РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Костенко Оксана Викторовна

Определяющим моментом в успешном решении задач по развитию речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий. Мы на практике используем робототехнические проекты, как эффективное средство познавательно-речевого развития детей.

В ходе робототехнических проектов дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostenko_kryukova_statya.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Костенко О. В.

Крюкова Н. В.

МБДОУ д/с №53 г. Белгород

Аннотация

Определяющим моментом в успешном решении задач по развитию речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий. Мы на практике используем робототехнические проекты, как эффективное средство познавательно-речевого развития детей.

В ходе робототехнических проектов дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного развития.

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Даже в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

Определяющим моментом в успешном решении задач по развитию речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые не только бы соответствовали возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности обучения дошкольников.

В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с отставаниями и нарушениями в развитии речи детей от их возрастных нормативов. Можно наблюдать комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, или замкнутость на себе и собственных интересах.

По мнению ученого Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то,
что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него
познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в
жизни. А один известный американский ученый метко сказал, что если человек не в состоянии управлять своей речью, то не стоит надеяться и на свой ум. Мы на практике используем робототехнические проекты, как эффективное средство познавательно-речевого развития детей.

В ходе робототехнических проектов дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного развития. Особенностью робототехнических проектов в детском саду является то, что дети еще не готовы самостоятельно найти противоречия в окружающем, определить проблему и замысел. Поэтому мы стараемся создавать робототехнические проекты, которые носят характер сотрудничества.

Робототехнические проекты помогают компенсировать проблему дефицита общения, а также становятся эффективным средством речевого развития дошкольников.

В современном образовании большую популярность получают такие соревнования как: спринты, батлы среди детей дошкольного возраста, в том числе и ИКаРенок, где происходит защита робототехнических и инженерных проектов. Робототехнические проекты позволяют каждому дошкольнику показать себя, повышают познавательный интерес и раскрепощают детей. При разработке идеи проекта следует задуматься о его воплощении в будущем, а также вреде или пользе, который он может нести.

Мы часто используем в своей работе робототехнические проекты, связанные с лего конструированием и программированием: «Робот помощник Швец», «Русская печь: прошлое и настоящее», «Космический гид». Проект с использованием конструктора лего, способствует не только активному развитию навыков инженерно-технического творчества, но и развитию речи у детей.

Работа с конструктором предполагает работу руками, требует координации и ловкости движений. А ловкие пальцы ребенка это всего лишь условие развития детского мышления и речи. В этом и есть секрет успеха. Конструирование позволяет обогащать речь детей новыми словами (формы, названия материалов, деталей и их характеристики). Мы учим применять эти понятия в речи, составлять описательные рассказы о постройке, сделанной для проекта. Навыки грамотной речи позволяют ребенку стать более успешным в среде сверстников, при этом повышается его самооценка.

Очень часто при презентации робототехнических проектах требуется презентовать инженерную книгу. Инженерная книга – это подробное описание этапов работы над проектом, в том числе описание конструкций и программ работы каждого модуля и проекта в целом. В детском саду инженерная книга создается, в тесной взаимосвязи детей, их родителей и педагогов. Однако дети понимают, что проект создается по некоторому плану и описывается.

Инженерная книга должна содержать:

1.Инженерный раздел. В этом разделе содержится описание проекта с инженерной точки. Данный этап робототехнического проекта позволяет решить:

- коммуникативные задачи: умений договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения;

 - речевые задачи: развитие диалогической речи, умение задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в разговоре, соблюдая правила общения.

 2.Пояснительную записку, то есть актуальность проекта. При этом важно делать упор не столько на актуальность лего-конструирования для дошкольников, сколько актуальность конкретной темы робототехнического проекта (например, изучение устройства печи в прошлом и представлений о современных городских печах; об истории развития космонавтики и т.д.). Важно обозначить цель и задачи проекта.

Также в пояснительной записке описывается предварительная работа по робототехническому проекту, которая может включать:

- чтение энциклопедий, рассказов по данной теме;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии на заводы и музеи;

- сюжетно-ролевые игры.

3.История робототехнического проекта. В данном разделе происходит описание предварительной работы: с дошкольниками обсуждаются, какие мероприятия проходили, где были дети, что видели. Здесь желательно как можно больше показывать иллюстраций и фотографий, чтобы дети описывали свои эмоции, анализировали, и таким образом пришли бы к идее реализации робототехнического проекта.

Содержание двух данных этапов проекта позволяет обогатить и активизировать словарь детей за счет пополнения новых эмоций и чувств, оттенков настроения, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество. Развитие связной речи, где дошкольники составляют описательные и повествовательные рассказы, когда описывают свои стенгазеты и фотоколлажи; пересказывают изученное или услышанное.

4. Реализация робототехнического проекта. Данный раздел посвящен описанию процесса разработки, ее конструирование и если необходимо программирование.

На данном, заключительном этапе робототехнического проекта идет обобщение и создание продукта детской деятельности и его публичная презентация. Результатом любого творческого проекта с конструктором лего выступает готовая постройка, защита проекта и инженерная книга.  Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного или подгруппового взаимодействия, умения публичной презентации. Решаются задачи развития речевого творчества дошкольников, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. 

Таким образом, в ходе проделанной работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились отстаивать свое мнение, используя развернутые ответы. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта, и стала грамматически правильной. Сформировалась потребность узнать что-то новое и делиться этим со сверстниками и взрослыми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

Мы пришли к выводу, что использование робототехнических проектов детьми дошкольного возраста положительно влияет на развитие речи и обеспечивает тесное сотрудничество детей и взрослых. Участие в робототехнических проектах дало возможность развивать у наших дошкольников внутреннюю активность, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование  современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....

Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...