Образовательная программа "LEGO-конструирование"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Использование LEGO -технологии в системе дополнительного образования в учреждении является актуальным:
- прослеживается принцип интеграции образовательных областей;
- конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
- основой образовательного процесса с использованием LEGO -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Использование LEGO -технологии в учреждении позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "LEGO-конструирование" | 406.47 КБ |
Предварительный просмотр:
I. | Целевой раздел. | 3 |
Пояснительная записка. | 3 | |
1.1 | Цели и задачи реализации Программы. | 4 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы. | 4-5 |
1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы | 5-6 |
II. | Содержательный раздел Программы. | 6 |
2.1 | Описание познавательно - исследовательской деятельности детей в соответствии с образовательной областью «Познавательное развитие» | 6-7 |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей | 7-8 |
2.3 | Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; | 8-9 |
2.4 | Описание способов и направлений поддержки детской инициативы | 9 |
2.5 | Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
| 9-10 |
2.6 | Описание иных характеристик содержания программы наиболее существенных с точки зрения авторов
| 10-11 |
III. | Организационный раздел программы | 11 |
3.1 | Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы | 12 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания | 12 |
3.3. | Описание распорядка и/или режима дня | 12 |
3.4. | Отражение особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий | 12-13 |
3.5. | Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды | 13-14 |
IV. | Дополнительный раздел | 14 |
Краткая презентация программы Список литературы Приложение 1 | 14 15 16 | |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка:
Основные разработчики Программы: Карпова Н.В., Бабушкина Е.А., Подгорная Ю.Н.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ мы планируем реализовывать в образовательной среде с помощью LEGO конструкторов и робототехники.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса позволяет включить детей в систематическую конструкторскую деятельность, что на данном этапе можно считать одним из важнейших условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.
LEGO – причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт». В конце каждого месяца в уголке детского творчества планируется организация тематической выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по конструированию.
Использование данных конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно – игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становление таких важных компонентов деятельности как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Занимаясь, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Использование LEGO -технологии в системе дополнительного образования в учреждении является актуальным:
- прослеживается принцип интеграции образовательных областей;
- конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
- основой образовательного процесса с использованием LEGO -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Использование LEGO -технологии в учреждении позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Образовательная программа «LEGO - конструирование» адресована для детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативным документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Образовательная программа дошкольного образования Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»;
- Устав Уставом МБДОУ № 25, утвержденным распоряжением Администрации г.Канска Красноярского края №911 от 10.06.2015;
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности (№ 8955-л от 09.09.2016) с учетом социального заказа родителей (законных представителей) воспитанников, территориальных особенностей.
Программа предполагает реализацию в форме дополнительной образовательной деятельности.
Программа предназначена для формирования элементарных представлений конструктивно – модельной деятельности, приобщение детей к конструированию, развитию интереса и знакомству с различными видами конструкторов.
Актуальность программы:
Для детей: раскрывает и подготавливает почву для развития технических способностей детей, активизирует мыслительно – речевую деятельность дошкольников, развивает техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольника.
Для воспитателей:
- способствует повышению профессиональной компетентности педагога в сфере внедрения в образовательный процесс современных технологий конструирования и робототехники;
- возможность участия в профессиональных конкурсных мероприятиях «Воспитатель года»
Для родителей:
- повышение родительской компетентности в организации игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
- возможность участия в совместной проектной и игровой деятельности в рамках образовательного процесса МБДОУ.
Для МБДОУ: Внедрение и апробация новых технологий и практик в образовательно-воспитательный процесс.
Для муниципалитета: организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организация в рамках реализации образовательной программы «LEGO -конструирование».
Новизна программы заключается во внедрении конструкторов LEGO в образовательный процесс МБДОУ.
Цель программы: целенаправленное внедрение LEGO – конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ
Задачи:
- Организовать работу по применению LEGO -конструкторов в МБДОУ, начиная со среднего возраста.
- Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO –простые механизмы.
- Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов (указать виды констр) для старшего дошкольного возраста.
- Создать LEGO – центры в группах.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO – технологией.
- Повысить интерес родителей к LEGO -конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
1.2. Программа основывается на следующих принципах:
- Принципы развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
- Принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности , индивидуальные возможности ребенка).
- Принцип непрерывности и системности.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Содержание программы учитывает возрастные, индивидуальные особенности и особые образовательные потребности контингента воспитанников МБДОУ. Наиболее значимое направление образовательного учреждения – коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ (ЗПР, ОНР, ТНР), осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), детей – инвалидов (ДЦП, нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата).
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы в дошкольном возрасте:
- У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предметы , выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением.
- Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия, и творческая инициативность.
- Совершенствованы коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.
- Сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудится, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.
- Сформированы умения собирать и программировать простых ЛЕГО – роботов.
- Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединения, об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.
Планируемые результаты реализации программы для детей с нарушением речи: формирование психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций соответственно возрастными и индивидуальными особенностями.
Мониторинг освоения программы детьми дошкольного возраста на основе карт индивидуального развития Е.Ю. Мишняевой позволит определить качество достигнутых результатов.
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Для воспитателей детского сада LEGO - конструктор является средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
Образовательная область | Область применения LEGO -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей LEGO-конструктора. - формирование первичных представлений: • о себе, других людях, • об объектах окружающего мира, • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование – создание замысла из деталей LEGO-конструктора. - реализация самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно-модельной. |
Речевое развитие | Коррекционно-развивающая работа учителя логопеда, воспитателя Решаются многие задачи обучения: - формируется грамматически правильный строй речи, - расширяется словарный запас; - развиваются коммуникативные навыки, связная речь; - совершенствуется умение обобщать и делать выводы. |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Ребенок 4-5 лет с учетом его индивидуальных особенностей продолжает развивать способность различать и называть строительные детали, развивает умение устанавливать ассоциативные связи и анализировать образцы построек, умеет сооружать постройки, используя разные детали.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа реализуется в форме кружковой деятельности.
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу
по LEGO-конструированию
Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и и индивидуальной работе с использованием таких методов как:
- Наглядный (наблюдение, демонстрация, );
- Словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- Практический метод (инструктаж, работа с технологическими картами);
- Метод творческой деятельности (создание моделей), сбор моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу, эксперимент, элементарный анализ.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера на проявление детьми самостоятельности, свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
2.4. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы
Способы поддержки детской инициативы:
- Обеспечение детям возможности изменения развивающей предметно-пространственной среды, по своему содержанию;
- Создание условий для самостоятельного конструирования;
- Создание условий для свободного выбора участников совместной конструкторской деятельности;
- Поддержка спонтанной конструкторской деятельности детей, ее обогащение, обеспечение времени и пространства;
- Создание различных ситуаций, побуждающих детей проявлять инициативу, активность, совместный поиск решений при конструировании.
2.5. Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.6. Описание иных характеристик содержания программы наиболее существенные с точки зрения авторов
Взаимодействие с социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия имеет вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
3. Организационный раздел программы
3.1. Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы.
Большая роль в эффективности образовательного процесса детского сада отводится материально - техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы | ||
Познавательное развитие | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех» г. Канск | Учебно-методический комплект «Городская жизнь». В состав комплекта входят наборы:
УМК «Городская жизнь» позволяет:
|
3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания
Программы, технологии | Методические пособия и материалы |
LEGO – 4 S |
|
3.3. Описание распорядка дня
Расписание LEGO -конструирования
Возрастная группа | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Средняя группа (20 минут) | 15.30- 15.50 | ||||
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (20 мин) | 15.30- 15.50 |
Распределение нагрузки при организации дополнительной образовательной деятельности по реализации образовательной программы «Лего -конструирование» МБДОУ № 25 осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.
Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности:
- для детей от 4 до 5 лет – от 15 до 20 минут,
При организации занятий статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
3.4. Отражение особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей.
№ | Мероприятие | Месяц |
Город детства | Ноябрь | |
Прогулка в страну LEGO - человечков | Декабрь | |
Зимняя сказка | Январь | |
Выставка «LEGO -техника» | Февраль | |
Мой дом | Март | |
LEGO – квест «Весенняя капель» | Апрель | |
LEGO - GO | Май |
3.5. Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников и развитию познавательного интереса. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает эффективную организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ), сохранение психо-физического здоровья воспитанников.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Волосовец Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего», 2007 год.
- Горбатенко О.Ф. Занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»: учебное пособие.- Волгоград, 2007.
- Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Под ред , О.В.Дыбиной. – М.:Нац.кн.центр, 2015.
- Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий.- М.: Акалис, 1996.- 126 с.: ил. – Серия «Опыт работы практического педагога».
- Корнеичева Е.Е. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа: учебное пособие.- М. Центр педагогического образования, 2013
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Изд. «Учебная литература»: «Федоров», 2010.
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании, - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012
- Юстус Т.И., Дударева А.И., Короткова Ю.А., Кривецкая Е.А., Матвеюк Н.М. «Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду», 2016г.
- www.ФГОС-игра.рф
- www.икар.фгос.рф
- www.LEGO.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...