РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. LEGO технология объединяет элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_intellektualnyh_konstruktivnyh_sposobnostey_detey_posredstvom.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Аннотация: Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. LEGO технология объединяет элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Ключевые слова: LEGO – конструирование, развитие интеллектуальных способностей, наглядно-действенный метод, робототехника.
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Дети неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны [3. с.45].
С этой точки зрения, представляется необходимым рассмотрение специальным образом организованного для LEGO конструирования пространства. В Федеральном государственном образовательном
стандарте большое внимание уделяется организации образовательной
среды дошкольной организации.
Для реализации этого условия по созданию LEGO конструирующей среды для дошкольников в нашем детском саду была создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для детей. Она оснащена разнообразной коллекцией конструкторов: разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Есть контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек. Конструкторы типа LEGO, «Полидроны» для образования спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Наборы
различных конструкторов предназначены как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности.
В процессе LEGO конструирования у ребенка развиваются конструктивные способности, характеризующиеся применением
существующих знаний, творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность. LEGO конструирование, позволяет обеспечивать компоненты общего образования [6]: умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со значимыми взрослыми и сверстниками [11]; выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач.
В работе с детьми используется конструкторский материал, имеющий простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющий детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
Организация конструирования происходит в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй.
С детьми младшего дошкольного возраста (три-четыре года) с целью приобщения их к конструированию и формирования интереса к этой деятельности лучше всего организовать «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов. Вначале малышам даётся возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать, но безуспешно. Дети прикладывают детали друг к другу разными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.
В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом («машина», «трамвайчик», «кораблик» и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это домик»), либо новые ее качества («...теперь это большой самолет, он быстро летает»).
В дальнейшем с детьми организуется разыгрывание несложных ситуаций: например, строят поезд, и люди едут в нем в зоопарк и т.п. Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно ее подхватить и развить. Таким образом, дети самостоятельно и с помощью воспитателя знакомятся с новым конструкторским материалом и его свойствами, практически его апробируют. И уже вне организованных занятий дети сами с удовольствием играют и конструируют, используя приобретенный опыт.
Организуя работу с детьми четырёх лет, воспитатель акцентирует их внимание на процессе конструирования. При этом используются игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным. В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики. Детям предлагают построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров и др. путем скрепления деталей. В завершении происходит обыгрывание готовых конструкций. Конструирование способствует развитию способности детей не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их.
Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на интеллектуальное развитие.
Детям предлагают Г (Т, П) - образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Дети обдумывают и называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Они начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.
Далее дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. Способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования. А это — показатель более высокого уровня развития детей старшего возраста.
Дети ближе к 6 годам могут конструировать по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку и т.п. При организации конструирования по замыслу дети сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто и что будет делать, и т.п.
Для данного возраста характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. На данном этапе используются конструкторы RoboKids. Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольник занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций.
Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния[9].
Исследованиями установлено, что LEGO конструирование используют в детском саду в качестве средства развития интеллектуальных способностей. Нами уточнено понятие «развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования», под которым подразумевается достижение дошкольниками более высоких, по сравнению с другими детьми, незаурядных результатов с помощью развивающих конструкторов
типа LEGO, применяемых в образовательной и самостоятельной деятельности для успешного развития конструктивных способностей [2].
При помощи наглядно-действенного метода мы знакомим детей с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, конструкторские навыки, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное
мышление и память, что является основой интеллектуального развития.
Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.
Выделим несколько направлений образовательной деятельно и,
В которых возможно применение LEGO-конструирования с целью развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста:
1) Естественнонаучное: LEGO -конструирование способствует знакомству детей с элементарными физическими явлениями: крепление.
2) Математическое: мы постоянно предлагаем детям подсчитать количество деталей, а также рассматриваем такие понятия, как размер, цвет, форма, объем, величина и т.д.;
3) Речевое развитие: дети не просто конструируют, но также рассказывают о своих моделях, обсуждают проблемы, возникшие при создании той или иной части постройки, т.е. идет постоянная совместная работа и обмен идеями, что способствует развитию речевых навыков.
4) Техническое творчество. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально[9].
Список литературы.
1.Видеоконференция «ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ»/ Городской методический центр. Москва. –Режим доступа: http://mosmetod.ru
2. Евтушенко, И.Н. Предметно развивающая среда и ее диагностика в ДОУ / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. – 2008. – № 4. – С. 33-36.
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова; Всерос. учеб.-метод. центр образов. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – 100 с.
4. Ишмуратова З.С.Реализация системно-деятельностного подхода при обучении lego-конструированию / З.С. Ишмуратова // Rushkolnik.ru. – Режим доступа: http://rushkolnik.ru
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.
6. Лавкина, Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» /Н.Ю. Лавкина //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с
8. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности /Ю.А. Максаева // Педагогические науки. Методические основы воспитательного процесса. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/3_118904.doc.htm
9. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие интеллектуально познавательных способностей у детей среднего возраста»
Актуальность темы исследования.Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной ...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содерж...
Беседа на тему «Значение плоскостного конструирования в развитии интеллектуально-творческих способностей»
Беседа с родителями...
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающ...
«Значение плоскостного конструирования в развитии интеллектуально-творческих способностей»
В материале рассматривается влияние плоскостного конструирование на развитие умственных способностей....
ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...