«Куклы из бабушкиного сундучка»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Куклы из бабушкиного сундучка | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №24 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Куклы из бабушкиного сундучка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Технологии:
- Исследовательская деятельность;
- Игровая;
- Наглядное моделирование.
Автор:
Иванова Елена Евгеньевна
Воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад №24
Красносельского района
Санкт-Петербург
2021 г.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
- Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;
-Познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, образа куклы.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
«Речевое развитие»
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Обогащение активного словаря: сундук, зерно, «красный угол», оберег, колокольчик, лоскут.
Используемые технологии:
- Исследовательская деятельность;
- Игровая;
-Наглядное моделирование.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;
- Рассматривание иллюстраций с изображением авторских народных кукол;
- Показ кукольного спектакля для детей «Масленица Широкая» с использованием моделей традиционных русских кукол;
- Создание в группе мини-музея «Народные промыслы»;
-Знакомство с пословицами, поговорками о труде, русском быте;
-Изготовление с подгруппами детей традиционной народной куклы «Кувадка».
Материалы, инструменты, оборудование:
- Иллюстрации с изображением уборки зерновых культур;
- Крупа: гречка, пшено, манная, перловая;
- Образцы кукол, выполненные в традиционном русском стиле: «Зерновушка» («Крупеничка»), «Колокольчик», «Зайчик на пальчик» (на каждого ребёнка);
- Деревянный сундучок;
- Лоскут ткани для изготовления народной игрушки «Зайчик на пальчик»;
- Природный материал для оформления «осенней полянки».
«Кто в куклы не играет – тот счастья не знает»
Содержание образовательной деятельности:
Организационная часть:
Раздаётся звон колокольчика
Воспитатель: -Колокольчик звонит, собираться в круг велит!
Игра – приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
-Здравствуй утро! Здравствуй день!
-Нам здороваться не лень!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на осеннюю полянку. Посмотрите, как красиво вокруг: деревья переоделись в яркие наряды, листья под ногами лежат золотым ковром…
- Ой, ребята, а это что за предмет стоит на пенёчке?
Дети: сундук
Воспитатель: - Правильно дети, это сундук. Может его кто-то потерял?
-Ребята, кажется на нём что-то написано (воспитатель читает надпись на сундуке): «Из далёкого прошлого, от бабушки Забавушки – на радость ребятам!»
- Ребята, вам хочется поскорей открыть сундук и посмотреть, что там внутри?
Дети: -Да!
Пытаемся открыть сундук, но он не открывается.
Прилетает сорока:
-Ребята, если вы хотите узнать, что находится в сундучке, найдите на полянке самый большой кленовый лист, на нём вы найдёте загадку. Отгадайте загадку и скажите: -Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!
Дети находят кленовый лист, воспитатель читает загадку:
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу
Сверху бантик повяжу
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
Дети: кукла
Воспитатель: Давайте попробуем открыть сундучок, дружно скажем:
-Сундучок, сундучок
Открывай-ка свой бочок….
Сундучок открывается, воспитатель достаёт куклу «Зерновушка»
Основная часть:
Воспитатель: А вот и первая наша гостья, да красавица какая!
-Ребята, эта кукла называется «Зерновушка», а ещё её называют «Крупеничка». В давние времена, осенью, после сбора урожая зерновых (показать иллюстрацию жатвы), хозяйка брала самую лучшую часть зерна и помещала в мешочек, затем наряжала его в куколку – отсюда и название «Зерновушка», так как в основе этой куколки- цельное зерно, или крупа-это обработанное зерно. Бережно хранили «Зерновушку» , ставили в «красный угол» - это самое главное место в доме. Весной куколку разбирали, чтобы достать зерно, и снова посеять его в землю, одежду куколки стирали и хранили до осени. Но бывало такое, что урожай был не богатый, зерна на всю зиму не хватало, тогда хозяюшка осторожно развязывала мешочек и доставала горсть зерна, чтобы сварить кашу для семьи. Поэтому «Крупеничку» считали оберегом от голода и невзгод.
-Каша была самым главным блюдом. Каши варили разные (на столе стоят мисочки с разными видами круп)
Игровое упражнение «Назови кашу»
-Каша из гречки называется……(гречневая)
-Каша из пшена…. (пшённая)
-Каша из пшенички……(пшеничная)
-Каша из овса…. ( овсяная)
-Каша из перловой крупу…. (перловая)
-Каша из гороха….. (гороховая)
Пальчиковая гимнастика «Каша в поле росла»
Каша в поле росла, (дети поднимают руки вверх, шевелят кистями)
К нам в тарелку пришла (пальчики «идут по коленям»)
Всех друзей угостим (указательным пальцем правой руки «мешают кашу» в левой ладошке)
По тарелке дадим
Птичке- невеличке, ( загибают пальцы по очереди)
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке-
Всем дадим по ложке!
Воспитатель: Крупеничка, красная девица!
Кормилка ты наша, радость-сердце!
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям на удачу!
- Ребята, кажется я слышу звон колокольчика. А вы?
Воспитатель достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»
-Ах вот кто это звенел! Куколка эта так и называется « Колокольчик»
«Колокольчик» - куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Куколка добрых вестей.
-Ребята, как вы думаете, почему эту куклу назвали «Колокольчик»?
Дети: звонит как колокольчик, пышная юбка напоминает колокольчик….
Воспитатель:-В давние времена звонарь звонил в большой колокол, чтобы предупредить людей о беде, или напротив сообщить радостную весть. Колокольным звоном прогоняли болезни, отводили молнии, разгоняли тучи.
-Колокольчики вешали на шею коровам, козам, чтобы те не потерялись на пастбище. Колокольчиками украшали свадебную дугу…
-Ребята, а вы заметили, что и в нашей группе по утрам всегда звонит колокольчик? Я звоню в колокольчик, чтобы сообщить вам что-то новое и интересное.
-В давние времена каждая хозяюшка старалась смастерить в свой дом такую куколку.
-Засиделись наши ножки
Надо их размять немножко
В круг скорее вы вставайте
С «Колокольчиком» играйте!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Золотые ворота
Пропускают не всегда,
Первой матушка пройдёт-
всех детей проведёт,
Первый раз -прощается,
Второй раз- запрещается
А на третий раз – не пропустят вас!
Двое детей, подняв руки наверх, образуют «воротики», остальные дети, взявшись за руки идут по кругу и напевают. На последнюю фразу «воротики» опускаются вниз.
-Чтобы ваше настроенье
Было поднятым всегда,
Нужно чтобы в каждом доме
Эта куколка была!
- Ребята, кажется в сундучке осталась ещё одна куколка. Давайте с ней познакомимся (воспитатель открывает сундучок и достаёт лоскуток)
- Ой! Что это? Простой белый лоскуток. А может в нём кто-то спрятался? Может кто-то боится, что мы его обидим?
- Ребята, кто мог спрятаться в этом лоскутке?( дети высказывают свои предположения)
Воспитатель начинает выполнять действия с лоскутком: собирает вместе 2 уголка-получаются ушки.
Дети: Зайчик!
Воспитатель: Ребята, вы наверное правы.
-Зайка, зайка-выходи, свою удаль покажи!
Воспитатель набивает головку зайчика ватой, перевязывает нитью, далее подгибает низ лоскута к головке, из уголков получаются лапки.
-А вот и зайка! Сначала он струсил, а потом понял, что здесь его не обидят, и показался.
-Да этот зайчик не простой. Его можно надеть на пальчик и поиграть с ним. А ещё можно доверить ему свои секреты, пожаловаться, если кто-то обидел - и он никому не расскажет.
-Ладошкой зайчика можно прикрывать от дождя, от ветра, как-бы оберегая его. Он будет хранить ваши тайны, и вы не дадите его в обиду.
-Он так и называется «Зайчик на пальчик»
-Кто это в сундучке шуршит? (воспитатель приоткрывает сундучок)
-Ой, да тут целая компания зайчиков! У меня уже есть «Зайчик на пальчик», и вы себе берите по одному.
-У меня зайчик шустрый, а у тебя Гоша, какой? А у тебя Даша? (высказывания детей)
Заключительная часть
-Ребята, мы сегодня познакомились с необычными куклами?
-А чем же они необычны?
-Вы видели, чтобы такие куклы продавались в магазине?
Идёт диалог воспитателя с детьми
-Эти куклы сделал человек сам, своими руками. Значит эти куклы-самоделки.
-У них нет лица, они безлики. Это для того, чтобы человек сам придумывал настроение для своей куклы.
-Из чего они сделаны?
Дети: из тряпок, лоскутков.
Воспитатель: Значит можно сказать, что они тряпичные или лоскутные.
-Куколки эти оберегают людей от разных бед, помогают в делах, значит можно сказать, что эти куклы-обереги.
-Народные куклы
Забавны и просты
Их в магазинах не найти
Закрутками называются
Из ткани собираются.
-А вы бы хотели сами научиться мастерить лоскутных кукол?
-На следующем занятии я вас обязательно научу делать лоскутную куколку.
-А сейчас, ребята нам пора возвращаться в группу, а куколок мы возьмём с собой и будем их беречь. Спасибо бабушке Забавушке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Куклы из бабушкиного сундучка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...
Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"
В презентации представлены изображения разных кукол - закруток...
Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"
Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....
Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
Данный мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...