Парциальная программа дополнительного образования познавательной направленности "Фиксики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как кружковую работу в группе или внедрить, как дополнительное платное образование старших дошкольников в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №24 города Благовещенска»

Дополнительная парциальная программа познавательной и научно-технической направленности

 «Фиксики».

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1учебный год (ноябрь – май)

Составитель:

воспиатель МАОУ

 «Школа №24 города Благовещенска»

 Петрова О.А

г.Благовещенск, 2020 год

Пояснительная записка.

Программа «ФИКСИКИ» дополнительного образования дошкольников направлена на формирование научно- технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству. Уровень освоения программы - ознакомительный уровень.

Программа создана для детей 6-7 лет; срок освоения программы 1год;

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ребенку необходимо в дошкольном учреждении овладеть основами, которые формируют предпосылки к учебной деятельности. В первую очередь важна инициатива и самостоятельность, когда ребенок способен выбирать себе род занятий и партнеров, умеет организовывать свою деятельность, умеет воплощать свои замыслы. Актуальность программы состоит в том, что для успешного обучения в школе, понимания учебного материала, обучение по программе «ФИКСИКИ»помогает сформировать у дошкольников следующие составляющих мышления:

элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенного и др. ;

Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются уверенность в себе и своих силах, положительное отношение к себе и к другим, умение подчиняться нормам и правилам. Так же развивается воображение и творчество, крупная и мелкая моторика, любознательность и склонность к экспериментированию, наблюдению, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления.

 Программа «ФИКСИКИ» отвечает концепции модернизации российской системы образования, где подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Цель программы: формирование научно-технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству.

Задачи:

Обучающие:

— развивать познавательную компетентность у детей;

— развивать организаторскую компетентность.

— развивать умение пользоваться простейшими инструментами

— способствовать развитию конструкторской деятельности

— развивать твёрдость руки, технические навыки

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

— формировать потребность в самоорганизации, аккуратность

— трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.

Развивающие:

— развивать логическое и техническое мышление;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не требует предварительной подготовки. Продолжительность программы- 1 год обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю и проводятся группой по 10-12 человек и строятся на следующих принципах:

Доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Поэтапность (последовательность);

Динамичность (от простого к сложному).

Ожидаемые результаты к концу года у детей:

Сформируется интерес к творческой инженерно-технической деятельности;

Научатся читать схемы и реализовывать их в пространстве;

Научатся оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений;

Научатся конструировать и моделировать объекты, опираясь на их графические изображения:

Научатся проводить элементарные опыты и эксперименты

Повысится уровень активности и инициативности детей;

Повысится уровень готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

2. Содержание программы

2.1. Учебно – тематический план

2.2. Содержание учебного плана

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение выставок, фотоотчет.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Как основному методу обучения дошкольников, преимущество отдаётся игре, творчеству и экспериментированию. Особое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

Методическое обеспечение программы:

Конструкторы: ЛЕГО (мелкий и крупный)

Конструктор: «Томик»

Конструктор ТИКО: «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Школьник»

Бумага, карандаши, наклейки

Альбомы схем и чертежей.

Учебный план на 2020-2021 год

Месяц

Темаический раздел

Количество в неделю (месяц)

Продолжительность

одного занятия

30 мин.

сентябрь

-

-

-

октябрь

Сбор документов (договора)

Входная диагностика

-

-

ноябрь

«Фикси – лаборатория»

2(8)

1 ч (4 час.)

декабрь

«Планета Железяка»

2(7)

1 ч (3ч30 мин.)

январь

«Спички – детям не игрушка!»

2(5)

1 ч (2ч30 мин.)

февраль

«Наши помощники»

2(8)

1 ч (4 час.)

март

«ЛЕГО- мастерская»

2(8)

1 ч (4 час.)

апрель

«В гостях у Бумки»

2(8)

1 ч (4 час.)

май

«Знакомство с Компиком»

2(8)

1 ч (4 час.)

май

Итоговая диагностика.

всего

52

26 час.

Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования дошкольников «Фиксики» в  МАОУ «Школа №24  города Благовещенска».

Тема

Длительность мин.

          Содержание

«ФИКСИ-ЛАБОРАТОРИЯ» (НОЯБРЬ)

1

«Удивительное рядом!» Знакомство с фиксиками.

30

Развлечение

2

Опыт с водой «Плавающее яйцо»

30

эксперимент

3

«Дело о двух апельсинах»

30

эксперимент

4

Опыт с водой  и карандашами «Динозаврик»

30

эксперимент

5

Опыт «Разноцветный дождь. Радуга.Разноцветная капуста»»

30

эксперимент

6

«Пенный фонтан»

30

эксперимент

7

«Волшебница вода» (всасывание в стакан)

30

эксперимент

8

«Надувание шара на бутылке»

30

эксперимент

«Фиксики на Планете Железяка» (ДЕКАБРЬ)

1

Магнит и его свойства. Эксперимент со скрепками

30

опыт, рисование скрепками

2

Игра с магнитом «На поиски сокровищ»

30

поисково – исследовательская деятельность по карте

3

Опыт «Образование ржавчины на гвозде»

30

эксперимент

4

«В гостях у Самоделкина»

Игры с железным конструктором

30

конструирование

5

Опыт «Примагничивание спички»

30

эксперимент

6

Магнит и его свойства.

 «На помощь к лягушонку. Очистим пруд»

30

Игра-забава.

Просмотр м/ф «Магнит»

7

«Компас».

30

Поисковая деятельность. Просмотр мультфильма «Компас» из серии «Фиксики»

«Спички – детям не игрушка!» (ЯНВАРЬ)

1

«Спиртовая горелка».

30

Поисково-исследовательская деятельность. Изготовление горелки.

2

«Апельсин и Свеча» -рождественская сказка. Горение эфирных масел.

30

Рассказывание сказки. Эксперимент

3

«Фокус – покус» (достать монету не трогая спичку)

30

эксперимент

4

«Шар, огонь и вода»

30

эксперимент, игры с воздушными шарами

5

«Плавающая свеча»

30

эксперимент

«Наши помощники» (ФЕВРАЛЬ)

1

«Электрочайник»

30

Поисковая, м/ф

2

«Утюг»

30

Поисковая, м/ф

3

«Фен»

30

Поисковая, м/ф

4

«Ночник»

30

Поисковая, м/ф

5

«Мясорубка»

30

Поисковая, м/ф

6

«Весы»

30

Поисковая, м/ф

7

«Часы»

30

Поисковая, м/ф

8

«Лупа»

30

Поисковая, м/ф

«ЛЕГО – мастерская» (МАРТ)

1

«ЛЕГО – картина»

30

конструирование

2

«Забавные животные»

30

конструирование

3

«Робот»

30

конструирование

4

«Машина»

30

конструирование

5

«Дом для киндер -игрушки»

30

конструирование

6

«Веселые ЛЕГО-соревнования»

30

досуг

7

«Плывут корабли»

30

конструирование, м/ф

8

Строительство по замыслу

30

конструирование,м/ф

«В  ГОСТЯХ У БУМКИ» (АПРЕЛЬ)

1

«Свойства бумаги».

30

эксперимент. Рисование «Портрет фиксика»

2

«Помогатор для инструментов»

30

конструирование из бумаги по шаблону

3

«Самолет»

30

оригами

4

«Ракета»

30

оригами

5

«Кошелек»

30

оригами

6

«Птица»

30

оригами

7

«Лодочка»

30

оригами

8

«Автобус»

30

конструирование из бумажных коробок

«ЗНАКОМСТВО с КОМПИКОМ» (МАЙ)

1

«Компик и его соседи». Правила техники безопасности.

30

поисково-исследовательская деятельность, м/ф

2

«Симка и Мышь»

30

поисково-исследовательская деятельность, м/ф

3

«Путешествие Нолика по клавиатуре»

30

поисково-исследовательская деятельность, м/ф

4

«Принтер»

30

поисково-исследовательская деятельность,  раскраски, м/ф

5

«Веселые рисовалки»

30

работа в программе

6

«Музей фиксиков»

30

выставка работ

7

Викторина «Знатоки компьютера»

30

викторина

8

Праздник «До новых встреч, фиксики!»

30

итоговое мероприятие, досуг, презентация для детей и родителей «Наши веселые приключения с фиксиками».

Всего:  52  занятия, 26 час

Список литературы:

М. С. Аромштам, О. В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

Золотарева А. В., Терещук М. Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ»/ / Москва, Аркти, 2013.

Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Издательство Юрайт, 2017

Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста»//Москва, Форум, 2012.

Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Российский университет дружбы народов, 2013.

Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г. №3

Брофман В. В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001

Никитин Б. П. «Ступеньки творчества» - Москва, Самокат, 2017

Приложение №1

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Педагогическая диагностика(мониторинг) уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 6 -7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/p/PUJRXyeYkCN9fS3E8utHBKcv5aGhbAsiql12nwDT6O/slide-33.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

Aвторизованная парциальная программа дополнительного образования "Детство с французским языком"

Обучение иноязычной культуре является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом закладывается фундаме...

Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет

Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интер...

Парциальная программа дополнительного образования «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию

Воспитание начала гражданственности на основе формирования у детей дошкольного возраста представлений  о русской национальной культуре...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 – 7 ЛЕТ) «Lego КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Осн...

Парциальная программа дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к русской культуре «Русская изба»

Программа представлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формированию национальной памяти, развитию творческой личнос...

Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Цель кружка:    -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...