Особенности организации игровой деятельности в ДОО
презентация на тему
Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает окружающий его мир – мы взрослые должны учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего вида его деятельности - игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_igrovoy_deyatelnosti.ppt | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС Содержание основной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы , представляющие определенные направления образования детей, далее образовательные области: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей реализуется через: организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы , зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется: целями и задачами Программы
Игра- неотъемлемая часть человеческой культуры Теории происхождения игры: Биологические 1. Теория Карла Гросса (бессознательная подготовка молодого организма). 2. Теория Шиллера и Спенсера ( игра- это трата избыточной энергии). 3. Теория Зигмунда Фрейда (замещение реальной жизни игровой).
Игра- неотъемлемая часть человеческой культуры Теории происхождения игры: Исторические 1. Теория Вильгельма Вунда (игра-дитя труда). 2. Теория русского философа Г.В.Плеханова ( игра- средство передачи «культурных приобретений»). 3. Теория Д.Б.Эльконина (игра-социальна по природе, побуждается противоречиями).
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определилось не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: 1) она удовлетворяет его основные потребности; 2) в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; 3) игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре находят отражение основные потребности ребенка: в стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в познании окружающего мира; в активных движениях; в общении.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности: По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности : - учится ставить цель, планировать, добиваться результата, что характерно для учебной деятельности; - затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
Игра в наибольшей способствует формированию новообразований ребенка, психических процессов: - памяти, - внимания, - мышления, речи, - восприятия, - воображения.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
Классификации игр: Ф.Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на: развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Классификации игр: Характеристика игр К. Гроса: 1. «Игры обычных функций»: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю. 2. «Игры специальных функций»: игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
Классификации игр: П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: - имитационные (подражательные) - подвижные ( игры с правилами).
Классификации игр: В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми ( творческие игры), игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами).
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой: Выделяют три класса игр: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой: игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой: игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой: 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.
Самостоятельные ( творческие игры): Режиссерские игры Сюжетно-ролевые игры
Режиссерские игры : партнеры по игре – неодушевленные предметы Содержание игры в зависимости от возраста: 1. Действия с игрушкой. 2. Разыгрывание сюжетов знакомых сказов, из личного опыта. 3. Разыгрывание сюжетов собственного литературного творчества.
Сюжетно-ролевые игры: партнеры по игре – дети и взрослые. Содержание игры по П.Лесгафту: 1. Бытовые (детский сад, семья). 2. Производственные , отражающие профессии людей ( магазин, ателье, больница). 3. Общественные ( празднование социальных праздников, отражение событий).
А.П.Усова определила уровни развития сюжетно-ролевой игры : Уровень игровых действий В центре игры действия – качать куклу, кормить куклу и т.д. Уровень ролевого взаимодействия Главное в игре роль и ролевое взаимодействие: мама, папа, дочка и т.д. Уровень сюжетосложения Игра разворачивается вокруг выдуманных событий: отправляемся в путешествие и т.д.
Структура сюжетно-ролевой игры: 1. Замысел. 2. Игровые действия. 3. Роль. 4. Сюжет. 5. Правила ( способы, методы). 6. Результат.
Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой: Степени развития взаимоотношений: Одиночные игры. Игра - рядом. Игра - вместе. Игра - дружба. Роль воспитателя: Воспитатель - инициатор. Воспитатель – создает условия, игровой партнер. Воспитатель – наблюдатель, вносит изменения в сюжет.
Игры – по инициативе взрослого (обучающие), включают : игровую задачу, игровые действия и правила. Дидактические игры подразделяются: по содержанию; по дидактическому материалу. Подвижные игры подразделяются: по степени подвижности; по преобладающим движениям; по предметам.
Особенности руководства игрой с правилами: Организация игровой деятельности: создание условий, обучение игровым действиям. Побуждение к игре: объяснение, знакомство с правилами, поддержание интереса. Формирование взаимодействия в игре: определение ведущих, договаривание, обеспечение выполнения правил. Усложнение вариантов игры. Подведение итога игры. Роль воспитателя: Воспитатель - инициатор. Воспитатель – создает условия, игровой партнер. Воспитатель – наблюдатель, вносит изменения в сюжет.
Содержание развивающей предметно-пространственной сюжетно-игровой среды Ранний возраст: Спальня ( кроватки, коляски, куклы-младенцы, шкаф для одежды) Столовая (стол, стулья, диванчики, посуда) Кухня (плита, кухонный шкаф, кухонная посуда, стол, стулья) Ванная ( тазики, ванночки, доска гладильная, утюги, прищепки) Магазин продуктов Парикмахерская ( рядом уголок ряжения) Короб с предметами-заместителями
Содержание развивающей предметно-пространственной среды Ранний возраст: Центр сенсорного развития ( игры, игрушки, игровые пособия) Центр конструирования ( игрушки-конструкторы) Транспортные игрушки Игрушки-животные Двигательные игрушки (качалки, каталки…)
Содержание развивающей предметно-пространственной сюжетно-игровой среды Младший дошкольный возраст: Сюжетно-игровые зоны для игры: «Семья» : куклы, одежда для кукол, мебель для кукол, коляски, посуда, стиральные наборы и др. «Магазин»: прилавок, кассовый аппарат, сумочки «Парикмахерская» ( рядом уголок ряжения) «Больница» Предметы-заместители
Содержание развивающей предметно-пространственной среды Младший дошкольный возраст: Развивающие настольные игры и игрушки Игровые строительные наборы Транспортные игрушки Игрушки-животные
Содержание развивающей предметно-пространственной сюжетно-игровой среды Средний дошкольный возраст: Сюжетно-игровые зоны для игры: «Семья» : куклы, наборы одежды и обуви для кукол, мебель для кукол, коляски, посуда кухонная, столовая и чайная, кухонные приборы и приспособления, стиральные наборы и др. «Магазин»: продуктовый, одежды и обуви, игрушек «Парикмахерская» ( рядом уголок ряжения) «Ателье» «Больница», «Аптека», «Скорая помощь»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды Средний дошкольный возраст: Развивающие настольные, настольно-печатные игры и игрушки Игровые строительные наборы, центр конструирования Транспортные игрушки, игрушки для мальчиков ( роботы, трансформеры, солдатики…) Игрушки-животные Бросовый материал
Содержание развивающей предметно-пространственной сюжетно-игровой среды Старший дошкольный возраст: Отказ от стационарных зон: все атрбуты для игр помещаются в яркие лотки с условными обозначениями «Семья» , «Школа», «Библиотека», «Почта», «Рекламное агенство», «Телевидение», «Туристическая фирма» «Магазин»: «Салон шляп», «Канцтовары», «Спорт» «Салон красоты», «Ателье» «Больница», «Аптека», «Скорая помощь»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды Старший дошкольный возраст: Развивающие настольные, настольно-печатные игры и игрушки: шахматы, лото и др. Игровые строительные наборы, центр конструирования (природный и бросовый материал) Транспортные игрушки, игрушки для мальчиков ( роботы, трансформеры, солдатики…) Игрушки-животные ( средней полосы России, доисторические животные) Бросовый материал, предметы-заместители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах.
Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах....
Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении
Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста»....
Особенности организации игровой деятельности в группах предшкольной подготовки: дидактические игры по формированию элементарных математических представлений
В статье отражены следующие аспекты: 1.Влияние дидактических игр на воспитание и развитие ребенка2. Особенности дидактических игр для детей старшего возраста3.Общая характеристика дидактических и...
Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Пров...
Консультация для родителей "Особенности организации игровой деятельности детей 5-6 лет"
Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок...