Народная игрушка
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект занятия для подготовительной группы "Народная игрушка" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_narodnaya_igrushka.docx | 22.84 КБ |
narodnaya_igrushka.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности для детей
подготовительной группы
«Народная игрушка»
ЦЕЛИ :
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей России, традициями.
-Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».
-Развивать мелкую моторику рук.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: Безликая, Скатка, Оберег.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Презентация «Куклы современные и тряпичные»; заготовки из ткани для изготовления куклы.
ПРИВЕТСТВИЕ:
Организационный момент
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
А теперь давайте мы с вами присядем на поляну знаний.
-Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
- Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Кто это? (кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала сделана эта кукла (показать современную куклу)? (пластмасса)
Посмотрим на экран:
Слайд 1. (куклы: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?
Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»
Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...
- ДАВНЫМ- давно на Руси была такая присказка:
«В каждом доме, в каждой хате,
На крылечке, на полатях
Кукла сидит во все стороны глядит.»
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «БЕРЕГИНЯ» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Слайд 2.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ. Слайд 3. Оберегала жилище, была двуликая, то есть имела два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА. Слайд 4. Представляла собой мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, а кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНУШКА. Слайд 5. Такую куклу наполняли зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает силы Матушки Земли.
- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку?
- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?
(Никому не показывать, прежде чем попросить что-нибудь, покормить куколку).
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?
- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. Слайд 6. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.
В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку.
- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.
- А теперь перевязываем ПЕЛЕНАШКЕ талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
-Это платок ПЕЛЕНАШКИ. Надеваем платочек на голову ПЕЛЕНАШКЕ, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
- Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (Скрутить лоскут ткани).
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.
- На Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:
- У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
- Жили в маленькой избушке
- (сложить руки домиком)
- Семь сыновей (семь пальцев)
- Все без бровей, (очертить брови пальцем)
- Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
- Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
- Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
- Вот с такой головой, (очертить большую голову)
- Вот с такой бородой, (показать руками)
- Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
- На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
- И все делали вот так… (показать любое движение).
Самостоятельная работа детей.
ИТОГ: -А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе-праздник. Вы можете поиграть с ними в группе или подарить кому захотите.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Куклы обереги
Травница
Кукла Зернушка
Кукла Пеленашка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).
Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в з...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"
Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....
Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).
Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4. Разви...
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"
В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке....