Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 г. Тема: «Конструирование из бумаги методом оригами»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.

Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии) Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт) М. Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития конструктивного мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности. Конструктивная деятельность как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.

Итак, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, «конечным продуктом» которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек, уровень обобщения высок и т.д., что сама собой направляет на исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-2024.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития  профессиональной компетенции

на 2023-2024 г.

Тема: «Конструирование из бумаги методом оригами»

Воспитатель

 Варенова Е.В.

Тема: « Конструирование из бумаги методом оригами»

Актуальность:

        Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.

Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии) Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт) М. Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития конструктивного мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности. Конструктивная деятельность как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.

Итак, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, «конечным продуктом» которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек, уровень обобщения высок и т.д., что сама собой направляет на исследование.

Актуальность исследования данной темы объясняется необходимостью создания конструкции любого готового продукта, которая возникает лишь при использовании конструктивного мышления. Используя оригами и развитое конструктивное мышление, появляется возможность преобразовать бумагу в красивые предметы быта. При конструировании из бумаги

уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре.      

Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла.

Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках.

Использование оригами на занятиях формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все

это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.

Проблема:

Готовность ребенка к школьному обучению.

Дефицит игровой деятельности.

Творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом. Развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.

Применение продуктов детской деятельности  в самостоятельных играх детей.

Создание сюжетно-тематических композиций.

Развитие коммуникативных способностей детей.

Связь оригами с другими видами деятельности.

Цель:

      Изучение методов и приёмов конструирования из бумаги.  Проведение исследовательской работы по конструированию связанных с поисковой, творческой и экспериментальной деятельностью, создание художественного образа.

Задачи:

  • - Освоение сложных способов сложения форм оригами, способом комбинирования, трансформирования.
  • - обучение детей различным приёмам преобразования бумаги.
  • - создание детьми атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических   игр, игр-драматизаций. Использование детских поделок для оформления интерьера группы или дома.
  • - обучение созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса. Развитие художественно- творческих способностей и детского творчества.

План самообразования

Раздел плана 

Сроки 

Форма работы 

Практические выходы 

Изучение методической литературы 

Сентябрь

.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 144с.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. / Худож. А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.

Дорохова E.С. Программа по знакомству с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью. // Дошкольное воспитание. - № 2. – 1998. – С. 40.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-190 с.

Капитонова И. Цепочки образов и оригами; складывание из бумаги // Дошкольное воспитание. - № 4. – 1997. – С. 23- 25.

Модульное конструирование. - Магнитогорск: МаГПИ, 1997.

Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.Владос, 2010. – 192 с.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми 

Октябрь

1.Непосредственно         образовательная деятельность «Березка» 

Цель: Познакомить детей с историей возникновения оригами. Воспитывать интерес к японской культуре.;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Грибы в лесу».

 Цель: Развивать умение следить по конструктивной карте за объяснением действий складывания и выполнять работу в соответствии с ними. Отработать базовую форму «треугольник, уметь рассказывать, как ее делать.

3.Игровая деятельность:

Упражнение на развитие упругости пальцев рук: «Вылезли на кочки мелкие грибочки».

 Выставка поделок «Деревья»,  рассматривание  иллюстраций из серии «Грибочки».

  

 

 

Ноябрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Лиса».

Цель: Развивать умение: -рассказывать с помощь воспитателя о последовательности действий по конструктивной карте, включая в речь слова: диагональ, сложить, развернуть, согнуть, загнут-, -складывать квадрат по диагонали, совмещая стороныи углы (базовая форма - «воздушный змей»).

2.Совместная творческая деятельность педагога и детей «Заяц»

Цель: Познакомить детей: - с условными обозначениям на конструктивной карте: с правилами поведения на занятиях и как пользоваться конструктивной картой. Развивать умение: -рассказывать с помощью воспитателя о последовательности действий по конструктивной карте.

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Колейдоскоп» (на квадрате из 9 клеток по образцу)

 Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии

«Животные»

Декабрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Снежинка».

Цель: Познакомить детей с базовой формой «Двойной треугольник» и научить складывать ее, используя конструктивную карту.

2.Совместная творческая деятельность педагога и детей «Елочка .

 Цель: Познакомить с новым условным обозначением на конструктивной карте: и научить использовать их при складывании, проговаривая свои

действия.Закрепить геометрические понятия: сторона, угол,

центр, квадрат, треугольник.

3.  Показ открытого занятия на тему: «Путешествие в страну Ориландию».

Рассматривание иллюстраций из серии «Зимушка-зима»

 

Подбор стихотворений о зиме

 

 Разучивание чисто-

говорок; разучива

ние игры «Снег»

Январь

  1. Непосредственно образовательная

деятельность «Лошадка».

Цель: Познакомить детей с новыми условными обозначениями на конструктивной карте: и умение использовать их при изготовлении поделок.

2.Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звезда»

Цель:. Развивать умение сосредотачиваться на процессе

изготовления игрушек, действовать самостоятельно,

используя конструктивную карту.

Обогащать словарный запас за счет специальных

терминов: «глухой» угол, «глухая» сторона,

«раскрывающийся» угол, «раскрывающаяся» сторона, вогнуть угол внутрь, умение использовать

их в речи. Совершенствовать мелкую моторику рук, точные

движения пальцев, развивать глазомер.

 Выставка поделок « Мы старались»

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совместная творческая деятельность педагого и детей  «Сувениры к 23 февраля».

 Цель: Развивать умение сосредотачиваться на процессе изготовления игрушек, действовать самостоятельно, используя конструктивную карту.

2.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  Подбор и заучивание стихотворений о папе

Март

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Нарцис». 

Цель: Познакомить детей с базовой формой «Конверт»и научить ее складывать, используя конструктивную карту и условные обозначения.

 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей ««Двухтрубчатый корабль»».

 Цель: Отрабатывать координированные движения руки и глаза, умение фиксировать линии сгиба .Развивать память путем запоминания последовательности изготовления поделки.

3.Персональная выставка работ на тему: « В стране Оригами»

Подбор народных примет о весне  Рассматривание иллюстраций из серии

«Весна»

 

 

  Загадывание загадок о пароходе.

Апрель

1.Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка».

 Цель: Закрепить знания условных обозначений на конструктивных картах, умение их использовать при изготовлении поделок. Совершенствовать трудовые умения, формирование культуры труда. развивать мелкую моторику пальцев рук;

2.Совместная творческая деятельность педагога

 Рассматривание иллюстраций из серии

«Растения»,

«Насекомые»;

Вечер развлечений «Праздник цветов»

и детей «красивые цветы». 

Цель: Познакомить детей с базовыми формами «Дверь» и «Рыба», учить складывать их по конструктивной карта, развитие мелкой моторики рук.

3. Игровая деятельность:  

Дидактическая игра : «Выполнение фигурки из пальцев

«Корзиночка».

Май

1.     Выставка поделок детских работ «Знакомьтесь – наши поделки»

Поделки детей «Вот как мы можем!»

Работа с родителями 

Сентябрь

   Выступление на родительском собрании «Оригами– это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста».

Буклеты для родителей «Как развивать мелкую моторику рук»

Октябрь

 1. Анкетирование для родителей «Чем занят ребенок дома. Техника оригами»

2. Рекомендации в уголке для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в домашних условиях».

  Выставка работ

«Бумагапластика»

Ноябрь

1. Практикум для родителей «Чудеса техники оригами».

2. Выставка совместных (дети и родители) работ из бумаги  «Елочные украшения».

 Конкурс «Сделай

поделку и

сочини к ней

сказку».

Декабрь

  1. Выставка работ родителей из бумаги

Выставка работ

«Мастерство наших родителей»

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Консультация для родителей: «Значение занятий оригами развитии дошкольников»
  2. Оформление выставки «Красавица зима»

Выставка совместных работ «Красавица зима»

Февраль

Памятка для родителей «Учите мастерить из бумаги»

Буклет «Виды бумажных техник»

Март

Консультация для родителей «Лечебные свойства оригами»

   

Апрель

Оформление стенда «Мы старались»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

  1. Оформление альбома с творческими работами детей «Наши очумелые ручки»
  2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Выставка детских работ.

Презентация «Мы любим оригами!»

Самореализация

1. Проведение семинара-практикума для воспитателей «Оригами для дошкольников»

2.Консультация для воспитателей МАДОУ «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

3.Выступление на педсовете на тему « Проблемы развития мелкой моторики рук»

4. Презентация мастер – класса для педагогов по оригами

 « Волшебный квадратик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".

Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах.  Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...

Индивидуальная траектория развития на 2023-2024 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2023-2024 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Мастер-класс для воспиаттелей на тему «Использование технологии конструирования из бумаги методом оригами»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование технологии конструирования из бумаги методом оригами»Никифорова Марина ИгоревнаМастер-класс на конкурс «Воспитатель года» н...