Проект "Будущие инженеры"
презентация по конструированию, ручному труду
Проект «Будущие инженеры» разработан для реализации программы «Уральская инженерная школа» на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» г.о. р\п Рефтинский, совместно с организациями общего и дополнительного образования МАНОУ «Центр молодёжи», МАОУ «СОШ №6», МБУК «Библиотечная система», ЦКиИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_budushchie_inzhenery.docx | 115 КБ |
prilozhenie_18.1.pdf | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок»
городского округа Рефтинский
Утверждаю
Заведующий Детским садом
№50 «Колобок»
_____________ Т.В. Серегина
Будущие инженеры
Педагогический проект
Разработала:
Воспитатель высшей КК:
Гребенкина И.А.
пос. Рефтинский, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2 | ПАСПОРТ ПРОЕКТА | 12 |
3 | ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТУ | 13 |
4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 21 |
5 | СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодняшний день в промышленном секторе Свердловской области существует дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Проблема усугубляется сформировавшимся разрывом между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, возрастает диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» определяет основные концептуальные подходы к развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской области через создание системы непрерывного технического образования, включающей все уровни образования. Перспективными организационными формами партнерства бизнеса и образования в данной сфере являются инновационно-образовательные кластеры: группы сотрудничающих организаций, включая образовательные учреждения, объединенные и дополняющие друг друга в области профессиональной деятельности.
Современное образование требует раннего самоопределения и ранней технологической подготовки детей. Уже в дошкольных учреждениях должно начаться знакомство с элементами использования технологий, т.е. пропедевтика технологической подготовки. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, а в результате стремительного роста научно-технического прогресса с младенчества приобщаются к технологической среде. Соответственно, одной из ключевых задач дошкольных учреждений является направление этой изобретательской энергии в нужное русло. Дети должны научиться проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами, уметь реализовывать то, что им интересно и хочется сделать, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя или учителя. Таким образом, происходит формирование фундаментальных основ точных наук с учетом возрастных и психических особенностей личности ребенка. На сегодняшний день становится очевидной жизненная необходимость формирования абстрактно-логического, образного, технического мышление с детского сада, формируя моторику и воображение. Дальнейшее развитие продуктивного мышления будет уже продолжено в начальных классах. Соответственно, дошкольный период технологического обучения является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Проект «Будущие инженеры» разработан для реализации программы «Уральская инженерная школа» на базе МАДОУ «Детский сад «Колобок» г.о. р\п Рефтинский, совместно с организациями общего и дополнительного образования МАНОУ «Центр молодёжи», МАОУ «СОШ №6», МБУК «Библиотечная система», ЦКиИ.
Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного, креативного мышления детей.
Основной девиз, отражающий суть цели деятельности участников проекта в отношении стартовых возможностей детей – «От старта возможностей – к старту достижений!».
Цель проекта «Будущие инженеры»: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через различные виды продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
- Обеспечить преемственность и непрерывность технологической подготовки детей в реализации образовательных программ дошкольного, дополнительного и начального общего образования через систему сетевого взаимодействия.
- Способствовать формированию базовых потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию инженерного мышления детей посредством продуктивной деятельности в творческих объединениях «Юный художник-инженер», «Конструирование», «Мастерилка», «Робоиграйка», «Увлекательная математика», «Мастерилка», «Умелые ручки».
- Создать развивающую, информационно-образовательную среду в ДОУ, обеспечивающей раннюю технологическую подготовку и профориентацию детей в рамках реализации модели инженерно-образовательного кластера.
- Организовать сотрудничество всех участников образовательно процесса, способствующее повышению эффективности раннего технологического обучения дошкольников.
- Разработать систему мониторинга эффективности реализации данного проекта.
- Повысить квалификацию воспитателей ДОУ по вопросам ранней технологической подготовки детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические условия:
- Организация сотрудничества всех участников образовательного процесса.
- Благоприятный психологический климат, способствующий развитию познавательных и творческих способностей детей.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта.
- Использование эффективных методов и приемов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста: наблюдение, эксперимент, продуктивная деятельность, творчество.
Основные направления, методы и формы работы над проектом
С детьми:
- Развитие творческой индивидуальности детей посредством разработки и реализации образовательных модулей в рамках вариативной части образовательной программы ДОУ.
- Формирование интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.
- Определение склонностей и способностей детей к изучению математики и предметов естественно-научного цикла
Поэтапное педагогическое взаимодействие с детьми:
1 этап (возраст от 3 лет до 5 лет)
- Знакомство детей с миром естественных наук и техники.
- Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации.
- Изучение простейших механизмов, приборов, машин.
- Расширение знаний о мире профессий.
- Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом.
- Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги.
- Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения.
- Развитие речи, обогащение словаря.
- Формирования наглядно-образного мышления.
- Формирование умений применять ранее полученные знания.
2 этап (возраст от 5 лет до 7 лет)
- Развитие устойчивых познавательных интересов.
- Формирование умений и навыков мыслительной деятельности.
- Создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
- Формирование критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон.
- Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях.
- Расширение знаний о мире профессий.
- Овладение навыками объемного конструирования, развитие владения рисунком, схемой и чертежом.
- Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги.
- Овладение умением ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения.
- Развитие речи, обогащение словаря.
- Формирование умений принимать ранее полученные знания.
- Развитие логического мышления.
- Формирование умения правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации.
- Развитие любознательности дошкольников.
Условия: создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды посредством организации учебных зон и игровых центров:
- Возраст от 3 лет до 5 лет - конструирования; ТИКО-моделирование; игровая заниматика»; экспериментально-исследовательский; дидактический; игровой; профессий; ИКТ-технологий; мастерская.
- Возраст от 5 лет до 7 лет - конструирования; ТИКО-моделирование; игровая заниматика»; экспериментально-исследовательский; дидактический; игровой; профессий; ИКТ-технологий; мастерская; лаборатория (физика); геологический; робототехника; моделирование (авиа, авто, машиностроение, строительство).
Технологии:
- Проектная деятельность – игровые; экскурсионные; повествовательные; конструктивные и др. проекты.
- Технология развивающего обучения – развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, обеспечивающая реализацию образовательной программы МАДОУ (программа «Развитие»).
- Развивающее обучение, включающее исследовательскую деятельность; информационно-коммуникационные технологии; «ТРИЗ»; ТИКО-моделирование; технология интегрированного занятия; ЛЕГО-конструирование; робототехника; дидактические игры (образовательная область «Познавательное развитие»).
Методы, приемы и формы организации педагогической деятельности с детьми
Игровая, самостоятельная, совместная с детьми и взрослыми, непосредственно образовательная деятельность:
- игра;
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
- ситуации;
- трудовые поручения, действия;
- конструирование;
- опыты (экспериментирование);
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие «по карте»;
- путешествие по «реке времени».
С педагогическим коллективом:
- Повышение профессиональной компетентности.
- Создание условий для творческой инновационной деятельности в рамках проекта.
- Использование активных и интерактивные форм и методов работы для осознания необходимых инновационных действий, восприятия каждого ребенка как особого, обладающего индивидуальностью, яркими проявлениями собственных возможностей, потребностей и интересов.
- Использование эффективных игровых технологий, методов и приемов, форм работы по проекту, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей разных возрастных групп.
- Организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей (дизайн помещений, подбор игр и игрушек, пособий, моделирование открытых пространств – участков детского сада, творческие мастерские, мини-лаборатории, клубы в ДОУ и др.).
С родителями:
- Формирование ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей, их творческому потенциалу, а также состоянию здоровья, выступающего основой психологического здоровья личности.
- Создание ресурсного центра для родителей с информационной, методической, обучающей, психотерапевтической функцией сопровождения креативного ребенка.
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей по теме проекта.
- Совместная подготовка развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию инженерного мышления детей в детском саду.
Концептуальные основы проекта:
– Концепция влияния ведущей деятельности на развитие ребенка представлена в трудах Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей и др.
– Особенности формирования детского мышления, рассмотренные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже и др.
– Возможности развития творческого потенциала, описанные в исследованиях Е.А. Глуховского, С. Р. Евинзона, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой, Л.В. Мещеряковой, В.Ф. Овчинникова, В.Г. Рындак и др.
– Теория развития технического мышления, представленная в работах В.Ю. Шурыгина, А.Д. Дерягина, Л. Терстон, В.А. Крутецкого и др.
– Совершенствование начального школьного и дошкольного трудового обучения и воспитания, рассмотренные в работах P.C. Буре, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Н.М. Конышевой, В.И. Романиной, Д.В. Сергеева.
– Основы формирования пространственных представлений, описанные Б. Г. Ананьевым, О.И. Галкиной, Л.Л. Гуровой, В. П. Зинченко, Е.Н. Кабановой-Меллер, A.M. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Сазонтьевым, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской и др.
– Теория развития мелкой моторики рук, изложенная в результатах исследований Л. В. Антаковой-Фоминой, М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, М.М. Кольцовой, М. Монтессори, Е.Н. Соколовой, С.О. Филипповой и др.
– Концепции кластерного подхода в образовании, представленные в работах Э.Г. Гарайшина, М. Портер, А.В. Смирнов, Е.А. Тебенькова, Т.И. Шамова и др.
Реализация модели инженерно-образовательного кластера предполагает соблюдение следующих принципов:
- Принцип многоступенчатости. Создание модели инженерно-образовательного кластера в системе «детский сад – школа - СУЗ, ВУЗ-производство» неотъемлемая часть обучения специалиста. Задача детского сада реализация пропедевтической работы по включению детей в трудовую деятельность через игру, конструирование, исследование, творчество с поддержкой взрослого.
- Принцип целостности, подразумевающий реализацию функционального и содержательного взаимодействия систем пропедевтического, предпрофильного, профильного школьного, довузовского, вузовского и дополнительного профессионального образования.
- Принцип интеграции, предполагающий разработку и реализацию учебных планов интегрированных образовательных программ непрерывного технологического образования.
- Принцип преемственности образовательных программ, способствующий становлению необходимого уровня образования, его непрерывности, легкости перехода обучающегося на последующие ступени образования.
- Принцип сетевого взаимодействия и партнерства, обеспечивающий координацию деятельности и совместное использование образовательных ресурсов различных образовательных организаций и производства.
- Принцип индивидуализации и социализации обучающихся предполагает создание системы специализированной технологической подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию детей, кооперацию детского сада и школы, системы дополнительного образования.
- Принцип гуманизации образования, определяющий личностно ориентированный характер образовательного процесса, и который реализуется через гуманитаризацию, экологизацию образования и др.
- Принцип деятельности, мотивирующий участников образовательного сообщества к осознанному выбору действий.
Таким образом, ключевыми направлениями в реализации модели ранней технологической подготовки и профориентации в образовательном пространстве ДОУ будут являться: профориентационная работа, активное использование информационных и лего-технологий, робототехники, эффективное применение интерактивных технологий обучения, более тесная интеграция и совместная деятельность с социальными партнерами в реализации задач непрерывной технологической подготовки молодежи в системе инженерно-образовательного кластера. Использование данных технологий позволит обеспечить: интеллектуальное развитие дошкольников, интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация), педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в режиме игры (учиться и обучаться), формирование познавательной, социальной активности, навыки общения и сотворчества, сочетание игры и исследовательской, изобретательской деятельности, ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Творческие объединения МАДОУ «Детский сад «Колобок», способствующие развитию инженерного мышления дошкольников:
1. «Юный художник-инженер». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Ибаева А.В.
Цель: развитие у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла посредством изобразительного искусства.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к воплощению в художественной форме своих инженерно-технических представлений.
2. Расширять знания детей об окружающем мире, о мире техники.
3. Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, воспитывать художественный вкус.
4. Создать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами,
5. Развивать способности к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, ритма, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств.
2. «Увлекательная математика». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Вешнякова Ю.Р.
Цель: создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через сопровождение интеллектуально-творческого освоения математических представлений в игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать произвольность психических процессов.
2. Формировать математические представления в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Воспитывать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, стремление к преодолению трудностей, инициативности и самостоятельности.
4. Вовлечение родителей в образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.
3. «Конструирование». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Панова С.Ю.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
1.Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства.
3. Развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
4. «Мастерилка». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Новикова Н.И.
Цель программы: способствовать проявлению у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла посредством изобразительного искусства. Развитие творческих способностей, воображения в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
1. Стимулировать у детей интерес к воплощению в художественной форме своих инженерно-технических представлений.
2. Формировать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
3. Способствовать развитию творческого воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами для воплощения собственных планов и реализации разнообразных проектов.
5. Учить создавать коллективные работы: взаимодействовать и сотрудничать для достижения единой цели и получения конкретного результата (продукта творческой деятельности).
5. «Робототехника». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог 1 квалификационной категории Чашина Г.Н.
Цель программы: Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности, развитие творческого потенциала.
Задачи:
1. Познавательные: формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развитие интереса к робототехнике, информатике, физике.
2. Образовательные: способствовать формированию умений и навыков конструирования, приобретению первого опыт при решении конструкторских задач по механике.
3. Развивающие: развивать творческую активность; мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения; самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях; формировать произвольное внимание, оперативную память, творческое воображение, мышление.
4. Воспитательные: воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплинированность, коммуникативные способности.
6. «Шахматы». Возраст участников: 5-7 лет. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Семенова Е.С..
Цель: развитие у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и логике посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- Обучить начальным навыкам игры в шахматы.
- Воспитывать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, стремление к преодолению трудностей, инициативности и самостоятельности.
3. Развивать логические и математические представления в процессе обучения игре в шахматы.
7. «Умелые ручки». Возраст участников: 3-4 года. Руководитель – педагог высшей квалификационной категории Пахомова О.А.
Цель программы: способствовать проявлению у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла посредством изобразительного искусства. Развитие творческих способностей, воображения в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
1. Стимулировать у детей интерес к воплощению в художественной форме своих инженерно-технических представлений.
2. Формировать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
3. Способствовать развитию творческого воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами для воплощения собственных планов и реализации разнообразных проектов.
5. Учить создавать коллективные работы: взаимодействовать и сотрудничать для достижения единой цели и получения конкретного результата (продукта творческой деятельности).
Механизм и условия реализации проекта в ДОУ
Планируемый результат:
1. Повышение уровня профессиональных, социокультурных компетенций участников проекта.
2. Создание образовательно-развивающей среды дошкольного учреждения, способствующей ранней технологической подготовки и профориентации в образовательном пространстве ДОУ, а также целостному развитию личности воспитанников.
3. Обеспечение условий для развития образного, логического, технического,
творческого мышления, интеллекта достаточного для успешного продолжения образования в начальной школе.
4. Проектирование целостной системы взаимодействия педагогов-родителей и социума для поддержки ранней технологической подготовки и профориентации детей в образовательном пространстве ДОУ.
Критерии и показатели эффективности проекта:
- Повышение качества образования: уровня сформированности базовых потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию инженерного мышления и технического творчества; уровня сформированности способов продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности; уровня сформированности представлений о мире науки и техники.
- Эмоциональное благополучие детей: наличие положительного психологического микроклимата в группе; формирование положительной самооценки, «Я-концепции» ребенка.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива: рост личных достижений; удовлетворенность результатами проектной деятельности; улучшение психологического микроклимата в коллективе, взаимоотношений с родителями.
Диагностический инструментарий для определения эффективности проекта: наблюдение, беседы, анализ и самоанализ занятий и мероприятий с детьми и родителями; анализ продуктов детской деятельности; педагогическая диагностика по соответствующим разделам программы «Развитие» (конструирование, математика, развитие пространственных представлений, логика).
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский.
- Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через различные виды продуктивной деятельности.
- Адресная направленность проекта: воспитанники, педагоги, родители, воспитатели.
- Продолжительность проекта: долгосрочный 2018-2022 г.г.
- Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский, познавательный, творческий.
- Участники: педагоги, родители, дети.
- Форма педагогического проектирования: творческое исследование.
- Основные этапы проекта:
- Подготовительный этап (2018 – 2019г) – изучение проблемы. Подготовка проекта.
- Формирующий этап (2019 – 2022гг) – реализация проекта. Консультирование родителей. Организация продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса. Исследовательская и творческая деятельность с детьми.
- Заключительный этап (май 2022г) – обобщение и анализ результатов работы по проекту.
- Критерии эффективности проекта: повышение качества образования; эмоциональное благополучие детей; повышение уровня профессиональной компетентности педагога.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Этапы | Содержание деятельности | Ответственные |
1.Подготовительный,аналитико-диагностический |
Планируемый результат: создание программных документов, обеспечение готовности субъектов к реализации программы «Будущие инженеры», определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы, сотрудничество с социальными партнерами. | Методист ДОУ Методист ДОУ, творческая группа Методист ДОУ |
2. Организационно-исполнительский функциональный контрольно-регулировочный |
- программ индивидуально-личностного развития детей в рамках определенных образовательных областей; - технологий, обеспечивающих развитие творческих и технических способностей детей;
Планируемый результат: освоение модели обеспечения индивидуально-личностного развития воспитанников в условиях продуктивной творческой деятельности. Создание способствующей развитию творческих способностей и безопасной образовательной среды, систематическая проверка результативности, своевременная корректировка программ. Оценка текущего и итогового состояния работы ДОУ, формулирование заключений о результатах реализации этапов программы «Уральская инженерная школа» | Методист ДОУ, старший воспитатель, творческая группа, ответственный за разработку проекта Гребенкина И.А. |
3. Аналитико-диагностический |
Планируемый результат: анализ результатов, обобщение опыта, подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов для широкого освоения опыта педагогов по теме. Определение перспектив ДОУ на новый этап 2022-2025 годы | Методист ДОУ, Гребёнкина И.А. |
Подготовительный этап 2019-2020 учебный год
№ | Мероприятие | Участники | Сроки реализации | Результаты | Ответственные |
1. | Создание творческой группы, назначение ответственных за реализацию проекта Утверждение плана работы по реализации проекта. Утверждение общеобразовательных программ кружков дополнительного образования Создание экскурсионных планов и графика совместных мероприятий с социальными партнерами | Методист ДОУ Воспитатели Методист ДОУ | Сентябрь-октябрь, 2019 | План-график мероприятий проекта на 2019-2020 г.г. Определение дополнений в воспитательно-образовательной работе ДОУ
Определение дополнений в воспитательно-образовательной работе ДОУ | Методист ДОУ, творческая группа Методист ДОУ Методист ДОУ |
2 | Организация дополнительного образования | Воспитатели | Сентябрь-май 2019– 2020г | Приобретение воспитанниками знаний, навыков, и умений, интереса к техническим наукам | Методист ДОУ |
3. | Проведение семинара-тренинга «Формирование инженерного мышления при помощи ТРИЗ» | Творческая группа воспитатели, специалисты | Ноябрь 2019 | Разработка новых решений для реализации проекта в ДОУ | Методист ДОУ |
4 | Экскурсия в библиотеку на выставку «Техническая развивающая литература для детей» с мастер-классом по изготовлению поделок технической тематике (например, из бумаги) Средние – подготовительные группы | Методист ДОУ, творческая группа, воспитатели, специалисты | Ноябрь 2019 | Формирование предпосылок развития инженерного мышления детей среднего и старшего возраста. | Старший воспитатель |
5 | Смотр групповых центров и оборудования, способствующих развитию инженерного мышления – все группы | Творческая группа воспитатели, специалисты | Декабрь 2019г. | Рост педагогической компетентности, создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с целями проекта. | Методист ДОУ |
6. | Лего-квест по группам – все группы | Творческая группа воспитатели, специалисты семьи | Январь 2020г. | Создание условий для повышения интереса воспитанников и семей к техническим наукам | Методист ДОУ |
7 | Мастер-классы для родителей «Растим будущих инженеров» (знакомство с технологиями конструирования, ТРИЗ технологиями и пр.) – все группы Открытое занятие для родителей квест-игра «Спасти Деда Мороза» | Творческая группа воспитатели, специалисты Семьи воспитанников Гребенкина И.А., Войтенко Ж.А., дети и родители группы 11. | Февраль 2020г. | Повышение родительской компетентности в вопросах раннего технологического обучения дошкольников. | Методист ДОУ |
8 | Экскурсии и совместные мероприятия с социальными партнерами ЦДТ, предприятия поселка (знакомство с технологиями конструирования, моделирования, профессиями и пр.) старшие-подготовительные группы. | Творческая группа воспитатели, специалисты семьи воспитанников | Март 2020г. | Создание условий для повышения интереса воспитанников техническим наукам | Методист ДОУ |
9. | «Мы – будущие инженеры» - открытые занятия творческих объединений. | Творческая группа воспитатели, специалисты | Апрель 2020 | Рост педагогической компетентности | Методист ДОУ |
12 | Выставка творческих работ и педагогических и детско-родительских проектов «Будущие инженеры» - младшие – подготовительные группы. | Творческая группа воспитатели, специалисты Семьи | Апрель 2020 | Представление результатов реализации проекта | Методист ДОУ |
13 | Отчет творческой группы «Наши успехи и достижения» | Методист ДОУ Творческая группа воспитатели | Май 2020 | Представление результатов реализации проекта | Методист ДОУ |
Формирующий этап
2020-2021 учебный год
Месяц | Название мероприятия | Участники | Ответственные |
Сентябрь | Консультация для педагогов «НОД по конструированию в детском саду» (в соответствии с программой «Развитие») Просмотр занятий педагогов по конструирования – в течение года | Педагоги Педагоги | Гребенкина И.А. Методист, старший воспитатель |
Октябрь | Консультация для родителей «Возможности конструирования для успешного развития ребенка» Семинар-практикум для педагогов «Возможности дополнительного образования для формирования инженерного мышления дошкольников в детском саду» Просмотр занятий педагогов по программе дополнительного образования, направленных на развитие инженерного мышления – в течение года | Родители Педагоги | Гребенкина И.А. Гребенкина И.А. Методист, старший воспитатель |
Ноябрь | Групповые консультации «Особенности конструирования с детьми на прогулке в разное время года» | Педагоги | Методист, старший воспитатель |
Декабрь | Оформление групп детского сада по теме «Новогодняя сказка» с использование возможностей детского конструирования Смотр-конкурс оригинального оформления групп детского сада к Новому Году. | Педагоги, родители, воспитанники всех возрастов | Методист, старший воспитатель |
Январь | Мастер-классы для родителей «Конструируем вместе с родителями» | Педагоги-руководители кружков по конструированию) | Методист, старший воспитатель |
Февраль | |||
Март | «Особенности технологии ТРИЗ и возможности ее использования для развития инженерного мышления дошкольников» | Педагоги | Методист, старший воспитатель |
Апрель | Проект «Космический марафон» Групповая консультация для педагогов по теме проекта Открытые занятия с детьми (мероприятия) с элементами конструирования на космическую тему. | Педагоги, воспитанники всех групп | Гребенкина И.А., методист, старший воспитатель |
Май | Участие в педагогическом форуме Доклад о реализации проекта «Будущие инженеры» Открытые занятия педагогов по теме проекта (лего-конструирование и шахматы) Подведение итогов работы за год | Гребенкина И.А Семенова Е.С. Типалова Е.В. | Гребенкина И.А., методист |
Формирующий этап 2021 - 2022 учебный год
Месяц | Название мероприятия | Участники | Ответственные |
Сентябрь | Консультация для педагогов «Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду» Просмотр занятий педагогов с использованием возможностей конструирования – в течение года | Педагоги Педагоги | Гребенкина И.А. Методист, старший воспитатель |
Октябрь | Консультация для родителей «Безграничные Лего-возможности для развития ребенка» | Родители | Гребенкина И.А. |
Ноябрь | «Лего-квест» | Воспитанники – средних, старших и подготовительных групп | Гребенкина И.А., муз. руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатели. |
Декабрь | Выставка новогодних игрушек «Чудеса из бумаги» Буклеты для родителей «Новогодние чудеса вместе с ребенком» | Педагоги, родители, воспитанники всех возрастов | Гребенкина И.А., воспитатели |
Январь | Конкурс «Рождественские Лего-истории» | Педагоги, воспитанники среднего -старшего возраста | Гребенкина И.А., воспитатели |
Февраль | Выставка «В мире удивительных замков и неприступных крепостей» (из набора строительных кубиков) – можно фотовыставка. | Педагоги, воспитанники средних- подготовительных групп | Гребенкина И.А., воспитатели |
Март | Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное конструирование» Мастер-класс для родителей «Обыкновенное чудо – своими руками вместе с ребенком» | Педагоги Родители | Гребенкина И.А., педагоги, руководители кружков по конструированию-моделированию («Мастерилки» и пр.,) |
Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Будущие инженеры» | Педагоги, воспитанники всех групп | Гребенкина И.А., методист, старший воспитатель |
Май | Подведение итогов работы за год | Гребенкина И.А. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За основу проекта «Будущие инженеры» мы взяли положения ФГОС ДО о формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также необходимости обеспечения поддержки инициативы и самостоятельности детей. Данный проект разработан на основе комплексной программы «Уральская инженерная школа», определяющей основные концептуальные подходы к развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской области через создание системы непрерывного технического образования, включающей все уровни образования.
Анализ методической литературы по теме проекта позволил выделить следующие психолого-педагогические условия, способствующих формированию у детей дошкольного возраста инженерного мышления: организация сотрудничества всех участников образовательного процесса; благоприятный психологический климат, способствующий развитию познавательных и творческих способностей детей, создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта; использование эффективных методов и приемов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста: наблюдение, эксперимент, продуктивная деятельность, творчество.
Работа над проектом подразумевает включение во все образовательные области творческие и исследовательские задания, способствующие формированию и развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста, а также повышение педагогического мастерства педагогов детского сада и педагогическое просвещение родителей по теме проекта. В дорожных картах представлены все направления работы по проекту с 2018 по 2022гг.
В рамках дополнительного образования в детском саду на разных возрастных группах подготовлены и реализуются следующие программы: «Юный художник-инженер», «Конструирование», «Мастерилка», «Робоиграйка», «Увлекательная математика», «Мастерилка», «Умелые ручки», «Шахматы».
В дошкольной организации создается развивающая, информационно-образовательная среда, обеспечивающая раннюю технологическую подготовку и профориентацию детей в рамках реализации модели инженерно-образовательного кластера. Практически все педагоги ДОУ повысили квалификацию по разнообразным направления данного проекта. Организовано сотрудничество всех участников образовательно процесса, способствующее повышению эффективности раннего технологического обучения дошкольников. Продолжается работа над разработкой мониторинга эффективности реализации данного проекта.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников в с окружающим и социальной действительностью.— М: ЦГЛ, 2004 . — 112 с.
- Баранов В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009 – № 4 – С. 23 – 24
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
- Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром природы. – М: Педагогика, 1992г. – 234с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Кайе В.А. Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2014. С.5-19
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Манске К. Учение как открытие. Пособие для педагогов. – М.: Смысл, 2014.
- Мальков П.П. Предпосылки формирования инженерного мышления [Электронный ресурс]: nsportal.ru – 2014.
- Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста: Научный журнал / З.С. Сазонова, Н.В. Чечеткина // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
- Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников.-Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
- Образовательной программой дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ+», 2016
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.
- Развитие инженерного образования: электр. офиц. сайт Министерства Образования и Науки. – Режим доступа:xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/проекты/развитие. – 2015.
- Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., Просвещение, 2005г. – 321с.
- Уральская инженерная школа: работа Общественного совета по реализации программы [Электронный ресурс]: электрон.журн. – Челябинск. – Режим доступа: chelyabinsk.bezformata.ru. – 2015
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2012.
- Щетинина А. М. Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Растим инженера начиная с детского сада"
В данной презентации я хочу представить проект который совмесно с коллегой мы разработали на конкурса....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Ранний возраст. ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев» Направление проекта: Мы – будущие инженеры.
Педагогический проект предназначен для педагогов детского сада...
Презентация к проекту "Мы - будующие инженеры"
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».В наше время постоянно возрастает техническая сложнос...
Растим инженеров с детского сада
Из опыта работы по формированию предынженерного мышления у дошкольников...
Кружок по конструированию "Юные инженеры"
Рабочая программа работы кружка по контсруированию "Юные инженеры"...
В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Паровозик" в средней группе№3 "Почемучки" 03.10.2017.
Конструирование "Паровозик"....
В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Ворота".08. 11 2017.
Конструирование в средней группе №3 "Почемучки" "Ворота"....