Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла!

Поспеши и млад и стар посмотреть на наш товар!

Веселись честной народ, праздник ярмарка несёт!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_baryshnya_konspekt_izo.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Дымковская барышня»

Тема: «Дымковская барышня»

Задачи: 

Расширять знания о дымковской игрушке

Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи

Закрепить приёмы рисования прямых линий (всем ворсом- широкая линия, кончиком кисти- тонкая)

Упражнять в умении создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи

Воспитывать уважение к труду народных умельцев, умение восхищаться их творчеством

Развивать воображение, творческие способности.

Словарная работа: ярмарка, кокошник, валяльщик.

Материалы: кисти, гуашь, стаканчики для воды, салфетки, фигурки барышень из папье-маше или глины на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, магнитофон, предметы народного промысла (валенки, самовар, платки, деревянная посуда, игрушки) .

Ход занятия: Под весёлую музыку дети заходят в зал. Их встречает воспитатель в русском костюме.

Вос-ль: Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла!

Поспеши и млад и стар посмотреть на наш товар!

Веселись честной народ, праздник ярмарка несёт!

Вот такими словами зазывали скоморохи покупателей на ярмарку. А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка- это место, где можно купить и продать всевозможный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ между рядов, а товаров так много, что глаза разбегаются. Издавна славился русский народ умелыми руками, не даром про его изделия говорят- русские чудеса. Я сегодня хочу познакомить вас с изделиями русских умельцев, которые пользовались наибольшим спросом у гостей ярмарки.

Вот валенки теплые да мягкие, для взрослых и детей малых. Их привезли на ярмарку мастера- валяльщики. Так как валенки валяют из шерсти животных, мастеров называют валяльщиками. Давайте повторим это слово все вместе (несколько индивидуальных повторов). В таких валенках никакие морозы не страшны.

А вот платки расписные посадские. Они украшение любой модницы. Постарались ткачи, создали такую красоту.

А это платки пуховые, мягкие да пушистые, кружевные да легкие, и в стужу согревают и хозяйку украшают. Их привезли на показ покупателю мастерицы - кружевницы.

А вот ложки деревянные, расписные да яркие. Такой ложкой и есть приятно и обжечься трудно. В деревянной посуде продукты хранятся дольше свежими, поэтому товар мастеров резьбы по дереву раскупался бойко.

А вот самовар пузатый, блестит своим медным боком. Это чудо привозили на ярмарку медных дел мастера. Самовар на столе был главным, вокруг него собиралась вся семья, пили чай с баранками, вели беседы. Ах, какой вкусный чай из самовара!

Много на ярмарке товара нужного и полезного. Но больше всего радовались празднику дети. Ведь со всех концов России- матушки везли умельцы на ярмарку игрушки. Матрёшки расписные, свистульки звонкие, куклы да лошадки. Очень большим спросом пользовались у покупателей игрушки дымковских мастеров. А вы узнаёте дымковскую игрушку?

Дети: Да!

Вос-ль: А как вы её узнали среди других игрушек?

Дети: По росписи.

Вос-ль: Правильно, ребята, по росписи. У дымковских мастеров своя особенная роспись, состоящая из простых незатейливых элементов. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Кружочки, колечки, точки, линии прямые и волнистые.

Вос-ль: Молодцы! Каждый элемент имеет своё обозначение: кольцо символизирует солнце и каравай хлеба, волнистая линия символ воды, точка- звезды, прямая линия- дорога. А какие цвета использовали дымковские мастера при росписи своих изделий?

Дети: Красный, синий, жёлтый, зеленый, розовый, оранжевый и многие другие цвета.

Вос-ль: Правильно! Цвета яркие, весёлые, праздничные. Вот и игрушки получались красивые и весёлые, нравились и детям и взрослым. Ребята, давайте посмотрим, какие бывают дымковские игрушки? Это дымковская барышня - водоноска. Она несёт коромысло с полными вёдрами воды. А эта барышня - нянька, она собрала вокруг себя детей разного возраста. Эта барышня угощает гостей вкусными блинами, а эта вышла на прогулку, одевшись в свой самый красивый наряд. Обратите внимание, у всех кукол широкие юбки, яркие блузки и головные уборы. У этой барышни - шляпка, а у этой- кокошник. Давайте вместе с вами повторим и запомним это слово (несколько индивидуальных повторов) .Обратите внимание, элементы росписи у всех барышень одинаковые, а узор получается разный. А какие ещё дымковские игрушки вы знаете?

Дети: Индюк, лошадка, курочка с цыплятами, олень и баран.

Вос-ль: Молодцы! Игрушек много (слайды с картинками игрушек идут на мультимедийной доске). Вам нравятся игрушки?

Ребята, на ярмарке не только продавали и покупали разные товары, но и веселились, пели песни, играли в игры или водили хороводы. Давайте и мы станем в хоровод. Становись честной народ на веселый хоровод!

(Хоровод под русскую народную музыку, например «На горе то калина») .

Молодцы, весёлый получился хоровод. Но мастера не только возили продавать свой товар, но и показывали желающим своё мастерство. На ярмарке была у мастера своя мастерская. Давайте заглянем туда. Посмотрите, сколько здесь белоснежных барышень? А вы знаете, кто в мастерскую входит, тот мастером становится. Давайте сделаем их яркими и нарядными. Тогда надеваем фартуки и принимаемся за работу. Занимайте свои рабочие места. Для начала давайте с вами вспомним, как мы будем расписывать наших барышень, какие приёмы мы используем в нашей работе. Сядем поудобнее, спинки ровные. Возьмём кисточку в правую руку, попробуем на ладошке нарисовать широкую линию. Её мы рисуем, приложив кисточку всем ворсом плашмя. Получается? А если мы будем рисовать кончиком ворса кисти, то у нас получится тоненькая линия. Точки мы тоже рисуем примакиванием кончика ворса кисти. Ребята, помните, что расписывать наших барышень мы начинаем сверху, с кокошника, затем блузу, а затем юбку. А теперь давайте закроем глаза и представим, каким узором мы будем расписывать наряд наших красавиц. Представили - теперь за дело!

(Дети рисуют, воспитатель следит за ходом работы, помогая при необходимости на своем листе бумаги. Для удобства дети поворачивают тарелочки, на которых стоят фигурки барышень).

Вос-ль: Ребята, заканчиваем работу. Давайте вместе рассмотрим наши работы. Вам они нравятся? А какая больше всех нравится тебе? Почему? (Опрос детей). Мне тоже очень нравятся ваши барышни. Правильно говорят: каков мастер, такова и работа. Молодцы, все постарались. Ребята, а что нового мы сегодня узнали?

Дети: Что такое ярмарка.

Вос-ль: С каким промыслом познакомились?

Дети: Изготовлением валенок валяльщиками.

Вос-ль: Посмотрите на наших барышень. Как называется их головной убор? Дети: Кокошник.

Вос-ль: Кончил дело - гуляй смело! А я приглашаю вас на чай из самовара, с пряником и сушкою, пышною ватрушкою. Дорогие гости. Заходите, с нами почаёвничайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Дымковский петушок».

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы.Задачи: -учить детей лепит...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Дымковская игрушка»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы«Дымковская игрушка»...

Конспект по рисованию в старшей группе «Дымковская барышня»

Задачи:Образовательные: Закрепить знания о дымковских игрушках;Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Развивающие...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня» Задачи: - Закреплять умение детей лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблю...

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Дымковская Барышня»

Цель: обогащать представление детей о народном декоративном искусстве: дымковской игрушки ( барыня).Задачи:• Расширить знания детей о дымковской игрушке, учить называть элементы ды...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Дымковская барышня"

МБДОУ « Филимоновский детский сад»Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Дымковская барышня"Подготовила воспитатель Доронина Т.В.Цель: Создать условия для...