструктивная) деятельность
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
- Игровая
Форма проведения: подгруппа (7-8 детей)
Оборудование и материал:
- Компьютер
- Демонстрационный экран
- Электронная музыкальная презентация «Детский сад. Роботы - помощники»
- Аксонометрические демонстрационные чертежи роботов (в том числе с ошибками)
- Значки-метки (красный и зелёный) для обозначения правильности-неправильности демонстрационных чертежей
- Наборы настольного деревянного строителя
- Лист бумаги А4, разделённый на 4 части, простой карандаш и ластик
- Лекала
Методы и приёмы:
- Художественное слово
- Наглядный
- Беседа
- Анализ чертежей
- Практический
- Анализ готовой постройки
- Эвристический
Предварительная работа:
- Чтение познавательной литературы про историю возникновения роботов
- Заучивание стихотворения про робота
- Конструирование робота из коробок (коллективная работа)
- Конструирование робота из геометрической мозаики по схеме
- Д/и «Колумбово яйцо»
Ход деятельности:
- Дети, отгадайте загадку:
Пусть я человек железный,
Но в хозяйстве я полезный!
Дом могу я убирать
И одежду постирать,
Заменить могу и маму,
Лишь задайте мне программу!
(Робот)
***
Сам - металлический,
Мозг - электрический.
(Робот)
- Дети, а кто такой робот? (Ответы детей)
- Откуда он появился? (Его изобрёл и сконструировал человек)
- Для чего человек придумал робота? (Чтобы облегчить свою жизнь)
- Что, по-вашему, может делать робот? (Выполнять тяжёлую физическую работу, которая человеку не под силу; решать сложные задачи; чертить чертежи; летать в космос, собирать машины на заводе и т.д.)
- Сегодня на нашу электронную почту поступило очень интересное музыкальное письмо от детей из необычного, я бы даже сказала, волшебного детского сада, где с детьми играют, танцуют, поют и рисуют добрые роботы-помощники, которые заменяют взрослых. Хотите его посмотреть?
(Демонстрация презентации.)
Вопросы к детям после просмотра презентации:
- Кого вы увидели в этом письме? (Роботов, которые помогают в детском саду)
- Как выглядят роботы? (Похожи на людей, на машины, на компьютеры и т.п.)
- Что делает каждый из роботов? (Робот – воспитатель играет с детьми, робот-помощник воспитателя кормит детей, тренер в бассейне занимается плаванием и т.п.)
- Почему роботы могут передвигаться и выполнять различную работу? (В каждом из них заложена программа)
- Из какого материала роботы, по вашему мнению, изготовлены? (Из металла, из пластмассы и т.п.)
- Из каких частей состоят? (Туловище, голова, руки, ноги)
Хоть и с виду угловаты,
Но стройны все, как солдаты!
Выносливы, грамотны, умны –
Задачи все разом решают они.
- Вы думаете, дети, добрые роботы-помощники существуют только в этой сказочной стране? Вовсе нет! Оказывается, роботы-помощники есть не только там, но и в самом настоящем детском саду, в котором живут такие же дети, как и вы!
Слайд. Картинка с изображением робота и статья о роботе в японском детском саду.
Есть такая страна, которая называется Япония. В одном японском детском саду живёт робот. Зовут его Мибо. Мибо умеет танцевать, говорить, фотографировать и воспроизводить музыку. Кроме того, интеллектуальная игрушка способна проводить развлекательные викторины, предупреждать о землетрясениях и измерять температуру тела, что особенно пригодится воспитателям.
Наша страна, Россия, тоже не отстаёт. В одном из российских городов, который называется Рязань, в детском саду тоже живёт робот, которого зовут Ярослав. Ярослав запрограммирован перемещаться между группами для съемки и видеонаблюдения за детьми. Всё, что Ярослав снимает на свою электронную камеру, мамы и папы могут сразу же увидеть, как только включат дома свой компьютер. Они узнают, что происходит с их малышом в детском саду, и не будут переживать за него.
Слайд. Картинка с изображением робота и статья о роботе в рязанском детском саду.
- Дети, а вы хотите, чтобы и в нашем детском саду были бы такие же помощники?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы в нашем детском саду хотя бы один денёк появились такие помощники? (Заказать робота из Японии или Рязани; пригласить сказочных роботов-помощников, сконструировать и запрограммировать своих роботов и т.п.)
- Дети, я предлагаю вам создать своё конструкторское бюро, в котором мы с вами смогли бы сконструировать своих роботов-помощников, а также создать их чертежи. По этим чертежам дети в других детских садах смогли бы сконструировать себе таких же помощников.
- В нашем конструкторском бюро есть чертежи, в которых конструкторы допустили некоторые ошибки. Найдите эти ошибки, это поможет вам при выборе деталей. Почему нельзя использовать некоторые чертежи? (Демонстрация аксонометрических чертежей роботов, обозначение значками - правильно - неправильно)
Предложить соорудить своего робота по образцу, в котором отсутствуют ошибки или по условиям: робот должен помогать в детском саду готовить еду, мыть полы, заниматься с детьми плаванием, музыкой и т.д. У каждого должен быть сконструирован свой робот, непохожий на других. Каждому предлагается озвучить то, что будет выполнять его робот в детском саду.
Практическая деятельность детей: конструирование робота из деталей
- Я предлагаю вам договориться между собой, кто какого робота будет конструировать.
Как вы думаете, почему это необходимо сделать? (Чтобы не повторяться). Затем нужно самостоятельно выбрать все необходимые детали для конструирования робота.
В ходе конструирования робота воспитатель напоминает детям, что они могут заменять одни детали строителя на другие, не забывая об основных составных частях робота.
В ходе строительства анализ детских построек:
- Кто твой робот?
- Какую программу ты в него заложил?
- Какие детали использованы в постройке?
- У кого самая интересная и оригинальная постройка?
Практическая деятельность детей: выполнение чертежа постройки
- Дети, кто сконструировал своего робота - выполните чертёж постройки.
(Воспитатель предлагает использовать лист бумаги, разделённый на 4 части и лекала с прорезями фигур, с помощью которых можно отразить каждую деталь постройки спереди, сбоку и сверху)
В ходе выполнения чертежей воспитатель просит детей внести коррективы, исправить ошибки.
Итог деятельности:
- Что нового узнали?
- Чему сегодня научились?
- Что чувствовали во время деятельности? (Было интересно, сложно)
- Какое решение нашли?
- Дети, сегодня вечером мы с вами отправим по электронной почте чертежи наших роботов – помощников детям в другие детские сады нашего города.
Художественное слово по ходу деятельности
В голове моей железной
Хоть мозгов и нет совсем-
Заменяют их чудесно
Пара-тройка микросхем.
Вместо папы, вместо мамы
Слушаюсь своей программы.
Говорит она мне, чтобы
Танцевал под ёлкой робот.
***
Хоть и с виду угловаты,
Но стройны все, как солдаты!
Выносливы, грамотны, умны –
Задачи все разом решают они.
***
Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.
***
Валентин Берестов
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.
Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»
***
Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята
Я себе собрать собрата»
***
Хоть и с виду угловат.
Но он строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умён,
Задачи все решает он.
И если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится,
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек,
А ведь совсем не человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду».
В процессе познавательной деятельности ребенок удовлетворяет свое любопытство. Он учится наблюдать, размышлять и сравнивать, задавать и отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать п...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей ДОУ...
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...
Занятия по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада. Тема занятия: Граттаж «Портреты Машиных друзей»
Игровое занятие -путешествие с целью знакомства детей с новой техникой изображения- граттажем, закрепление знаний о различных линиях, как средстве выразительности в рисунке....
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/
Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...