1.Пояснительная записка. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В силу своей универсальности LEGO -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Занятия в данном кружке проходят с группой детей (15 человек) периодичностью одно занятие в неделю во второй половине дня.Данный кружок является неотъемлемым компонентом вариативной части рабочей программы. 1.1.Цель: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием. 1.2.Задачи: Обучающие: -содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого; -создать условия для овладения основами конструирования; -способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. Развивающие: -создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; -способствовать развитию творческой активности ребёнка; -способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. Воспитательные: -содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; -содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль); -создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
2.Предполагаемые результаты. В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать: - основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности); - простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма); - виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; - технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. Уметь: - осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); - конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; - конструировать по образцу; - с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел. Основная форма проведения занятий – практикум. Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий. - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; - работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки; - самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; - коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: • организация выставки работ.
3.Комлексно-тематическое планирование. Сентябрь. Тема | Цель | 1.Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. | Познакомить с lego – конструктором (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик и т.д.), способом сцепления деталей (сборка длинной и короткой змейки». Закрепить знание цвета и форм.
| 2.Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. |
Октябрь. 1.Пирамидка и башенка. | Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору. | 2.Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Ноябрь. Мостик. | Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга | Красивые рыбки. | Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей. |
Декабрь Мы с тобой построим дом! | Учить строить дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. | Мебель. | Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Январь Мы едем в зоопарк. Слон. | Учить строить слона. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка. | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Февраль Грузовая машина. | Учить сооружать конструкцию по графической модели 4 соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах. | Корабли. | Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек. |
Март Самолет. | Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество. | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Апрель Ракета | Дать обобщенное представление о ракетах, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек. | Грузовая машина с прицепом | Продолжать учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах. |
Май Разные профессии | Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | Итоговое | Выполнение проектов по замыслу |
|
|