Логические блоки Дьенеша. Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Замятина Наталья Павловна

Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста по блокам Дьенеша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_bloki.docx782.24 КБ

Предварительный просмотр:

. ТЕХНОЛОГИЯ
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ
ДЬЕНЕША

РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ  С  ЛОГИЧЕСКИМИ  БЛОКАМИ  ДЬЕНЕША

Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи образовательных областей ФГОС ДО.

Познавательное развитие:

  • сенсорное развитие (ознакомления детей с признаками предметов: формой, цветом, размером и толщиной);
  • развитие познавательных процессов восприятия: памяти, внимания;
  • развитие комбинаторики;
  • аналитических способностей;
  • знакомство с кодированием и декодированием информации;
  • развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, знаково-символической функции.

Речевое развитие:

  • расширение и обогащение словаря;
  • умение использовать в речи предлоги, прилагательные;
  • выделение и называния различных свойств,
  • обозначение словом их отсутствие;
  • обобщение по нескольким свойствам;
  • обучение формулированию своей деятельности, фиксированию результатов;
  • формировать навыки сопровождения речью свою деятельность.

Социально-коммуникативное развитие :

  • умение работать в коллективе;
  • совместно решать задачи;
  • договариваться между собой. 

Художественно-эстетическое развитие:

  • плоскостное и объемное конструирование из элементов набора.
  • развитие воображения, творческих способностей.

Физическое развитие

  • развитие мелкой моторики;
  • зрительно-моторной координации;
  • общих движений.

Логические блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Геометрические фигур в наборе отличаются:

  • по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
  • по цвету (красные, желтые, синие);
  • по размеру (большие, маленькие);
  • толщине (тонкие, толстые).

Следовательно, каждая фигура характеризуется по четырем признакам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно изображены свойства блоков (цвет, форма, величина, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

        

                                         

 Все задания с блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:

  • Задания на развитие умения абстрагировать свойства.
  • Задания на развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.
  • Задания для развития умений классифицировать и обобщать.
  • Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
  • Задания по кодировке и декодировке признаков.

Для младшего возраста используются упражнения, целью которых является:

  1. Усвоение свойств блоков - форма, цвет и размер, толщина;
  2. Сортирование блоков только по одному признаку.
  3. Усвоение слов - такой же, не такой, столько же;
  4. Конструирование дорожек, заборчиков и т.п.;

Садим цветы на клумбу                                                   Выкладываем дорожки для персонажей

- блоки сортируем по цвету.                                - блоки сортируем по форме. 

C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\по цвету.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\по форме.jpg

Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:

1. Поиск фигур по 2-4 признакам.

2. Введение карточек (кубиков) с символами.

3. Введение отрицания признака.

4. Выстраивание цепочек по заданной схеме.

5. Работа с множествами.

6. Работа по алгоритмам.

Сортируем блоки с использованием логических карточек

Кодирование и декодирование информации о блоках с помощью логических символов.

Сортируем блоки по двум признакам одновременно.C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\20210224_110053.jpg

Угощаем конфетами:

Крошу – красные треугольные,      

Нюше – круглые маленькие.

Сортируем блоки по отсутствию признаков.C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\отриц по 1 св-ву.jpg

Используем карточки отрицания свойства.

Сортируем блоки по отрицанию одного свойства.

Слоненок рассаживает цветы по клумбам –

на одной - НЕ красные,

на другой - НЕ круглые цветы,

на третьей – НЕ большие.

Сортируем блоки по отрицанию двух свойств.

Выкладываем заборчик для Копатыча.C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\ориц по 2 св-вам.jpg

Декодирование информации о блоках.

Камни (блоки) для заборчика должны быть C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\20210224_145640.jpg

     НЕ синие и НЕ маленькие.

Сортируем по наличию 

(или отсутствию) двух признаков

Раскладываем блоки (семена) в ячейки

ящика для рассады, учитывая два признака.

Дети учитывают условия, заданные для

Сортируем блоки по наличию (или отсутствию) трех признаков. C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\наличие (отсут) 3 призн.jpg

Раскладываем по тарелочкам блоки (овощи и фрукты):

в первую – квадратные желтые маленькие (перец);

во вторую – круглые красные большие (яблоки);

в третью – не треугольные синие толстые (баклажаны).

Группируем блоки с разными признаками.

Раскладываем на каждую тарелочку фигуры разной формы/ размера/ цвета/ толщины.

разного цвета (формы / размера / толщины);

одинакового размера, НО разной формы

одинаковой формы и одинакового размера

разной формы и разного размера и т.д.

C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\группировка 1.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\группировка 2.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\группировка 3.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\группировка 4.jpg

Задание повышенной сложности.C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\отличие по 4 ппризн.jpg

Блоки должны отличаться по всем четырем признакам:

  • разного цвета,
  • разной формы,
  • разного размера,
  • разной толщины.

Обратное задание. 

Подбираем карточки к соответствующим блокам:

- по одному признаку;                     - по двум признакам;                         - по трем признакам;    C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\код по 3 призн.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\код по 1 призн.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\код по 2 призн.jpg

Выкладываем цепочки по заданной схеме.

Учитывается один признак.

Строим дорожки, бордюры, заборчики; украшаем коврики, шарфики, тарелочки.

Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было блоков одинаковых

               - по форме;

               - по цвету;

               - по размеру;

               - по толщине.

  • Каждый последующий блок отличается

от предыдущего одним признаком.

   

  • Делаются изменения по двум признакам.

  • Учитываются три признака.
  • Каждый последующий блок

одинаковый с предыдущим

по двум признакам и
отличается по одному признаку.

Учитываются четыре признака.

Каждый последующий блок

отличается от предыдущего

по всем четырем признакам.

                                                                                 (при чередовании толстого и тонкого блока).

Пересечение множеств.C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\20210220_161338.jpg

Кладем два обруча, пересекающихся

между собой.

Раскладываем блоки по обручам,

согласно условиям.

В пересекающейся зоне располагаем

блоки, отвечающие обоим признакам.

Строим дорожки к домикам Буратино и Мальвины. Буратино хочет построить дорожку из больших камней, а Мальвина – их желтых.

Плоскостное изображение по заданному рисунку. 

tem

C:\Users\User\Desktop\фото к блокам\20210220_172510.jpgC:\Users\User\Desktop\фото к блокам\20210220_172515.jpgitem

Выстраивание алгоритма построения объектов.

Собираем машинку для Гнома.

Строим заборчик для Дракоши.                                                                 Мастерим бусы для ёлочки.

Желаю успехов в освоении данной технологии.

Замятина Наталья Павловна

воспитатель МБДОУ-д/с№26,

г. Екатеринбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"

конспект НОД в игровой форме помогает закрепить  и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия с детьми старшего дошкольного возраста по сказке В.Г. Сутеева «Палочка-Выручалочка»

Развитие экспрессивной грамотности, развитие благоприятных межличностных отношений, расширение поведенческого репертуара, формирование уверенности в себе, умение высказывать свою точку зрения, развити...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка"

Методическая разработка  рекомендована  учителям-логопедам ДОУ. Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"....

Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»

Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родит...