Парциальная программа дополнительного образования познавательной направленности "Фиксики"
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как кружковую работу в группе или внедрить, как дополнительное платное образование старших дошкольников в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/programma_fiksiki.docx | 229.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №24 города Благовещенска»
Дополнительная парциальная программа познавательной и научно-технической направленности
«Фиксики».
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1учебный год (ноябрь – май)
Составитель:
воспиатель МАОУ
«Школа №24 города Благовещенска»
Петрова О.А
г.Благовещенск, 2020 год
Пояснительная записка.
Программа «ФИКСИКИ» дополнительного образования дошкольников направлена на формирование научно- технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству. Уровень освоения программы - ознакомительный уровень.
Программа создана для детей 6-7 лет; срок освоения программы 1год;
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ребенку необходимо в дошкольном учреждении овладеть основами, которые формируют предпосылки к учебной деятельности. В первую очередь важна инициатива и самостоятельность, когда ребенок способен выбирать себе род занятий и партнеров, умеет организовывать свою деятельность, умеет воплощать свои замыслы. Актуальность программы состоит в том, что для успешного обучения в школе, понимания учебного материала, обучение по программе «ФИКСИКИ»помогает сформировать у дошкольников следующие составляющих мышления:
элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенного и др. ;
Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются уверенность в себе и своих силах, положительное отношение к себе и к другим, умение подчиняться нормам и правилам. Так же развивается воображение и творчество, крупная и мелкая моторика, любознательность и склонность к экспериментированию, наблюдению, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления.
Программа «ФИКСИКИ» отвечает концепции модернизации российской системы образования, где подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Цель программы: формирование научно-технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
— развивать познавательную компетентность у детей;
— развивать организаторскую компетентность.
— развивать умение пользоваться простейшими инструментами
— способствовать развитию конструкторской деятельности
— развивать твёрдость руки, технические навыки
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
— формировать потребность в самоорганизации, аккуратность
— трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.
Развивающие:
— развивать логическое и техническое мышление;
— развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не требует предварительной подготовки. Продолжительность программы- 1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю и проводятся группой по 10-12 человек и строятся на следующих принципах:
Доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Поэтапность (последовательность);
Динамичность (от простого к сложному).
Ожидаемые результаты к концу года у детей:
Сформируется интерес к творческой инженерно-технической деятельности;
Научатся читать схемы и реализовывать их в пространстве;
Научатся оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений;
Научатся конструировать и моделировать объекты, опираясь на их графические изображения:
Научатся проводить элементарные опыты и эксперименты
Повысится уровень активности и инициативности детей;
Повысится уровень готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
2. Содержание программы
2.1. Учебно – тематический план
2.2. Содержание учебного плана
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение выставок, фотоотчет.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Как основному методу обучения дошкольников, преимущество отдаётся игре, творчеству и экспериментированию. Особое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
Методическое обеспечение программы:
Конструкторы: ЛЕГО (мелкий и крупный)
Конструктор: «Томик»
Конструктор ТИКО: «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Школьник»
Бумага, карандаши, наклейки
Альбомы схем и чертежей.
Учебный план на 2020-2021 год
Месяц | Темаический раздел | Количество в неделю (месяц) | Продолжительность одного занятия 30 мин. |
сентябрь | - | - | - |
октябрь | Сбор документов (договора) Входная диагностика | - | - |
ноябрь | «Фикси – лаборатория» | 2(8) | 1 ч (4 час.) |
декабрь | «Планета Железяка» | 2(7) | 1 ч (3ч30 мин.) |
январь | «Спички – детям не игрушка!» | 2(5) | 1 ч (2ч30 мин.) |
февраль | «Наши помощники» | 2(8) | 1 ч (4 час.) |
март | «ЛЕГО- мастерская» | 2(8) | 1 ч (4 час.) |
апрель | «В гостях у Бумки» | 2(8) | 1 ч (4 час.) |
май | «Знакомство с Компиком» | 2(8) | 1 ч (4 час.) |
май | Итоговая диагностика. | ||
всего | 52 | 26 час. |
Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования дошкольников «Фиксики» в МАОУ «Школа №24 города Благовещенска».
№ | Тема | Длительность мин. | Содержание |
«ФИКСИ-ЛАБОРАТОРИЯ» (НОЯБРЬ) | |||
1 | «Удивительное рядом!» Знакомство с фиксиками. | 30 | Развлечение |
2 | Опыт с водой «Плавающее яйцо» | 30 | эксперимент |
3 | «Дело о двух апельсинах» | 30 | эксперимент |
4 | Опыт с водой и карандашами «Динозаврик» | 30 | эксперимент |
5 | Опыт «Разноцветный дождь. Радуга.Разноцветная капуста»» | 30 | эксперимент |
6 | «Пенный фонтан» | 30 | эксперимент |
7 | «Волшебница вода» (всасывание в стакан) | 30 | эксперимент |
8 | «Надувание шара на бутылке» | 30 | эксперимент |
«Фиксики на Планете Железяка» (ДЕКАБРЬ) | |||
1 | Магнит и его свойства. Эксперимент со скрепками | 30 | опыт, рисование скрепками |
2 | Игра с магнитом «На поиски сокровищ» | 30 | поисково – исследовательская деятельность по карте |
3 | Опыт «Образование ржавчины на гвозде» | 30 | эксперимент |
4 | «В гостях у Самоделкина» Игры с железным конструктором | 30 | конструирование |
5 | Опыт «Примагничивание спички» | 30 | эксперимент |
6 | Магнит и его свойства. «На помощь к лягушонку. Очистим пруд» | 30 | Игра-забава. Просмотр м/ф «Магнит» |
7 | «Компас». | 30 | Поисковая деятельность. Просмотр мультфильма «Компас» из серии «Фиксики» |
«Спички – детям не игрушка!» (ЯНВАРЬ) | |||
1 | «Спиртовая горелка». | 30 | Поисково-исследовательская деятельность. Изготовление горелки. |
2 | «Апельсин и Свеча» -рождественская сказка. Горение эфирных масел. | 30 | Рассказывание сказки. Эксперимент |
3 | «Фокус – покус» (достать монету не трогая спичку) | 30 | эксперимент |
4 | «Шар, огонь и вода» | 30 | эксперимент, игры с воздушными шарами |
5 | «Плавающая свеча» | 30 | эксперимент |
«Наши помощники» (ФЕВРАЛЬ) | |||
1 | «Электрочайник» | 30 | Поисковая, м/ф |
2 | «Утюг» | 30 | Поисковая, м/ф |
3 | «Фен» | 30 | Поисковая, м/ф |
4 | «Ночник» | 30 | Поисковая, м/ф |
5 | «Мясорубка» | 30 | Поисковая, м/ф |
6 | «Весы» | 30 | Поисковая, м/ф |
7 | «Часы» | 30 | Поисковая, м/ф |
8 | «Лупа» | 30 | Поисковая, м/ф |
«ЛЕГО – мастерская» (МАРТ) | |||
1 | «ЛЕГО – картина» | 30 | конструирование |
2 | «Забавные животные» | 30 | конструирование |
3 | «Робот» | 30 | конструирование |
4 | «Машина» | 30 | конструирование |
5 | «Дом для киндер -игрушки» | 30 | конструирование |
6 | «Веселые ЛЕГО-соревнования» | 30 | досуг |
7 | «Плывут корабли» | 30 | конструирование, м/ф |
8 | Строительство по замыслу | 30 | конструирование,м/ф |
«В ГОСТЯХ У БУМКИ» (АПРЕЛЬ) | |||
1 | «Свойства бумаги». | 30 | эксперимент. Рисование «Портрет фиксика» |
2 | «Помогатор для инструментов» | 30 | конструирование из бумаги по шаблону |
3 | «Самолет» | 30 | оригами |
4 | «Ракета» | 30 | оригами |
5 | «Кошелек» | 30 | оригами |
6 | «Птица» | 30 | оригами |
7 | «Лодочка» | 30 | оригами |
8 | «Автобус» | 30 | конструирование из бумажных коробок |
«ЗНАКОМСТВО с КОМПИКОМ» (МАЙ) | |||
1 | «Компик и его соседи». Правила техники безопасности. | 30 | поисково-исследовательская деятельность, м/ф |
2 | «Симка и Мышь» | 30 | поисково-исследовательская деятельность, м/ф |
3 | «Путешествие Нолика по клавиатуре» | 30 | поисково-исследовательская деятельность, м/ф |
4 | «Принтер» | 30 | поисково-исследовательская деятельность, раскраски, м/ф |
5 | «Веселые рисовалки» | 30 | работа в программе |
6 | «Музей фиксиков» | 30 | выставка работ |
7 | Викторина «Знатоки компьютера» | 30 | викторина |
8 | Праздник «До новых встреч, фиксики!» | 30 | итоговое мероприятие, досуг, презентация для детей и родителей «Наши веселые приключения с фиксиками». |
Всего: 52 занятия, 26 час
Список литературы:
М. С. Аромштам, О. В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
Золотарева А. В., Терещук М. Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ»/ / Москва, Аркти, 2013.
Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Издательство Юрайт, 2017
Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста»//Москва, Форум, 2012.
Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Российский университет дружбы народов, 2013.
Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г. №3
Брофман В. В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества» - Москва, Самокат, 2017
Приложение №1
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Педагогическая диагностика(мониторинг) уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...
Aвторизованная парциальная программа дополнительного образования "Детство с французским языком"
Обучение иноязычной культуре является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом закладывается фундаме...
Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет
Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интер...
Парциальная программа дополнительного образования «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию
Воспитание начала гражданственности на основе формирования у детей дошкольного возраста представлений о русской национальной культуре...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 – 7 ЛЕТ) «Lego КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Осн...
Парциальная программа дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к русской культуре «Русская изба»
Программа представлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формированию национальной памяти, развитию творческой личнос...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Цель кружка: -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...