Робототехника в ДОУ
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Чуборева Любовь Мироновна

Пояснительная записка

Робототехника – одно из передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.

Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в современном мире. В совместной деятельности по робототехники дети знакомятся с законами реального мира, учатся применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, креативность и сообразительность. С одной стороны ребенок увлечен, творческо познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Дополнительная образовательная деятельность на кружке «Роботенок» позволяет детям получить навыки в сфере робототехники и начать программировать перво – роботов. В основе ОД заложен принцип  STEAM (наука, технологии, инжиниринг, математика).

Актуальность LEGO -технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

 - Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

- Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

- Объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Цель: создание условий для развития технического творчества у детей дошкольного возраста средствами конструирования и робототехники.

Изучив работы различных авторов:

Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М.: ИД «Цветной мир», 2015 г.

Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г

Задачи:

Обучающие: Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора Лего.

Развивающие: Содействовать развитию творческих  способностей детей;  Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;  Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:  Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kornilovskie_lego.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Робототехника – одно из передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.

Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в современном мире. В совместной деятельности по робототехники дети знакомятся с законами реального мира, учатся применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, креативность и сообразительность. С одной стороны ребенок увлечен, творческо познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Дополнительная образовательная деятельность на кружке «Роботенок» позволяет детям получить навыки в сфере робототехники и начать программировать перво – роботов. В основе ОД заложен принцип  STEAM (наука, технологии, инжиниринг, математика).

Актуальность LEGO -технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

 - Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

- Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

- Объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Цель: создание условий для развития технического творчества у детей дошкольного возраста средствами конструирования и робототехники.

Изучив работы различных авторов:

Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М.: ИД «Цветной мир», 2015 г.

Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г

Задачи:

Обучающие: Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора Лего.

Развивающие: Содействовать развитию творческих  способностей детей;  Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;  Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:  Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу

Планируемые результаты реализации проекта

Целевые ориентиры для детей:

- ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности,  в строительной игре и конструировании, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и HUNO;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение;

- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

 Целевые ориентиры для родителей:

- Овладение соответствующими техническими умениями и навыками;

- Участие родителей в образовательной деятельности совместно с детьми;

- Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации;

- Правильная оценка творчества ребенка.

Целевые ориентиры для педагогов:

- Создание системы работы с детьми по робототехнике с использованием различных видов конструкторов;

- Повышение профессионального мастерства - обучение педагога LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.

- Сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах творческого – технического воспитания детей посредствам работы по проектам.

Материально – техническое обеспечение

 

Интерактивная доска; ноутбук; проектор;

конструктор ПервоРобот LEGO WeDo.; программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo;

конструктор ПервоРобот LEGO WeDo 2;

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор деревянный (не менее 70 деталей).

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный 2015 - 2016 год

Изучение запросов родителей в вопросах организации дополнительного образования детей

Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.

Изучение научно-методической литературы по вопросам формирования у детей конструктивно-модельной деятельности и развития детского технического творчества.

Разработка содержания проекта: «Роботенок»

Приобретение наборов: конструктор LEGO DUPLO; HUNO MRT; конструктор LEGO CLASSIK;  конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9580, LEGO WEDO 2

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагога.

2 этап. Репродуктивный – основной 2016-2018 г.

Создание условий, способствующих стимулированию развития технического творчества у детей дошкольного возраста

Апробация современных наборов образовательных конструкторов нового поколения:

- Lego Education «Первые конструкции», «Первые механизмы»

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9580, LEGO WEDO 2

-  Консультация «Развитие конструктивно-модельной деятельности

у дошкольников».

- Мастер-класс «Первые шаги в робототехнику».

-  Открытые просмотры, совместные мероприятия

3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический 2018 – 2019 г.

Организация выставки «Дети играют с роботами».

Организация фестиваля технического творчества.

Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на муниципальном уровне, республиканском уровне.

Участие в фестивалях, конкурсах и олимпиадах технического творчества

 Срок реализации проекта по группам

 

1 год обучения – 2 младшая группа (3-4 года)

2 года обучения- средняя группа (4-5 лет)

3 год обучения – старшая группа (5-6 лет)

4 год обучения – подготовительная группа (6-7 лет)

Участники проекта Дети; Родители; Педагоги.

Психолого- педагогические условия реализации программы:

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА. Дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения.  

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей младшей группы будут сформированы знания:

- Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

- Уметь располагать кирпичики вертикально.

- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.  Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).  

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

- уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. Работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.  

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

- уметь выделять основные и характерные части постройки;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. Уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы - это актуализация и закрепление знаний и умений, полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к изучению основ образовательной робототехники на использование конструктора Перворобот Лего Ведо.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

 

 

Основные формы и методы работы:

- беседа;

- просмотр видео материалов;

- просмотр презентаций;

- ролевая игра;

- познавательная игра;

- задание по образцу (с использованием инструкции);

- творческое моделирование (создание модели);

- викторина;

- проект.

Организация занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для групп согласно возрасту.

Форма работы: индивидуальная групповая.

Инструментарий

Название деталей конструктора

0 – Не называет детали, не может соотнести название с формой

1 – Называет только основные детали

2 – Знает название всех деталей, легко соотносит название с формой

Знание моделей, их составных частей и принципов работы

0 – не знает модели, их составных частей и принципов работы

1 – называет модели, их составные части и принципы работы с помощью педагога

2 - знает модели, их составные части и принципы работы

Программирование

0 – Не может собрать программу к модели конструктора

1 – Программирует модель конструктора при помощи педагога

2 – Самостоятельно программирует модель конструктора

Конструирование по образцу

0 – Не может конструировать по образцу

1 – Конструирует по образцу с помощью педагога

2 –Конструирует по образцу без помощи педагога

Конструирование по схеме

0 – Не может конструировать по схеме

1 – Конструирует по схеме с помощью педагога

2 –Конструирует по схеме без помощи педагога

Конструирование по собственному замыслу

0 – Не может конструировать по собственному замыслу

1 – Конструирует по собственному замыслу с помощью педагога

2 –Конструирует по собственному замыслу без помощи педагога

Показатели

«Низкий уровень»  - от 0 до 4 баллов (круг интересов к данному виду деятельности довольно узок, фрагментарный);

«Средний уровень» - от 4 до 8 баллов (ребенок обладает творческими способностями и стремится к самообразованию, жаждет знаний в данной области);

«Высокий уровень» - от 8 до 12 баллов (ребенок эрудирован, ценностные ориентации разнообразны, постоянно стремится к знаниям).

Таблица 2. Показатели результативности проекта

Критерии оценки

0

1

2

Название деталей конструктора

Не называет детали, не может соотнести название с формой

Называет только основные детали

Знает название всех деталей, легко соотносит название с формой

Знание моделей, их составных частей и принципов работы

не знает модели, их составных частей и принципов работы

называет модели, их составные части и принципы работы с помощью педагога

знает модели, их составные части и принципы работы

Программирование

Не может собрать программу к модели конструктора

Программирует модель конструктора при помощи педагога

Самостоятельно программирует модель конструктора

Конструирование по образцу

Не может конструировать по образцу

Конструирует по образцу с помощью педагога

Конструирует по образцу без помощи педагога

Конструирование по схеме

Не может конструировать по схеме

Конструирует по схеме с помощью педагога

Конструирует по схеме без помощи педагога

Конструирование по собственному замыслу

Не может конструировать по собственному замыслу

Конструирует по собственному замыслу с помощью педагога

Конструирует по собственному замыслу без помощи педагога

Показатели: «Низкий уровень»  - от 0 до 4 баллов (круг интересов к данному виду деятельности довольно узок, фрагментарный); «Средний уровень» - от 5 до 8 баллов (ребенок обладает творческими способностями и стремится к самообразованию, жаждет знаний в данной области); «Высокий уровень» - от 9 до 12 баллов (ребенок эрудирован, ценностные ориентации разнообразны, постоянно стремится к знаниям).

Заключение:

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

1. Создание в ДОУ новых условия обучения и развития  дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO -конструирования, в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада- LEGO – модуль.

2. Разработка и внедрение дополнительной образовательной программы в ДОУ по техническому конструированию.

3. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

4. Повышение заинтересованности и компетентности использования программируемых LEGO- конструктов у преподавателей ДОУ.

5. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

Обеспечению работы в рамках ФГОС;

Формированию имиджа детского образовательного учреждения;

Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ.

Перспективы развития

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические  навыки. В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

ТЕМА: От LEGO- технологий к робототехнике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста

Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....

РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ

представление инновационной технологии...

Эссе по робототехники

«РОБОТОТЕХНИКА» эссеВ современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок по начальным основам робототехники «Юные робототехники»

В данном материале содержится рабочая программа по кружку по начальным основам робототехники...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по робототехнике в старшей и подготовительной группе Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику».

Конструирование по робототехнике с использованием конструктора Leco Wedo Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику»....

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ «РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ«РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»Цель: познакомить родителей с конструктором Lego WeDo 2.0. Помочь собрать и запустить ...