Логические блоки Дьенеша. Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста по блокам Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log_bloki.docx | 782.24 КБ |
Предварительный просмотр:
. ТЕХНОЛОГИЯ
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ
ДЬЕНЕША
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи образовательных областей ФГОС ДО.
Познавательное развитие:
- сенсорное развитие (ознакомления детей с признаками предметов: формой, цветом, размером и толщиной);
- развитие познавательных процессов восприятия: памяти, внимания;
- развитие комбинаторики;
- аналитических способностей;
- знакомство с кодированием и декодированием информации;
- развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, знаково-символической функции.
Речевое развитие:
- расширение и обогащение словаря;
- умение использовать в речи предлоги, прилагательные;
- выделение и называния различных свойств,
- обозначение словом их отсутствие;
- обобщение по нескольким свойствам;
- обучение формулированию своей деятельности, фиксированию результатов;
- формировать навыки сопровождения речью свою деятельность.
Социально-коммуникативное развитие :
- умение работать в коллективе;
- совместно решать задачи;
- договариваться между собой.
Художественно-эстетическое развитие:
- плоскостное и объемное конструирование из элементов набора.
- развитие воображения, творческих способностей.
Физическое развитие
- развитие мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- общих движений.
Логические блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Геометрические фигур в наборе отличаются:
- по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- по цвету (красные, желтые, синие);
- по размеру (большие, маленькие);
- толщине (тонкие, толстые).
Следовательно, каждая фигура характеризуется по четырем признакам.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно изображены свойства блоков (цвет, форма, величина, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Все задания с блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:
- Задания на развитие умения абстрагировать свойства.
- Задания на развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.
- Задания для развития умений классифицировать и обобщать.
- Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
- Задания по кодировке и декодировке признаков.
Для младшего возраста используются упражнения, целью которых является:
- Усвоение свойств блоков - форма, цвет и размер, толщина;
- Сортирование блоков только по одному признаку.
- Усвоение слов - такой же, не такой, столько же;
- Конструирование дорожек, заборчиков и т.п.;
Садим цветы на клумбу Выкладываем дорожки для персонажей
- блоки сортируем по цвету. - блоки сортируем по форме.
Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:
1. Поиск фигур по 2-4 признакам.
2. Введение карточек (кубиков) с символами.
3. Введение отрицания признака.
4. Выстраивание цепочек по заданной схеме.
5. Работа с множествами.
6. Работа по алгоритмам.
Сортируем блоки с использованием логических карточек
Кодирование и декодирование информации о блоках с помощью логических символов.
Сортируем блоки по двум признакам одновременно.
Угощаем конфетами:
Крошу – красные треугольные,
Нюше – круглые маленькие.
Сортируем блоки по отсутствию признаков.
Используем карточки отрицания свойства.
Сортируем блоки по отрицанию одного свойства.
Слоненок рассаживает цветы по клумбам –
на одной - НЕ красные,
на другой - НЕ круглые цветы,
на третьей – НЕ большие.
Сортируем блоки по отрицанию двух свойств.
Выкладываем заборчик для Копатыча.
Декодирование информации о блоках.
Камни (блоки) для заборчика должны быть
НЕ синие и НЕ маленькие.
Сортируем по наличию
(или отсутствию) двух признаков
Раскладываем блоки (семена) в ячейки
ящика для рассады, учитывая два признака.
Дети учитывают условия, заданные для
Сортируем блоки по наличию (или отсутствию) трех признаков.
Раскладываем по тарелочкам блоки (овощи и фрукты):
в первую – квадратные желтые маленькие (перец);
во вторую – круглые красные большие (яблоки);
в третью – не треугольные синие толстые (баклажаны).
Группируем блоки с разными признаками.
Раскладываем на каждую тарелочку фигуры разной формы/ размера/ цвета/ толщины.
разного цвета (формы / размера / толщины);
одинакового размера, НО разной формы;
одинаковой формы и одинакового размера;
разной формы и разного размера и т.д.
Задание повышенной сложности.
Блоки должны отличаться по всем четырем признакам:
- разного цвета,
- разной формы,
- разного размера,
- разной толщины.
Обратное задание.
Подбираем карточки к соответствующим блокам:
- по одному признаку; - по двум признакам; - по трем признакам;
Выкладываем цепочки по заданной схеме.
Учитывается один признак.
Строим дорожки, бордюры, заборчики; украшаем коврики, шарфики, тарелочки.
Варианты построения цепочки:
- Чтобы рядом не было блоков одинаковых
- по форме;
- по цвету;
- по размеру;
- по толщине.
- Каждый последующий блок отличается
от предыдущего одним признаком.
- Делаются изменения по двум признакам.
- Учитываются три признака.
- Каждый последующий блок
одинаковый с предыдущим
по двум признакам и
отличается по одному признаку.
Учитываются четыре признака.
Каждый последующий блок
отличается от предыдущего
по всем четырем признакам.
(при чередовании толстого и тонкого блока).
Пересечение множеств.
Кладем два обруча, пересекающихся
между собой.
Раскладываем блоки по обручам,
согласно условиям.
В пересекающейся зоне располагаем
блоки, отвечающие обоим признакам.
Строим дорожки к домикам Буратино и Мальвины. Буратино хочет построить дорожку из больших камней, а Мальвина – их желтых.
Плоскостное изображение по заданному рисунку.
Выстраивание алгоритма построения объектов.
Собираем машинку для Гнома.
Строим заборчик для Дракоши. Мастерим бусы для ёлочки.
Желаю успехов в освоении данной технологии.
Замятина Наталья Павловна
воспитатель МБДОУ-д/с№26,
г. Екатеринбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»
Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"
конспект НОД в игровой форме помогает закрепить и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"
Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...
Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста.ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВТема: «Создание образа героя глазами детей»
Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия с детьми старшего дошкольного возраста по сказке В.Г. Сутеева «Палочка-Выручалочка»
Развитие экспрессивной грамотности, развитие благоприятных межличностных отношений, расширение поведенческого репертуара, формирование уверенности в себе, умение высказывать свою точку зрения, развити...
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка"
Методическая разработка рекомендована учителям-логопедам ДОУ. Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"....
Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»
Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родит...