НОД по ФЦКМ «Строители деревянных домов»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

Цели: Закрепить знания детей о профессии строителя и строительстве деревянного дома.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о профессии строителя и плотника, закрепить знания о строительстве деревянного дома, активизировать словарь словами «плотник, бревна, пазы, фундамент, маляр, стекольщик, черепица, шифер». Закрепить умение пользоваться условной меркой, умение сравнивать и отбирать подходящие по размеру прямоугольники. Дать навык строительства «домика» из пластилиновых «бревен», проделывая в них пазы стекой.

Развивающие: Развивать умение детей общаться, выполняя задание в команде, договариваться, советовать сверстникам. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей.

Воспитательные: Воспитывать уважение к профессии строителя, воспитывать сочувствие к игровым персонажам, желание помочь им.

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: игрушки из киндер-сюрпризов («жители сказочной страны» (4 шт, пластилин по 8 пластин на стол одного цвета (синего, красного, зеленого и желтого цветов, доски для лепки, стеки, полоска картона на каждого ребенка – условная мерка для измерения длины и ширины пластилиновых «бревнышек», 4 коробки, в которых лежат картонные прямоугольники разных размеров фиолетового, оранжевого, бордового, темно-зеленого цвета, «первое письмо жителей сказочной страны» (крупный картонный конверт,схема группы с отмеченными местами, где спрятаны игрушки, «разорванная записка»«второе письмо жителей волшебной страны», фотография коллажа – фигурки персонажей на фоне распечатанных красивых домиков соответствующих цветов. Интерактивная доска с подбором картинок соответствующих ответам на загадки и вопросы о строителях.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в сборниках русских народных сказок («избушки»). Просмотр компьютерной презентации «Строительство деревянного дома». Просмотр мультфильмов «Три поросенка»«Кошкин дом»«Под одной крышей».

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети! Смотрите, на подоконнике какое-то письмо! Кажется, я видела ворону, которая крутилась сегодня утром у нашего открытого окна. Наверно, это она принесла письмо. Давайте прочитаем: «Помогите! Помогите! Мы жители волшебной страны. Злая волшебница напала на нас, спилила наши деревья, сломала наши каменные домики, нас самих превратила в игрушки! Просим, пожалуйста, помогите нам! У нас в стране уцелел только один маленький волшебник, у него был волшебный компас, и его стрелка указала на ваш садик! Только вы можете нам помочь. Маленький волшебник превратится в ворону и отнесет письмо, а вы найдите нас по схеме, прилагающейся к письму. Рядом с нами будет записка, что делать дальше. Искать нас по схеме может только тот, у кого в имени есть звук «а» и «л». А вот и схема. Как нам понять, кто будет искать наших гостей?

- (Дети решают, что искать может Лиза, Леша или Лена и выбирают одного из детей считалкой.

- Выбранный ребенок ищет в указанном по схеме месте. Находит персонажей, и рядом с ними разорванную на несколько частей записку.

- Дети самостоятельно догадываются сложить записку).

«Дорогие дети! Мы просим вас самих изготовить нам домики из пластилиновых бревен и картона. Когда мы вернемся в волшебную страну, домики станут настоящими. Только делать их нужно, как настоящие строители строят деревянные дома, тогда спиленные злой волшебницей деревья превратятся в бревнышки в стенах наших домов.

Вот секретное заклинание чтобы вернуть нас: нас нужно поместить внутрь сделанных вами домиков, закрыть стол с домиками тканью, и пройти мимо стола хороводом, говоря такие слова: «Я в волшебную страну свою помощь протяну. Чумба, тримба, рапифиз, наше волшебство свершись!», а потом нужно присесть, зажмуриться, закрыть руками уши и сказать «ш-ш- шшшшшш»». Что скажете? Сможем мы помочь нашим гостям? Давайте вспомним, как строится деревянный дом. Давайте отгадаем загадки: (Ответы на загадки и вопросы сопровождаются показом соответствующей картинки на интерактивной доске):

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Кто же это делает

Рамы и полы?

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник)

Этот кто-то строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери. (Архитектор)

Есть у мастера сноровка –

Водит кистью очень ловко.

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой. (Маляр)

Кто строит дома – любые? (Строители). Кто строит именно деревянные дома, и может изготовить деревянную мебель? (Плотник). С чего начинается строительство? (с фундамента). Что прорубает плотник в бревне, чтобы положить другое бревно? (Пазы). Чем кроют крыши? (Досками, черепицей, шифером). Кто вставляет стекла в окна? (Стекольщик). Что находится между комнатой и крышей? (Чердак).

Вот молодцы! Вы все знаете! Давайте выйдем на середину группы и зарядимся немножко силой и бодростью перед работой.

Физминутка «Строители» (Дети выполняют движения по тексту)

У нас горячая пора

Мы строим новый дом с утра.

Сначала пилим бревна,

Отпиливаем ровно. (Движения руками вперед-назад)

Потом скорей за топоры –

Избавим бревна от коры. (Махи сложенными вместе рукам сверху вниз)

Вот мы берем с земли бревно

И складываем стены. (Наклоны)

Следим за тем, чтоб наклонясь

Нам не сгибать колени!

До нашей крыши не достать!

Здесь лестницу нам нужно взять. (Потягивания)

Подаем черепицу для крыши. (Приседания)

А наш дом-то все выше и выше!

Вот и готов наш чудо-дом!

Откроем дверь да и зайдем. (Отводим в стороны сложенные вместе руки, имитируя открывание двери с усилием)

И скажут все спасибо нам,

Строителям и мастерам.

Строители и плотники,

Отличные работники! (Ходьба на месте с хлопками над головой).

Вот мы снова сильные, бодрые и готовы приступить к труду. Работать будем командами – по 4 человека, это как раз один стол. Будем делать бревнышки и пазы в них и соединять в общий домик.

Посмотрите, у вас на столах лежит пластилин и картонная полоска. Это условная мерка, ее длина – длина нашего бревнышка, и ширина тоже. Так же на полоске синим цветом отмечено место, где на наших бревнышках мы будем делать пазы – углубления, куда вставляется следующее бревнышко.

То есть, мы скатываем из пластилина бревнышко, соответствующее нашей мерке, прикладывая мерку, отмечаем стекой паз и неглубоко прорезаем его стекой. (Педагог показывает последовательность работы на своем кусочке пластилина). Какие инструменты заменит нам стека? (Ответы детей: топор и пилу). Когда каждый сделает по бревнышку, положим два бревнышка пазами вверх, и в эти углубления положим следующие два бревнышка. Так и построим стенки домика. Крышу сделаем из кусочка картона, двери и окна тоже из кусочков картона, выбрав их из коробки на столе. Строители, за дело!

(Педагог наблюдает за работой детей, подсказывает в случае затруднений).

Какие отличные домики получились! Гости из сказочной страны, вам понравились наши домики? Дети, давайте мы поможем им там поселиться! Давайте подумаем, как это можно аккуратно сделать! В сказочной стране домики станут настоящими, и наши гости смогут заходить через дверь, а сейчас поможем гостям! (Дети помещают гостей-игрушек в домики, аккуратно приподнимая крышу или сам домик).

Давайте прочитаем заклинание, которое поможет нашим гостям вернуться в сказочную страну! Оно написано в записке: нужно закрыть стол с домиками тканью, и пройти мимо стола хороводом, говоря такие слова: «Я в волшебную стану свою помощь протяну. Чумба, тримба, рапифиз, наше волшебство свершись!», а потом нужно присесть, зажмуриться, закрыть руками уши и сказать «ш-ш- шшшшшш» (дети выполняют движения, воспитатель убирает домики и кладет под ткань письмо).

Поглядите-ка, письмо! Посмотрим, что там! «Дорогие ребята, спасибо, вы так нам помогли! У нас теперь красивые новые деревянные домики! Посмотрите!» и фотография… (на фотографии эти персонажи на фоне красивых домиков тех же цветов, которые мы лепили).

Ура! Волшебство сработало! У жителей сказочной волшебной страны теперь есть домики! Спасибо вам, ребята! Вы строители, помощники, и просто веселые добрые люди!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroiteli_derevyannyh_domov.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ФЦКМ «Строители деревянных домов» для детей подготовительной группы

Цели: Закрепить знания детей о профессии строителя и строительстве деревянного дома.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о профессии строителя и плотника, закрепить знания о строительстве деревянного дома, активизировать словарь словами «плотник, бревна, пазы, фундамент, маляр, стекольщик, черепица, шифер». Закрепить умение пользоваться условной меркой, умение сравнивать и отбирать подходящие по размеру прямоугольники. Дать навык строительства «домика» из пластилиновых «бревен», проделывая в них пазы стекой.

Развивающие: Развивать умение детей общаться, выполняя задание в команде, договариваться, советовать сверстникам. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей.

Воспитательные: Воспитывать уважение к профессии строителя, воспитывать сочувствие к игровым персонажам, желание помочь им.

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: игрушки из киндер-сюрпризов («жители сказочной страны» (4 шт, пластилин по 8 пластин на стол одного цвета (синего, красного, зеленого и желтого цветов, доски для лепки, стеки, полоска картона на каждого ребенка – условная мерка для измерения длины и ширины пластилиновых «бревнышек», 4 коробки, в которых лежат картонные прямоугольники разных размеров фиолетового, оранжевого, бордового, темно-зеленого цвета, «первое письмо жителей сказочной страны» (крупный картонный конверт,схема группы с отмеченными местами, где спрятаны игрушки, «разорванная записка»«второе письмо жителей волшебной страны», фотография коллажа – фигурки персонажей на фоне распечатанных красивых домиков соответствующих цветов. Интерактивная доска с подбором картинок соответствующих ответам на загадки и вопросы о строителях.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в сборниках русских народных сказок («избушки»). Просмотр компьютерной презентации «Строительство деревянного дома». Просмотр мультфильмов «Три поросенка»«Кошкин дом»«Под одной крышей».

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети! Смотрите, на подоконнике какое-то письмо! Кажется, я видела ворону, которая крутилась сегодня утром у нашего открытого окна. Наверно, это она принесла письмо. Давайте прочитаем: «Помогите! Помогите! Мы жители волшебной страны. Злая волшебница напала на нас, спилила наши деревья, сломала наши каменные домики, нас самих превратила в игрушки! Просим, пожалуйста, помогите нам! У нас в стране уцелел только один маленький волшебник, у него был волшебный компас, и его стрелка указала на ваш садик! Только вы можете нам помочь. Маленький волшебник превратится в ворону и отнесет письмо, а вы найдите нас по схеме, прилагающейся к письму. Рядом с нами будет записка, что делать дальше. Искать нас по схеме может только тот, у кого в имени есть звук «а» и «л». А вот и схема. Как нам понять, кто будет искать наших гостей?

- (Дети решают, что искать может Лиза, Леша или Лена и выбирают одного из детей считалкой.

- Выбранный ребенок ищет в указанном по схеме месте. Находит персонажей, и рядом с ними разорванную на несколько частей записку.

- Дети самостоятельно догадываются сложить записку).

«Дорогие дети! Мы просим вас самих изготовить нам домики из пластилиновых бревен и картона. Когда мы вернемся в волшебную страну, домики станут настоящими. Только делать их нужно, как настоящие строители строят деревянные дома, тогда спиленные злой волшебницей деревья превратятся в бревнышки в стенах наших домов.

Вот секретное заклинание чтобы вернуть нас: нас нужно поместить внутрь сделанных вами домиков, закрыть стол с домиками тканью, и пройти мимо стола хороводом, говоря такие слова: «Я в волшебную страну свою помощь протяну. Чумба, тримба, рапифиз, наше волшебство свершись!», а потом нужно присесть, зажмуриться, закрыть руками уши и сказать «ш-ш- шшшшшш»». Что скажете? Сможем мы помочь нашим гостям? Давайте вспомним, как строится деревянный дом. Давайте отгадаем загадки: (Ответы на загадки и вопросы сопровождаются показом соответствующей картинки на интерактивной доске):

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Кто же это делает

Рамы и полы?

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник)

Этот кто-то строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери. (Архитектор)

Есть у мастера сноровка –

Водит кистью очень ловко.

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой. (Маляр)

Кто строит дома – любые? (Строители). Кто строит именно деревянные дома, и может изготовить деревянную мебель? (Плотник). С чего начинается строительство? (с фундамента). Что прорубает плотник в бревне, чтобы положить другое бревно? (Пазы). Чем кроют крыши? (Досками, черепицей, шифером). Кто вставляет стекла в окна? (Стекольщик). Что находится между комнатой и крышей? (Чердак).

Вот молодцы! Вы все знаете! Давайте выйдем на середину группы и зарядимся немножко силой и бодростью перед работой.

Физминутка «Строители» (Дети выполняют движения по тексту)

У нас горячая пора

Мы строим новый дом с утра.

Сначала пилим бревна,

Отпиливаем ровно. (Движения руками вперед-назад)

Потом скорей за топоры –

Избавим бревна от коры. (Махи сложенными вместе рукам сверху вниз)

Вот мы берем с земли бревно

И складываем стены. (Наклоны)

Следим за тем, чтоб наклонясь

Нам не сгибать колени!

До нашей крыши не достать!

Здесь лестницу нам нужно взять. (Потягивания)

Подаем черепицу для крыши. (Приседания)

А наш дом-то все выше и выше!

Вот и готов наш чудо-дом!

Откроем дверь да и зайдем. (Отводим в стороны сложенные вместе руки, имитируя открывание двери с усилием)

И скажут все спасибо нам,

Строителям и мастерам.

Строители и плотники,

Отличные работники! (Ходьба на месте с хлопками над головой).

Вот мы снова сильные, бодрые и готовы приступить к труду. Работать будем командами – по 4 человека, это как раз один стол. Будем делать бревнышки и пазы в них и соединять в общий домик.

Посмотрите, у вас на столах лежит пластилин и картонная полоска. Это условная мерка, ее длина – длина нашего бревнышка, и ширина тоже. Так же на полоске синим цветом отмечено место, где на наших бревнышках мы будем делать пазы – углубления, куда вставляется следующее бревнышко.

То есть, мы скатываем из пластилина бревнышко, соответствующее нашей мерке, прикладывая мерку, отмечаем стекой паз и неглубоко прорезаем его стекой. (Педагог показывает последовательность работы на своем кусочке пластилина). Какие инструменты заменит нам стека? (Ответы детей: топор и пилу). Когда каждый сделает по бревнышку, положим два бревнышка пазами вверх, и в эти углубления положим следующие два бревнышка. Так и построим стенки домика. Крышу сделаем из кусочка картона, двери и окна тоже из кусочков картона, выбрав их из коробки на столе. Строители, за дело!

(Педагог наблюдает за работой детей, подсказывает в случае затруднений).

Какие отличные домики получились! Гости из сказочной страны, вам понравились наши домики? Дети, давайте мы поможем им там поселиться! Давайте подумаем, как это можно аккуратно сделать! В сказочной стране домики станут настоящими, и наши гости смогут заходить через дверь, а сейчас поможем гостям! (Дети помещают гостей-игрушек в домики, аккуратно приподнимая крышу или сам домик).

Давайте прочитаем заклинание, которое поможет нашим гостям вернуться в сказочную страну! Оно написано в записке: нужно закрыть стол с домиками тканью, и пройти мимо стола хороводом, говоря такие слова: «Я в волшебную стану свою помощь протяну. Чумба, тримба, рапифиз, наше волшебство свершись!», а потом нужно присесть, зажмуриться, закрыть руками уши и сказать «ш-ш- шшшшшш» (дети выполняют движения, воспитатель убирает домики и кладет под ткань письмо).

Поглядите-ка, письмо! Посмотрим, что там! «Дорогие ребята, спасибо, вы так нам помогли! У нас теперь красивые новые деревянные домики! Посмотрите!» и фотография… (на фотографии эти персонажи на фоне красивых домиков тех же цветов, которые мы лепили).

Ура! Волшебство сработало! У жителей сказочной волшебной страны теперь есть домики! Спасибо вам, ребята! Вы строители, помощники, и просто веселые добрые люди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревянный строитель у вас дома, и его роль в развитие вашего ребенка.

Деревянный строитель - таит в себе огромные возможности, развития неповторимой индивидуальности вашего ребенка. Советы о том как использовать его в семье....

конспект занятия по ФЦКМ "Один дома"

дети познакомятся с опасными предметами, с тем как нужно вести себя дома в отсутствии родителей; отгадают загадки по теме....

Проект сюжетно - ролевой игры комбинированного вида. Старшая группа. «Строители дома», «Обед в кафе».

Цель проекта:1.Создание условий.  Учить детей разнообразным действиям, отражающим труд строителей , повара, продавца, врача. Развивать умение использовать в играх  предметы - заменители.2.Ра...

Совместная образовательная деятельность группа раннего возраста Тема: «Ой, ребята, помогите, башню строить научите» (наборы крупного мягкого модуля, деревянного строителя).

Совместная образовательная деятельностьгруппа раннего возрастаТема: «Ой, ребята, помогите, башню строить научите» (наборы крупного мягкого модуля, деревянного строителя). Виды детской...

Презентация "Дома нашего села и деревянная резьба"

Деревянная резьба появилась в Камешкире в 20-30-х годах прошлого века. Но распространилась за эти десятилетия так широко, что почти каждым домом в селе можно стоять и любоваться....

Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "

Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений  деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "...