Занятия по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада. Тема занятия: Граттаж «Портреты Машиных друзей»
план-конспект урока по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Федорова Елена Викторовна

 Игровое занятие -путешествие  с целью знакомства  детей с новой  техникой изображения- граттажем, закрепление знаний о различных линиях, как средстве выразительности в рисунке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе  детского сада.

Тема занятия:  Граттаж «Портреты Машиных друзей»

Цель: Познакомить с новой техникой изображения - граттажем, как нетрадиционным способом рисования. Выполнить граттаж.

Задачи:

-развитие эстетического вкуса, фантазии, творческих способностей и воображения;

- закрепление полученных ранее знаний о  разновидностях линий в графическом изображении, применения этих знаний  в своей работе;

-развитие мелкой моторики;

-закрепление  понятия портретного жанра;

- воспитание аккуратности и целеустремленности;

-создание ситуации успеха;

Материалы и оборудование:

 Перчаточная кукла – Машенька; рисунки с изображением сказочных деревьев;  вырезанные из картона силуэты животных с одной стороны и их изображением  с другой; листы чистой бумаги для выполнения сказочных заданий и фломастеры; листы основы, которые подготовили дети (заранее подготовленные, навощенные и покрытые тушью -  листы для граттажа).   Для этого используем плотный гладкий картон (можно использовать как матовый, так и глянцевый, листы лучше всего закреплять на деревянном планшете, чтобы было удобнее царапать) тушь или черная гуашь; масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свечка (можно использовать сырой  яичный желток);  широкая художественная кисть;  инструменты для процарапывания (можно использовать перья, специальные резцы, острые палочки, спицы или ножи) жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Создание основы

Картон закрасьте  масляной пастелью или натрите свечой или закрасьте яичным желтком (без просветов). В варианте с пастелью можно использовать цветной фон.

В тушь добавьте шампунь или жидкое мыло (в пропорции 1 капля мыла на столовую ложку туши), если пользуетесь гуашью, то стоит добавить каплю ПВА, чтобы потом не сильно пачкались руки.

Полученной смесью покройте картон поверх пастели или воска. Следим за тем, чтобы слой краски распределился равномерно.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ребята, вы, наверное, узнали нашу гостью? (показывает куклу Машеньку, она  тоже здоровается с детьми) Ответы детей.

Воспитатель: Машенька решила стать художницей!

Машенька: Да, я хочу стать художником - портретистом!

Воспитатель: Ребята, а вы помните, кто такой художник – портретист?

Ответы детей: Портретист рисует людей.

Воспитатель: Правильно, портретист рисует людей, а его картины называется портреты, а жанр – портретный. Посмотрите внимательно, у нас в студии есть картины портретного жанра? (Ответы детей).

Машенька:  Я пригласила в гости, в свою лесную избушку всех своих друзей, чтобы нарисовать их портреты. Приходите ко мне, я и ваши портреты нарисую!

Воспитатель: У Машеньки друзья – животные!  Есть художники, которые рисуют одних животных, этот жанр называется анималистическим, а художников называют – анималистами!

Ну, что? Отправимся в гости к  Машеньке? Ответы детей.

Воспитатель: Путь к Машиному дому лежит через зачарованный лес. Мы сможем его пройти, если справимся с заданиями!

Задание №1:   Мы вошли в лес и увидели сказочное дерево (ветви-волны), вспомните, как называется такая линия, которой нарисованы ветви этого дерева? Ответы детей: Волна.

А теперь нарисуйте волну, только тогда зачарованный лес нас пропустит дальше! (дети выполняют задания)

А что можно нарисовать такой линией? Ответы детей: речку, волосы принцессы и т.д.

Молодцы ребята! Мы продвинулись дальше, и нас ждет другое дерево.

Задание №2:  Дерево с ветвями – зигзагами. Как  называется такая линия, которой нарисованы ветви этого дерева? Ответы детей: Зигзаг!

 А что можно нарисовать такой линией? Ответы детей: горы, елочку, ежика и т.д. Рисуем зигзаг, чтобы продвинутся дальше.

Задание №3: Посмотрите, какое кудрявое дерево нас ждет! Что за чудо - линии, как они называются? Ответы детей: Росчерк! Такими линиями можно нарисовать облачко, дым или кого-то кудрявого…

Дети рисуют росчерк.

Воспитатель: Мы так долго шли, что устали, поэтому приглашаю вас на физкультминутку.

По дорожке мы пойдем, (шагаем на месте)

В гости к Маше мы придем.

Топ-топ,

Прыг-прыг,

Чики-брики, (скользящие движения ладони об ладонь)

Чики-брик.

Видим дерево высокое, (встаем на цыпочки и тянемся вверх)

Видим озеро глубокое.  ( Наклоняемся, касаясь пальцами пола)

Топ-топ,

Прыг-прыг,

Чики-брики, (хлопки в ладоши)

Чики-брик.

Птицы песенки поют

Зернышки везде клюют: (пальцами имитируем движения клюва)
Тут клюют и там клюют,

Никому их не дают.

Топ-топ,

Прыг-прыг,

Чики-брики, (хлопки в ладоши)

По дорожке шли, шли,

В гости к Маше мы пришли,

Постучались:  раз-два - три!

Поскорей нам отвори!

Машенька встречает гостей: Проходите, гости дорогие,  я вас уже заждалась!

Мои друзья из леса пока до меня добрались, уже стемнело, и я не смогла их хорошенько разглядеть, посмотрите, что я увидела! (Машенька показывает силуэты животных). Как же я теперь их нарисую?

Воспитатель: Дети, что же увидела Машенька? Как такое изображение называется? Ответы детей: Тени, силуэты.

 Правильно, это силуэты. Вспомните наш театр теней.… А вы узнали по силуэтам, кто пришел к Машеньке? Ответы детей….

Машенька: Я очень надеюсь, что ребята мне помогут нарисовать портреты моих друзей?

Воспитатель:  Поможем Машеньке?  Ответы детей….

Конечно, помогут, но я хочу предложить сегодня необычный способ изображения,  он называется -  граттаж.    Посмотрите на работы детей, выполненные в технике граттажа (воспитатель показывает работы).

Граттаж — одна из графических техник рисования. В переводе с французского языка "граттаж" означает "скрести, царапать". В этой технике рисунок проявляется в ходе процарапывания рабочей поверхности, которые залиты тушью или гуашью поверх воска, поэтому граттажные работы еще называют ЦАП-царапки.

Основу для граттажа мы приготовили с вами заранее,  на предыдущем занятии, но я вам не раскрыла секрета граттажа, а сегодня вы сами сможете насладиться очень интересным процессом процарапывания рисунка. В нашем путешествии по зачарованному лесу мы вспомнили линии, которыми можно и нужно пользоваться в своем рисунке, линии штриховки вам тоже пригодятся!  

Детям выдаются листы основы, силуэты животных и инструменты.  После выбора  силуэта животного,  дети обводят силуэт и приступают к граттажу. Граттаж - «Портрет Машиного друга»  дополняют разными элементами композиции: солнышко, травка, цветочки и т.д.

После выполнения работы устраиваем выставку работ, Машенька угощает всех ребят конфетами.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.«Портрет моей мамы»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. “Портрет моего папы”  

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе. Подарок папе к 23 февраля...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе “Портрет моего папы”.

Цель: учить выполнять портрет папы, передавая его индивидуальные особенности: цвет глаз, волос, наличие усов, бороды и др.; учить соблюдать последовательность в рисовании: от общего к частному...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Портрет мамочки"

Занятие подготовлено для детей старшей группы с целью ознакомить с жанром "портрет" и научить его рисовать....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. “Портрет моего папы”

Программное содержание:  -учить выполнять портрет папы, передавая его индивидуальные особенности: цвет глаз, волос, наличие усов, бороды и др.; -учить соблюдать последовательность в рис...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Портрет мамы»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Портрет мамы»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: «Портрет моего папы»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: «Портрет моего папы»...