Программа кружка "Бумажные фантазии"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Утверждено
Заведующим МБДОУ
«Детский сад №2»
Рабочая программа
кружка по конструированию из бумаги
«Бумажные фантазии»
(старшая группа)
Автор:воспитатель
Глухова Н.В.
Ардатов, 2021 год
Пояснительная записка:
Образовательная программа «Бумажные фантазии» имеет художественно-эстетическую направленность:
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. Содержание кружковой программы «Бумажная фантазия» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги.В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
В настоящее время в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Это происходит потому, что ребенок, выступающий, как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Актуальность практического опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.
Одним из видов современных технологий является Papercraft – бумажное моделирование.
Papercraft (в дословном переводе Paper – бумага, craft – ремесло) – это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.
Papercraft (Паперкрафт) – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. Его возможности безграничны, дети с огромным удовольствием собирают модели из бумаги.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей.
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивнопластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
Бумажное моделирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Кроме того, она способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
В старшем дошкольном возрасте уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу. Кроме того, ребята учатся работать по разметке – сгибать и разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям. В процессе моделирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии.
Работа в технике Papercraft имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
Цель программы: познакомить детей с разнообразными технологиями паперкрафт, оригами, квиллинг, бумагопластика и материалами, из которого можно создавать поделки.
Задачи:
учить детей искусству бумажного моделирования; обучать детей умению следовать устным инструкциям, работать со схемами и образцами;
развивать память и внимание, творческие способности и исследовательские навыки;
воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, ответственности при выполнении работ
, познакомить детей с разнообразными видами (оригами, квиллинг, бумагопластика, конструирование) и материалами, из которого можно создавать поделки.
Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Рассчитана на 1 год обучения.
Подходит для детей с любыми навыками.
Занятия проходят 1 раз в неделю , продолжительность 30 минут
Количество детей до 10 человек.
Итого 34 часа.
Методы работы с детьми:
- объяснительно-наглядный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию (показ педагога, пример)
- исследовательский: дети самостоятельно, с творческим подходом, выполняют свою работу
Методы организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный: одновременная работа со всей группой детей
- индивидуально-фронтальный: индивидуальная и фронтальная форма работы чередуются
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, помощь в решении проблем
В образовательном процессе используются разнообразные формы:
• Беседа
• Экспериментирование
• Заучивание пословиц и поговорок
• Участие в выставках
• Знакомство с бумагой и её свойствами
• Изготовление поделок
Весь образовательный процесс делится на 3 этапа:
I этап – знакомство со свойствами материалов.
II этап – обучение приёмам изготовления.
III этап – изготовление поделок.
Ожидаемые результаты работы :
Повышение познавательного интереса к занятиям с различными видами бумаги.
Развитие творческого потенциала детей
Применение в практической деятельности знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения кружковой работы
Повысить уровень творческого мышления, активности, самостоятельности
Содержание кружковой программы предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит.п.) обладает, как и любой материал , свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Дети будут знать:
- о разнообразии бумаг, из которых можно делать поделки ;
- о свойствах и качествах различной бумаги;
- о способах соединения деталей между собой
- о технике безопасности во время работы с ножницами ,клеем.
Дети будут уметь:
- работать различными приемами с бумагой;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- создавать индивидуальные работы;
- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей
Рабочая программа по обучению дошкольников составлена на основе следующих методических источников:
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».
3. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г
План работы кружка «Бумажные фантазии» на год с детьми 5-7 лет
Дата | Тема | Цели и задачи |
О к т я б р ь | Знакомства с базовыми формами. | Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами, с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования. Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата. |
«Собака» | - Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». - Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». - Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз - «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта | |
«Зайки» квиллинг из полос | Познакомить детей с новым видом ручного труда. Формировать умение сворачивать картонную полоску в ролл, склеивать ее. Создавать детали в этой технике для своей работы. Воспитывать аккуратность. | |
«Дом» | - Знакомство с основной базовой формой «книжка», с основными элементами складывания. - Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. - Превращение квадратика в дом. | |
Н о я б р ь | ||
«Грибок. Мухомор» | Учить детей делить квадрат на равные части; - Продолжать знакомить с базовой формой «книжка». - Закреплять названия геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция); - Совершенствовать изобразительные навыки, развивать чувство цвета, форм, пропорции; - Закреплять предлоги (в, на, у, за, перед). | |
«Береза» в технике квиллинг | Продолжать знакомить со свойствами бумаги, ее пластичность. Познакомить детей с новым способом аппликации в технике «квиллинг». Поупражнять детей в изготовлении деталей, для листочков, ствола, веточек. | |
«Котенок» паперкрафт | Учимся создавать свою композицию, следуя задуманному сюжету. Развивать аккуратность, усидчивость, мелкую моторику. Учимся создавать игрушку из нескольких деталей, создавая объем. Работа ножницами, клеем. | |
Колпачек | Вызвать интерес к изготовлению головных уборов. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать художественный вкус. | |
Д е к а б р ь | «Зайчик» паперкрафт | Учимся создавать свою композицию , следуя задуманному сюжету. Развивать аккуратность, усидчивость, мелкую моторику. Учимся создавать игрушку из нескольких деталей, создавая объем. Работа ножницами, клеем. |
«Елочная игрушка» | Развивать аккуратность, усидчивость, мелкую моторику. Учимся создавать игрушку из нескольких деталей, создавая объем. Работа ножницами, клеем. Закрепляем навыки аккуратности, усидчивости, внимания. | |
«Царевна - елочка» | - Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. -Украшение ёлочки. | |
Кошелек оригами | - Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. | |
| «Снегирь» паперкрафт | Формировать умение аккуратно вырезать детали по шаблону. Развивать творчество, аккуратность, самостоятельность. |
Дата | Тема | Цели и задачи | |
Я н в а р ь
| «Снеговик» квиллинг | Формировать умение складывать полоску в спираль оформлять работу по образцу. Воспитывать аккуратность, творчество. | |
«Гномик» | Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. | ||
«Пингвины на льду» оригами | Вызвать интерес к изготовлению головных уборов. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать художественный вкус. | ||
Нюша паперкрафт | Развивать фантазию, воображение. Формировать умение работать с бумагой, ножницами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ||
Фе в р а л ь | Божья коровка | Познакомить детей с новым видом ручного труда изготовление поделок из полосок бумаги, развивать мелкую моторику рук. | |
Кружка паперкрафт | Продолжать знакомить детей с новой технологией изготовления поделки. | ||
Кораблик оригами | Познакомить детей с изготовлением поделок из бросового материала. Развивать воображение. | ||
М а р т | Подарок для мамы квиллинг | Поделка из картона с элементами аппликации из квиллинга. | |
«Сумочка» паперкрафт | Вызвать интерес к оформлению своих работ как к завершающему этапу. Развивать воображение у детей. | ||
Скворечник из картона | Формировать умение детей изготавливать игрушки из картона, склеивать из них различные детали . Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным | ||
Тюльпан оригами | Развивать фантазию, творчество, аккуратность в работе. | ||
Кораблик оригами | Учимся складывать правильно бумагу, работать по схеме. Развиваем фантазию, творчество. | ||
А п р е л ь | Ракета | Учимся создавать игрушку из нескольких деталей, создавая объем. Работа ножницами, клеем. Закрепляем навыки аккуратности, усидчивости, внимания. | |
«Зайчик» | Закрепляем умения работы с полосками для квиллинга. | ||
«Коровка» паперкрафт | Познакомить детей с новый техникой работы с салфетками «декупаж». Формировать умение аккуратного вырезывания рисунка из салфетки, закрепить правила безопасности работы с ножницами. Развивать аккуратность, усидчивость и самостоятельность в выполнении | ||
Продолжаем знакомиться с новой техникой. Развиваем самостоятельность, фантазию, творчество. | |||
май | «Одуванчики» Квиллинг | Продолжать формировать умение детей разрезать лист бумаги не до конца, оставлять с края кромку примерно один см, изготавливать цветы в технике квиллинг. | |
«Цветы луговые» | Продолжать формировать умение детей складывать из бумаги различные фигуры, составлять из них предметы. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность | ||
Веселый зоопарк паперкрафт | Развиваем воображение, фантазию. Работаем дружно, в коллективе. | ||
Попугай паперкрафт | Работаем с шаблоном, закрепляем умение вырезать и склеивать форму. |
Список детей кружка
« Бумажные фантазии»
- Тихонова Оля
- Казистова Катя
- Филон Соня
- Живодеров Костя
- Новикова Настя
- Матвеев Арсений
- Лобанова Лида
8.Маринин Захар
9.Гузанов Миша
10.Сорокина Соня.
График
проведения кружка
«Бумажные фантазии»
На 2021-2022 учебный год
четверг, 16.00 – 16.25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-развивающая программа "Полет фантазий"
Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Методические рекомендации по теме: «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт- фантазия».
Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем ме...
Программа кружка "Фантазия"
Кружок по художественному творчеству...
Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"
Программа создана с целью развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...