Педагогический образовательный проект "Страна "Конструктория".
проект по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Педагогический образовательный проект "Страна "Конструктория".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический образовательный проект "Страна "Конструктория". | 201.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18
ПАСПОРТ
педагогического образовательного проекта
«Страна «Конструктория»
по развитию конструкторских, интеллектуально-творческих способностей
у детей дошкольного возраста
Разработал:
Воспитатель МАДОУ №18
Буркова Л.Л.
Высшая квалификационная категория
г. Североуральск, 2017- 2022 г.
Содержание
1. | Информационная карта проекта……………………………………………………………. | 3 | |
2. | Этапы проекта……………………………………………………………………………….. | 7 | |
3. | Информационное обеспечение проекта…………………………………………………… | 10 | |
Приложение 1 | Педагогические проекты по конструктивно-модельной деятельности…………………………………………………………… | 13 | |
Приложение 2 | Детские проекты………………………………………………………. | 14 | |
Приложение 3 | Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по конструктивно-модельной деятельности……………………………………………………………. | 16 | |
Приложение 4 | Организация развивающей предметно-пространственной среды…. | 24 | |
Приложение 5 | Система мониторинга достижения планируемых результатов……... | 30 |
1. Информационная карта проекта
Тема | «Страна «Конструктория» |
Эпиграф | «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала». Ж. Пиаже |
Образовательная область | ОО: «Художественно-эстетическое развитие»; Раздел – «Конструктивно-модельная деятельность». |
Краткое содержание проекта | Проект предлагает использование образовательных конструкторов: ЛЕГО, ТИКО, Фанкластик. Конструкторы используются как инструмент для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развитию технического творчества, интеллектуально-творческому развитию дошкольников. Образовательные конструкторы очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных, творческих процессов и социализации детей дошкольного возраста. |
Актуальность | Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие воспитанников. Конструирование позиционируется, как универсальная деятельность растущего человека: созидательная, преобразующая, творческая; связанная с активным «открытием» окружающего мира, обогащением социокультурного опыта, формированием эмоционально – ценностного отношения к действительности, становлением «Я – концепции». Результат конструирования не только внешний – конкретное изделие или сооружение, но и внутренний – опыт самоактуализации, самообразования, самовоспитания, саморазвития. Конструирование – познавательная деятельность. Дети в процессе конструирования сравнивают, анализируют, исследуют, моделируют предметы окружающего мира. Конструирование – художественно-эстетическая деятельность. В процессе этой деятельности формируется эмоционально-ценностное отношение к миру, которое «роднит» конструирование с социально-коммуникативной деятельностью в разнообразии её видов и, прежде всего – общением, игрой, трудом. Таким образом, в детском конструировании естественным образом интегрируется разнообразные виды детской деятельности, следовательно, в процессе конструктивной деятельности происходит разностороннее развитие личности ребёнка, это подлинно развивающая и развивающаяся деятельность. Конструирование — это универсальный способ самопознания и самосозидания. Развивается пространственное воображение, концентрация внимания и творческие способности. Обучение с использованием образовательных конструкторов объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность обучающихся, развивает конструктивные способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности обучающихся, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. |
Тип проекта | Познавательный, информационно-творческий. |
Вид проекта | Групповой. |
Участники проекта | Дети, их родители, сотрудники ДОУ. |
Срок реализации | Долгосрочный 2017 г – 2022 г. |
Противоречие | Обозначено между актуальностью развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста, и устаревшими методами и приёмами этого направления в образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. |
Проблема | Важно осуществить поиск форм, методов и технологий, которые бы способствовали более эффективному развитию конструкторских, интеллектуально-творческих способностей у воспитанников. |
Гипотеза | Если мы будем использовать современные технологии конструктивно-модельной деятельности, то обеспечим развитие конструкторских, интеллектуально-творческих способностей у воспитанников. |
Объект проекта | Условия развития конструктивных, интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. |
Предмет проекта | Процесс развития конструктивных, интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. |
Цель | Развитие конструкторских, интеллектуально-творческих, способностей у воспитанников посредством технического конструирования. |
Задачи | Обучающие: - учить приёмам и правилам работы с конструкторами; - учить конструировать по схеме, по модели, по условиям, по теме, по замыслу; - формировать интерес к техническим объектам. Развивающие: - развивать конструкторские способности, творческую инициативу, самостоятельность; - развивать психофизические качества (память, внимание, мышление). Воспитывающие: - воспитывать уважение к трудовой деятельности; - воспитывать интерес к техническим видам творчества; - воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность). |
Методологическое обоснование | Конструирование является одним из видов продуктивной деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. |
Формы организации обучения в конструктивной деятельности | Конструирование по образцу Конструирование по модели Конструирование по условиям Конструирование по простейшим чертежам: Конструирование по теме Конструирование по замыслу |
Образовательные технологии | - Лего-конструирование - ТИКО-моделирование - 3D- конструирование «Фанкластик» - Личностно-ориентированные - Проектная деятельность - Исследовательская деятельность - ТРИЗ-технология - Технология «Река времени» - Технология «Коллекционирование» - Технология «Буккроссинг» |
Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе конструктивной деятельности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструкторов формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте посредством конструктора ТИКО. Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструкторов, реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения в процессе конструирования |
Принципы | 1. Принцип развития. Развитие понимается как появление у детей нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. 2. Принцип самоценности детства. Конструктивная деятельность не предполагает выполнения каких-либо жёстких правил и норм, ребёнок по собственному желанию включается в конструктивную деятельность, сам процесс конструирования радуют детей. Но вместе с тем многообразие приемов и форм работы с конструкторами даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми. 3. Принцип интеграции. Работа с технологией конструктивно-модельной деятельности предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет объединять игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях. |
Подходы | 1. Системно-деятельностный подход. Осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: конструктивно-модельной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской. 2. Личностно-ориентированный подход. Во главу угла ставим самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, опираемся на опыт ребенка. 3. Индивидуальный подход. Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы. 4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору. |
Предполагаемый результат | У детей будут сформированы: - конструкторские способности; - представления о деталях разнообразных конструкторов и их деталях, об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции, от способа соединения её отдельных элементов, о связях между формой конструкции и её функциями; - будет развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций - будут развиты способности конструировать по образцу, по инструкции, по схеме, умеют моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам, по собственному замыслу; - будут развиты интеллектуальные способности, умеют анализировать предмет, конструкцию, выделять характерные особенности, основные части, устанавливать связь между из назначением и строением; - будет развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива; - будут сформированы предпосылки учебной деятельности, умение и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; - совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в парах, в малых группах, в коллективе, распределении обязанностей. |
Продукты проекта | Презентации проектов Фотоальбомы Сборники схем Сборники фотографий моделей, персонажей и конструкций Технологические карты для создания конструкций, моделей Сборники логических заданий Сборники дидактических игр по развитию конструктивных способностей Обобщение и трансляция накопленного опыта |
2. Этапы проекта
Этапы | Содержание |
1 этап - организационный, аналитический август 2017 год | 1.Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс современных технологий по конструктивно-модельной деятельности: ЛЕГО-конструирование, ТИКО-моделирование, 3D-конструирование «Фанкластик». 2. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Анализ предметно-развивающей среды Изучение опыта педагогов по данному направлению |
2 этап – рефлексивно-диагностический сентябрь 2017 год | 1. Диагностика детей на начальном этапе реализации проекта «Страна «Конструктория» с последующим анализом: - выявить уровень развития конструкторских способностей у детей - выявить уровень развития интеллектуальных, творческих способностей посредством конструктивной деятельности. 2. Анкетирование и опрос родителей: - «Конструирования в жизни ребёнка»; - «Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста»; 3. Анализ педагогической компетентности родителей. 4. Выявление социального запроса семей воспитанников. |
3 этап – практический октябрь 2017 г. - октябрь 2021 г. | Практическая деятельность. Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды: - Создание центра конструктивно-модельной деятельности «Конструкторское бюро «Фиксики». - Приобретение образовательных конструкторов нового поколения: ЛЕГО, ТИКО, Фанкластик, «Техно», «Техник», строительного материала. - Приобретение и разработка учебно-методического комплекта по конструктивно-модельной деятельности - Приобретение и разработка методического материала. - Разработка и реализация проектов (Лего-мастера, ТИКО-мастера, Мастерская «Фанкластика») - Разработка и реализация детских проектов - Разработка системы взаимодействия с родителями (законными представителями), организация мини клуба «Самоделкины» в рамках семейного клуба «Доверие». |
4 этап – заключительный, обобщающий | Подведение итогов работы над проектом |
1.Результаты воспитанников: -участие в конкурсах, фестивалях по техническому конструированию; - организация выставок конструкций, моделей, поделок сконструированных из различных видов конструкторов. 2.Результат педагога: - распространение педагогического опыта; - презентация проекта в педагогическом коллективе ДОУ; - трансляция результатов проекта в педагогическом сообществе города; - в электронных средствах массовой информации. 3.Итоговое анкетирование и опрос родителей 4.Мониторинг: - качества развития конструкторских способностей у воспитанников; - развития интеллектуальных, творческих способностей |
Образовательный педагогический проект «Страна «Конструктория» реализуется на основе:
1. Цикл проектов (приложение 1)
- «Лего-мастера»;
- «ТИКО-мастера»;
- «Мастерская Фанкластика»;
2. Детские проекты (приложение 2).
3. Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников основывается на организации семейного «Конструкторского бюро «Самоделкины», в рамках семейного клуба «Доверие» (приложение 3).
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды (приложение 4).
Проект реализуется в игровой, проектной, познавательно-исследовательской деятельности.
Результат проекта подтверждён мониторингом (приложение 5).
В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:
1. Дети.
У детей сформированы:
- конструкторские способности;
- имеются представления о деталях разнообразных конструкторов и их деталях, об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции, от способа соединения её отдельных элементов, о связях между формой конструкции и её функциями;
-развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций
- у детей развиты способности конструировать по образцу, по инструкции, по схеме, умеют моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам, по собственному замыслу;
- развиты интеллектуальные способности, умеют анализировать предмет, конструкцию, выделять характерные особенности, основные части, устанавливать связь между из назначением и строением;
- развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива;
- сформированы предпосылки учебной деятельности, умение и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в парах, в малых группах, в коллективе, распределении обязанностей.
- при поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных творческих и исследовательских проектов.
2. Родители.
Родители из наблюдателей перешли в активных участников образовательного процесса, участников реализации проекта «Страна «Конструктория». Цели и задачи стали понятны родителям. Сформировался коллектив единомышленников. Вырос уровень доверия к детскому саду и воспитателям. Ответственные взаимозависимые отношения между родителями и детским садом способствовали формированию у воспитанников интереса к конструктивно-модельной деятельности, в частности к техническому конструированию.
В ходе реализации проекта увеличилось количество родителей, которые считают необходимым проводить в ДОУ работу по развитию конструкторских навыков у дошкольников; удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. У них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Семья ребёнка является ключевым звеном в направлении развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей воспитанников.
4. Группа. Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что она пополнилась конструкторами нового поколения, познавательной литературой, картотеками дидактических игр, альбомами, видеотеками.
Вывод по проекту: Конструктивная деятельность, через использование разных видов конструкторов, увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование технологий конструктивно-модельной деятельности в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и творческие); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.
Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ; повышению профессионального уровня педагогов.
Информационное обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 года от 26.12 2017 г. №1642.
- Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2035 год. Указ Губернатора Свердловской области от 06. 10. 2014 г. № 453 – УГ.
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2013г. №2506-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Правительства Свердловской области от 7.12.2017 г. № 900-ПП. Об утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1156.
- ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Литература
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – ИПЦ «Маска». –2013. –100 с.
- Карпова Н.М. ТИКО-конструирование методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста, ОООНПО «РАНТИС», 2014 г.
- Карпова Н.М. ТИКО-конструирование: методические рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011. – 68 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 г. – 88 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 240 c.
- Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты совместной деятельности с детьми 6- 7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС»,2017 г. – 96 с.
- Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: РУДН, 2007 – 133 с.
- Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М.: ИД «Цветной мир»,2017. – 200 с.
- Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (познаём, конструируем, играем)». FANCLASTIC.RU. 2019 г.
- Обухова С. Н., Рябова Г. А. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации . – Челябинск, 2014. – 93 с. : Цицеро, 2014–82 с.
- Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
- Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов –М.: Сфера, 2012. –144 с.
- Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Интернет-источники
- https://fanclastic.ru
- https://fanclastic.ru/3d-designer.html
- htth://www.ticо-rantis.ru
Приложение 1
Педагогические проекты по конструктивно-модельной деятельности
«ТИКО-мастера» | «Лего-мастера» | «Мастерская Фанкластика» | |
Срок реализации | 2017 г.- 2018 г. | 2018 г.-2020 г | 2020г.-2022 г. |
Тип проекта | |||
- по доминирующей деятельности | Познавательно-творческий | Познавательно-творческий | Познавательно-творческий |
- по содержанию | Информационно-творческий | Информационно-творческий | Информационно-творческий |
- по времени проведения | Долгосрочный | Долгосрочный | Долгосрочный |
Цель | Развитие конструктивного мышления, технического творчества, интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством ТИКО - моделирования | Формирование конструктивно-творческих способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательного конструктора Лего. | Формирование у детей интереса к конструктивно-модельной деятельности посредством конструктора «Фанкластик». |
Задачи | -формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах; - расширять кругозор об окружающем мире, развитие художественно-эстетического вкуса; - развивать психические процессы (восприятие, памяти, воображения, мышления, речи), приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); - развивать сенсомоторные процессы (глазомер, мелкую моторику) через формирование практических умений; - воспитывать трудолюбие, коммуникативные качества ( взаимопомощь, отзывчивость). | - Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию; - Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности; -Развивать познавательную и творческую инициативу детей; -Воспитывать коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей. | - Формировать умение осуществлять соединение деталей конструктора - Закреплять у детей навыки видения конструкции объекта, исследования её, анализа её основных частей, их функционального назначения; - Формировать у детей умение создавать различные модели из конструктора «Фанкластик» по инструкции (видеоинструкции), по собственному замыслу; - Закреплять у детей навыки коллективной работы; -Закреплять у детей навыки самооценки (взаимооценки) собранных моделей. |
Участники проекта | Дети, их родители, воспитатель. | Дети, их родители, воспитатель. | Дети, их родители, воспитатель. |
Продукт проектной деятельности | Выставки Сборники Фотоальбомы | Выставки Сборники Фотоальбомы | Выставки Сборники Фотоальбомы |
Приложение 2
Детские проекты
Ф.И. ребёнка возраст | Тема проекта | Вид проекта | Цели и задачи проекта | Продукт проектной деятельности |
Дима Ш. 6 лет | «Конструиро-вание машин своими руками» | Познавательно-творческий | Цель: Научиться мастерить своими руками игрушечные машины. Задачи: - познакомится с историей создания машин; -познакомить ребят из группы с разными конструкторами; - научиться делать игрушечные машины из разных конструкторов; - привлечь ребят к изготовлению игрушечных машин; - организовать игру «Самоделкины» по конструированию машин. | - Фотоальбом «Конструирование машин своими руками»; - Выставка «Технопарк автомобилей»; |
Влад Ш. 6 лет | «Самолёт построю сам я?» | Познавательно-творческий | Цель: Научиться конструировать самолёты из разных видов конструкторов. Задачи: -познакомиться с историей изобретения самолётов; - узнать какие бывают самолёты; - познакомиться с профессиями: авиаконструктор, лётчик; - собрать коллекцию самолётов, собранных из конструктора «Лего-Сити»; -привлечь ребят к конструированию моделей самолётов; - организовать игру «Конструкторское бюро» по сборке самолётов. | -Коллекция моделей самолётов собранных из конструктора «Лего-Сити»; - Модели самолётов из конструктора Лего; - Модели самолётов из деревянного конструктора; - Модели самолётов из конструктора «Техно»; - Модели самолётов из конструктора «Железякин»; - Альбом «Какие бывают самолёты»; - Альбом «Кто изобрёл самолёты»; - Фотоальбом «Мои первые шаги в авиаконструкторы»; - Фотоальбом «Конструкторское бюро»; - Фотоальбом «Мы играем в лётчики». |
Артём Ф. 6 лет Женя З. 6 лет Миша Д. 7 лет | «Роботы в жизни человека» | Познавательно-творческий | Цель: Научиться конструировать роботов Задачи: - узнать какие бывают роботов; - изучить и сравнить робота и человека; - выяснить значимость робота для человека; - создать роботов - помощников | 1.Макеты роботов 2. Фотоальбом «Роботы-помощники» |
Алиса С. 7 лет | «Чайная посуда для кукол» | Познавательно-творческий | Цель: Изготовление и роспись чайной посуды; Задачи: -узнать как и где делают посуду; - познакомиться с разными видами росписи; -научиться изготавливать посуду способом папье-маше; -придумать свою роспись; -расписать посуду для кукол; -познакомить друзей с разными видами росписи. | 1. Чайная посуда для кукол, сделанная из папье-маше 2.Фотоальбом «Чайная посуда для кукол» |
Влад Е. 7 лет | «Камни – это интересно» | Познавательно-исследовательский | Цель: Изучение внешнего вида, свойств и применение камней Урала. Задачи: - узнать какие бывают камни; - узнать о значении камней в жизни человека; - собрать коллекцию камней и минералов; - сделать панно из камней. | 1.Альбом «Камни – это интересно» 2. Коллекция камней и минералов «Загадочный мир камней» 3. Панно «Хозяйка медной горы» |
Дима Ш. 7 лет | «Техника Победы» | Познавательно-творческий | Цели: расширение кругозора о военной технике, развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, формирование нравственных ценностей. Задачи: - формировать знания о военной технике времён Великой Отечественной войны; - научиться конструировать военную технику из разных конструкторов; - организовать выставку макетов военной техники сконструированных из разных видов конструкторов; - воспитывать стремление к познанию событий Великой Отечественной войны, через творческую, познавательно-исследовательскую, конструктивно-модельную деятельность. | 1.Фотоальбом «Военная техника это интересно»; 2. Альбом «Железные свидетели войны» 3. Фотоальбом «Макеты военной техники» |
Приложение 3
Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по конструктивно-модельной деятельности
Цель: создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих гармоничное развитие воспитанников, повышение компетентностей родителей (законных представителей) в области конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
- формировать коллектив родителей единомышленников;
- вовлекать семьи воспитанников в процесс развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей воспитанников.
Принципы взаимодействия
- индивидуально-дифференцированный подход (адресная помощь семье, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);
- системность и последовательность (постоянный контакт с семьёй, вовлечение родителей в деятельность детского сада);
- доверительные отношения между воспитателем и членами семей обучающихся (взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь);
- уважение норм и ценностей семьи.
Формы взаимодействия
Информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опрос;
- «почтовый ящик».
Наглядно-информационные:
- буклеты, памятки;
- папки-передвижки;
- буккроссинг «Живое слово», раздел – «Конструируем дома»;
- информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
- фотогазета «ИТД – изобретения творческих детей»;
- видеофильмы, видеоролики.
Познавательные:
- коучинг – сессии;
- консультации;
- беседы;
- родительские собрания.
Досуговые:
- акции;
- выставки, вернисажи;
- конкурсы;
- досуги;
- дни добрых дел;
- конструкторское бюро «Самоделкины» в рамках родительского клуба «Доверие».
Анкетирование родителей
«Конструирование в жизни ребёнка»
Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.
№ | вопросы | Возможные ответы | Ответы родителей | |
начальная диагностика | итоговая диагностика | |||
1 | Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию? | а) да б) нет в) частично | 2 чел. 20 чел. 0 чел. | 20 чел. 0 чел. 2 чел. |
2 | Как вы считаете, какова основная цель конструирования в дошкольном возрасте? Выбрать один из ответов. | а) научить детей играть с разнообразными конструкторами б) развивать у детей навыки ориентировки в пространстве в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения | 12 чел. 4 чел. 2 чел. 4 чел. | 4 чел. 1 чел. 0 чел. 18 чел. |
3 | Считаете ли вы конструирование важным в развитие ребёнка? | а) да б) нет в) затрудняюсь ответить | 3 чел. 14 чел. 5 чел. | 22 чел. 0 чел. 0 чел. |
4 | Как вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков у детей? | а) да б) нет в) частично | 17 чел. 0 чел. 5 чел. | 22 чел. 0 чел. 0 чел. |
5 | Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? | а) часто б) редко в) не проявляет | 5 чел. 2 чел. 15 чел. | 15 чел. 5 чел. 2 чел. |
6 | Есть ли дома у вас конструкторы? | а) есть б) нет | 7чел 15чел | 22 чел. 0 чел. |
7 | Как часто уделяете дома время совместному конструированию с ребёнком? | а) часто б) редко в) не уделяю | 0 чел. 4 чел 18 чел. | 15 чел. 7 чел. 0 чел. |
8 | Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков у вашего ребёнка? | а) консультации б) мастер-классы в) открытый просмотр | 8 чел. 15 чел. 10 чел. | 2 чел. 5 чел. 5 чел. |
Начальная диагностика 2017 г.
Результат анкетирования родителей.
Анализ анкетирования родителей показал:
- в 20 семьях(90% родителей) не знакомы с программой ДОУ по конструктивно-модельной деятельности;
- в 15 семьях (67 % родителей) нет дома конструкторов;
- 81% родителей (18 семей) дома не уделяют время совместному конструированию с ребёнком,
- 63 % родителей (14 семей) не считают конструирование важным в развитии ребёнка;
- 12 чел (54%) считают основной целью конструирования научить играть с конструктором;
- 17 чел. (76%) удовлетворены условиями, созданными в детском саду по развитию конструктивных навыков у детей
- 15 чел. (67%) ответили, что дома ребёнок не проявляет интерес к конструированию;
- Все родители ответили, что нуждаются в помощи в организации конструктивно-модельной деятельности в домашних условиях в форме консультаций, мастер-классов, открытых просмотров.
ІІ. Анализ опроса родителей на начальном этапе.
«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»
Родителям был задан вопрос «Считаете ли вы конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка»
Результат опроса
Было опрошено 36 (100 %) родителей. Результат опроса родителей показал:
- 23чел. (62%) не считают конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста;
- 10 чел. (28%) затруднились с ответом;
- 4 чел. (10%) считают конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка.
Вывод: Проанализировав данные анкеты и проведённого опроса, пришли к выводу о необходимости вовлечь родителей в образовательную деятельность по техническому конструированию.
Итоговая диагностика
На заключительном этапе провели повторное анкетирование и опрос родителей
Результаты анкетирования
Анализ анкетирования родителей показал:
- в 20 семьях(90% ) родители познакомились с программой ДОУ по конструктивно-модельной деятельности;
- 22 семьи (100 %) родители приобрели конструкторы;
- 15 семей (67%) родители дома стали уделять время совместному конструированию с ребёнком,
- 22 семьи (100 %) стали считать конструирование важным в развитии ребёнка;
- 18 семей ( 81%) стали считать основной целью конструирования это развитие психических качеств ребёнка;
- 22 семьи .(100%) удовлетворены условиями созданными в детском саду по развитию конструктивных навыков у детей
- 15 чел. (67%) ответили, что дома ребёнок не проявляет интерес к конструированию;
Сократилось количество родителей нуждающихся в помощи организации конструктивно- модельной деятельности в домашних условия.
ІІ. Анализ опроса родителей на заключительном этапе
«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»
Родителям повторно был задан вопрос «Считаете ли вы конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка»
Результат опроса.
Опрос родителей на заключительном этапе показал:
- 22 семьи (100%) стали считать конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы с родителями
месяц | Форма взаимодействия | Тема | |
младшая группа (3-4 года) | |||
сентябрь | Анкетирование | «Конструирование в жизни ребёнка» | |
Опрос | «Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста» | ||
октябрь | Акция | «Конструктор и я – лучшие друзья» | |
Родительское собрание | «Вечер вопросов и ответов по организации конструирования в младшей группе» | ||
ноябрь | Мастер-класс | «Возможности конструктора « Лего-дупло» | |
Практикум для родителей | «Играем вместе» | ||
декабрь | Коучинг-сессия | «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста» | |
январь | Семейные конкурсы | «Волшебные снеговики» | |
февраль | Памятка | «Как выбрать конструктор для ребёнка» | |
март | Папка-передвижка | «Ребёнок и конструктор» | |
апрель | Консультация | «Роль конструирования в познавательной активности детей» | |
май | Буккроссинг «Живая библиотека» | «Конструируем дома» | |
средняя группа (4-5 лет) | |||
сентябрь | Папка-передвижка | «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности» | |
Консультация-практикум | «Волшебные кирпичики» | ||
октябрь | Проектная деятельность | «Конструирование машин своими руками» | |
ноябрь | Коучинг-сессия | «Как организовать домашний технопарк» | |
декабрь | Семейный конкурс | «Хоровод Дед Морозов» | |
январь | Консультация | «Конструктор в игровой деятельности детей дошкольного возраста» | |
февраль | Консультация | «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности» | |
март | Обмен опытом семейного конструирования | «Семейные изобретения» | |
апрель | Памятка | «Выходные с пользой для развития детей» | |
май | Буклет | «Конструируем вместе с ребенком» | |
старшая группа (5-6 лет) | |||
сентябрь | Консультация | «От простого к сложному» | |
октябрь | Выставка семейных поделок | «Конструкторский калейдоскоп» | |
ноябрь | Мастер-класс | "Конструируем вместе | |
декабрь | Семейный конкурс | «Новогодние фантазии» | |
январь | |||
февраль | Консультация | «Как организовывать работу с конструктором ТИКО» | |
март | Семинар-практикум | «О чем рассказывает конструктор ТИКО» | |
апрель | Семейный конкурс | «Конструируем машины» | |
май | Папка-передвижка | «Конструирование – средство развития интеллекта» | |
Презентация | «Успехи наших детей» | ||
подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |||
сентябрь | Папка-передвижка | «Копилка полезных советов» | |
октябрь | Обмен опытом семейного конструирования | «Мы - конструкторы» | |
ноябрь | Мастер-класс | «Фанкластик: конструктор нового поколения» | |
Участие родителей в проектной деятельности | «Самолёт построю сам я?», «Техника Победы», «Роботы в жизни человека» | ||
декабрь | Семейный конкурс | «Символ Нового года - поросёнок» | |
январь | |||
февраль | Соревнования семейных команд | «Конструкторский турнир» | |
март | Коучинг-сессия | «Как помочь ребенку стать «инженером – конструктором» | |
апрель | Круглый стол | «Дошкольник и технические устройства» | |
май | Конструкторский турнир | «Фантазиус» | |
Консультация | «Роль конструирования при подготовке дошкольника к школьному обучению» | ||
Анкетирование | «Конструирование в жизни ребёнка» | ||
Опрос | «Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста» |
Вывод: семья ребёнка является ключевым звеном в направлении развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей воспитанников.
Родители из наблюдателей перешли в активных участников образовательного процесса, участников реализации проекта «Страна «Конструктория». Цели и задачи стали понятны родителям. Сформировался коллектив единомышленников. Вырос уровень доверия к детскому саду и воспитателям. Ответственные взаимозависимые отношения между родителями и детским садом способствовали формированию у воспитанников интереса к конструктивно-модельной деятельности, в частности к техническому конструированию, способствовали развитию интеллектуально-творческих способностей у воспитанников.
Приложение 4
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Принципы:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
- Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
- Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
- Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности;
- Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого», осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству;
- Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
- Принцип «открытости – закрытости», т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
Центр | Образовательная задача | Предметное наполнение среды | Вид деятельности |
Центр конструктивно-модельной деятельности «Конструкторское бюро «Фиксики» | Реализация целей и задач по конструктивно-модельной деятельности. Развитие конструктивных способностей, технического творчества, познавательной деятельности воспитанников. | 1.Конструкторы: - Лего («Классик», «Дупло», «Сити»), тематические наборы «Пожарная», «Санитарная авиация» «Маленькая Фея», «Дом», «Город»; -ТИКО («Малыш», «Архимед», «Геометрия», «Фантазёр», «Шары», «Школьник», «Класс», «Азбука», «Арифметика. Учимся считать». - Фанкластик. Индивидуальные наборы«Максикластика»; - Техник (металлические детали»; - Наборы решетчатого конструктора «Полесье» ( «Семья», «Зоопарк», «Фермер», «Луна-парк»); - наборы конструктора Стеллар «Техно» (пластиковые детали) - «Военный набор», «Стройка», «Техника»; - наборы конструктора «Техник» (металлические детали) – «Автомобили», «Строительная техника», «Воздушный транспорт», «Роботы», «Военная техника»; - строительный материал из дерева (настольный, напольный); - строительный материал из пластмассы (крупный, мелкий); - строительный материал мягкий из ІІ. Демонстрационный, дидактический материал. 1. Картотеки по ТИКО-моделированию: - схемы плоскостных и объёмных моделей, конструкций; - контурные схемы моделей и конструкций; - схемы конструирования цифр и букв - технологические карты (плоскостных и объёмных конструкций) для детей младшего и старшего дошкольного возраста; - сборник логических игр и упражнений «Задания Тикоши». 2. Картотека схем «Весь мир в руках твоих» по 3D-конструированию «Фанкластик». Пошаговые инструкции по сборке моделей (в цифровом и бумажном варианте), видео-инструкции по сборке моделей 3. Наглядно-дидактические комплекты карт с моделями конструирования из строительных материалов для организации конструктивной деятельности с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. 4. Демонстрационный материал по конструированию в детском саду «Умные пальчики»: «Конструируем в осенний период», «Конструируем в зимний период», «Конструируем в весенний период», «Конструируем в летний период». 5. Фотоальбомы моделей, макетов, конструкций, построек из разных видов конструкторов: «Макеты военной техники», «Роботы-помощники», 6. Фотоальбомы конструктивно-модельной деятельности детей: «Конструкторское бюро», «Мы играем в лётчиков», «Мои первые шаги в авиаконструкторы», «Конструирование машин своими руками». 7. Оборудование: - Лотки для раздачи деталей конструктора - Мультимедиа-проектор - ноутбук -экран - платформа для обыгрывания поделок, построек, моделей; - полка для организации тематических, индивидуальных выставок. - демонстрационный магнитный стенд; - стеллажи для хранения конструкторов. | - Самостоятельная, непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность, групповая, подгрупповая деятельность. - Конструирование объектов окружающего мира «Дороги», «Мосты», «Дома», «Транспорт», «Башни», «Пирамиды», «Заборы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Роботы», «Объекты животного, растительного и предметного мира», конструирование объектов из мира фантастики и т,д. - Игровая деятельность с конструированными, собранными моделями, конструкциями, постройками. - Изобретения собственных построек из разнообразных конструкторов. - Проектная деятельность. |
Книжный центр «Наш друг - книга» Форма работы Буккроссинг «Живое слово» Раздел «Конструируем дома» | Формирование умения самостоятельно работать с книгой | - Художественная литература - Методическая литература по конструированию - Научно-познавательная литература - Детские энциклопедии | - Чтение художественной литературы - Познавательное чтение, общение - Сочинительство - Обмен литературой (художественной и по конструированию |
Центр безопасности жизнедеятельности «Светофорик» | Формирование безопасного поведения на улицах города | - Макеты: «Улица», «Перекрёсток», «Светофор», «Макет улиц Североуральска» - Дидактический материал - Набор дорожных знаков - Обучающие карточки - Дидактические игры - Наборы плакатов | - Оформление маршрутных листов - Конструирование макетов улиц, перекрёстка, светофора, дорожных знаков, пешеходного перехода. |
Центр художественно-творческого развития «Разноцветный мир» | Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки с общим замыслом, умения договариваться. | - Детали конструкторов – «Печати», «Трафареты» для использования в художественной деятельности - Мозаики | - Конструктивно-модельная деятельность посредством реализации самостоятельной творческой деятельности |
Центр развивающих игр «Развивайка» | Развитие логического мышления, интеллектуальных, творческих способностей | 1. Картотека игр с кубиками Никитиных («Сложи узор», «Рамки и вкладыши», «Уникуб», «Обезьянка», «Сложи квадрат», «Угадай-ка», «Кирпичики», «Кубики для всех», «КБ САМ» - Конструкторское бюро Самостоятельного Активного Мышления»); 2. Картотека игр с логическими блокам Дьенеша («Построй машину», «Сконструируй самолёт», «Построй дорогу» и т.д); 3. Картотека игр с палочками Кюизенера («Столбики, «Змейка», «Дорожка» и .д); 4. Картатека игр Воскобовича («Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Ларчик», «Черепашки – пирамидка», «Цифроцирк» и т.д.) 5. Картотека игр с кругами Эйлера («Маленькие и большие», «Разложи по цвету», («Толстый, тонкий», «За кругом, внутри круга», «Разложи конструктор»). | Игровая деятельность; Использование пособий в конструктивно-модельной деятельности; |
Центр экологического воспитания «Зелёный дозор» | Ознакомление с миром природы посредством конструктивно-модельной деятельности | - Тематические словари в картинках - Игрушечные модели животных, растений - Дидактические игры - Плакаты - Фотоальбомы - Коллекции | Конструирование объектов природного мира: цветы, деревья, животные и т.д. |
Центр патриотического воспитания «Юный патриот» | Формирование образа «Я», уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей, формирование гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств. | - Символика России - Географические карты - Дидактические пособия - Альбомы - Макеты - Продукты деятельности детского творчества - Фотоальбомы - Тематические словари | - Конструирование объектов, предметов связанных с семьёй, родным домом - Конструирование символики России - Конструирование объектов Родного края, страны |
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда:
- способствует формированию у детей дошкольного возраста развитию конструкторских способностей и интеллектуально-творческому развитию.
- позволяет сформировать и систематизировать представления детей об окружающем мире;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность обучающихся,
- способствует самовыражению детей,
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- спроектирована таким образом, что ребенок в процессе конструирования получает максимум информации о современной науке и технике;
- способствует ранней профориентации.
Приложение 5
Система мониторинга достижения планируемых результатов
В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностике (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они необходимы для выстраивания индивидуальной траектории развития детей. Мониторинг образовательной деятельности является инструментом для оптимального выстраивания взаимодействия с детьми. Мониторинг проводится на основе аутентичной оценки. Строится на анализе реального поведения ребёнка в процессе наблюдений, бесед, анализе детских работ.
- Задачи мониторинга:
- выявить уровень развития конструкторских способностей в процессе реализации проекта «Страна «Конструктория»;
- выявить уровень развития интеллектуальных, творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности;
- выявить уровень освоения образовательных областей.
Методы мониторинга:
- наблюдение за действиями ребёнка в конструктивно-модельной деятельности;
- анализ продуктов детского творчества;
- беседы с воспитанниками.
Формы организации мониторинга:
- диагностические карты по развитию конструкторских способностей;
- карты развития интеллектуальных, творческих способностей воспитанников посредством конструктивной деятельности;
- карты освоения образовательных областей.
Периодичность мониторинга:
- два раза в год (октябрь, май)
Данные о результатах диагностики заносятся в таблицу с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент или нет. В итоге подсчитывается количество знаков«+» и «-» и выводится уровневый показатель.
Оценка уровня:
- «Высокий уровень» - все компоненты отмечены знаком «+»;
- «Средний уровень» - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «Допустимый уровень» - большинство компонентов отмечены знаком«-».
Мониторинг развития конструкторских способностей.
Диагностические карты.
Младшая группа (3-4 года)
Фамилия, имя ребёнка | называет цвет деталей | называет детали | скрепляет детали конструктора | точность скрепления и скорость выполнения | конструирует по образцу | конструирует простые постройки по замыслу | средний балл | |||||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Средняя группа (4-5 лет)
Ф.И. ребёнка | называет цвет деталей | называет детали | скрепляет детали конструктора | точность скрепления и скорость выполнения | конструирует по образцу | конструирует по схеме | конструирует по модели | конструирует по замыслу | владеет базовыми способами конструир. | средний балл | ||||||||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Старшая группа (5-6 лет)
Ф.И. ребёнка | конструирует сложные постройки | владеет базовыми способами конструиро вания | конструирует по модели | конструирует по инструкции педагога, по схеме | конструирует по условиям | конструирует по теме | конструирует по замыслу | работает в команде | средний балл | |||||||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Ф.И. ребёнка | конструирует сложные постройки | конструирует по инструкции педагога, по схеме | конструирует по условиям | конструирует по теме | конструирует по замыслу | работает в команде | работа над проектами | средний балл | ||||||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Результаты мониторинга развития конструкторских способностей у воспитанников
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику - увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития конструкторских способностей на 72 % (16чел.) с 18 % (4 чел.) до 90% (20 чел.). Уменьшилось количество воспитанников с средним уровнем развития конструкторских способностей на 45% (10 чел.) за счёт увеличения воспитанников с высоким уровнем развития.
Диагностика, проведённая на заключительном этапе реализации проекта «Страна «Конструктория», показала отсутствие детей с допустимым уровнем развития конструктивных навыков.
Мониторинг интеллектуально-творческого развития детей в конструктивной деятельности
В процессе педагогической диагностики (мониторинга) воспитатель анализирует не только полученный результат, но также процесс конструирования, способ решения интеллектуальной или творческой задачи и отношение детей к этой деятельности.
Диагностические карты
Младшая группа (3-4 года)
Ф.И. ребёнка | осмысленно создаёт и свободно обыгрывает несложные постройки | понимает связь между постройками и реальными сооружениями | соединяет детали так, что бы получилась задуманная конструкция, может делать адекватные замены деталей | может рассказать о своей постройке | |||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | ||
Средняя группа (4-5 лет)
Ф.И. ребёнка | понимает связь между постройками и реальными сооружениями | конструирует различные модели, игрушки, постройки, при этом учитывает конструктивные свойства деталей | конструирование, как целенаправленная деятельность на получение конкретного продукта – игрушки, подарка | свободно экспериментирует с различными деталями конструктора, исследует их внешние свойства, выявляет способы конструирования | увлечённо, самостоятельно, уверенно создаёт конструкции по теме, творческой задаче, своему замыслу, по алгоритму | |||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Старшая группа (5-6 лет)
Ф.И. ребёнка | увлечённо, самостоятельно, целенаправленно, мотивированно конструирует оригинальные постройки, модели, конструкции | конструирует по своему замыслу, по предложенной теме, по фотографии, по схеме, алгоритму. | осмысленно видоизменяет (трансформирует) конструкции по ситуации: высоту, конфигурацию, устойчивость. | имеет опыт постановки цели и организации конструктивной деятельности, умеет оценивать достигнутый результат | умеет презентовать созданную конструкцию, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ конструирования | |||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Ф.И. ребёнка | увлечённо, самостоятельно, целенаправленно, мотивированно, творчески конструирует оригинальные постройки, модели, конструкции | конструирует по своему замыслу, по предложенной теме, по фотографии, по схеме, алгоритму. | осмысленно видоизменяет (трансформирует) конструкции по ситуации: высоту, конфигурацию, устойчивость. | самостоятельно планирует организует конструктивную деятельность, обдумывает и разрабатывает замысел, определяет оптимальные способы конструирования | умеет презентовать созданную конструкцию, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ конструирования. Принимает участие в проектной деятельности | |||||
н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | н.г. | к. г. | |
Мониторинг развития интеллектуально-творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику: увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем интеллектуально-творческого развития на 67,5 % (15 чел.) с 13,5 % (3 чел.) до 81% (18 чел.).
Мониторинг достижений воспитанников в образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Социально - коммуникативное развитие» на 58,5 % (13 чел.) с 31,5 (7 чел.) до 90 % (20 чел).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Познавательное развитие» на 58,5 % (13 чел.) с 31,5% (7 чел.)
до 90 % (20 чел.).
Образовательная область «Речевое развитие»
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Речевое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Художественно-эстетическое развитие» на 67,5 % (15 чел.) с 22,5% (5 чел.) до 90 % (20 чел.).
Образовательная область «Физическое развитие»
Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Физическое развитие» на 63 % (14чел.) с 22,5% (5 чел.)
до 85,5 % (19 чел.).
Вывод.
На этапе завершения дошкольного образования по итогам мониторинга дошкольной образовательной организации выявлена положительная динамика освоения образовательных областей за четыре года:
- «Социально-коммуникативное развитие» – высокий уровень развития увеличился на 58,5 % (13 чел.) с 31,5 (7 чел.) до 90 % (20 чел.);
- «Речевое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);
- «Физическое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);
- «Художественно-эстетическое развитие» – на 67,5 % (15 чел.) с 22,5 % % (5 чел.) до 90% (20 чел.);
- «Познавательное развитие» – на 58,5 % (13 чел.) с 31,5% (7 чел.) до 90 % (20 чел.).
Результат мониторинга показал:
- дети имеют различные навыки и умения в познавательном развитии (наблюдают, экспериментируют, рассуждают в проблемных ситуациях, самостоятельно принимают решения);
- развиты личностные качества (инициативность, любознательность);
-у детей сформированы волевые качества (решительность, смелость, самостоятельность);
- развиты коммуникативные качества (умение договориться, следовать социальным нормам поведения, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в парах, в малых группах);
- имеют свои достижения, умеют анализировать успехи и поражения, что подтверждается их участием в соревнованиях, конкурсах, фестивалях
Воспитанники адаптированы в социальном окружении; сформированы личностные качества и способности у детей: устойчивое позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру, что подтверждается результатами участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня (100% воспитанников, 45 % (10 воспитанников) стали победителями и призёрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический образовательный проект "Ясное солнышко"
Расширение представления о таком явлении природы как – солнце ,через различные виды детской деятельности. формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (п...
Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....
Организация совместной деятельности родителей и детей дошкольного возраста посредством педагогического образовательного маршрута в сети интернет.
Образовательный маршрут совместной деятельности "история игрушек"...
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
Педагогический образовательный проект Трифонова Т.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Устное народное творчество в развитии речи дошкольников» ...
Педагогический образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Портрет Дружбы"
Проект "Портрет Дружбы" разработан для сплочения группы, для формирования умений детей анализировать и разрешать конфликкты....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "МИР ПРОФЕССИЙ"
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность воспитанников в тематике игровой ситуа...