Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pustovit.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ»
Выступление с опытом работы «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»
Воспитатель:
Пустовит В.Л.
Смоленск
2021
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. (1 слайд) В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки дошкольника.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучен6ие «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу обучению.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Игра – важнейший спутник детства.
Для создания самой популярной игрушки в мире потребовалось соединить все самое лучше: сказочную атмосферу, качественные материалы, любовь к миру детства и преданность идее. Большей частью этих богатств владел любой датчанин, но построить компанию из этих фундаментальных блоков смог только Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Christiansen). (2 слайд) Именно он изобрел и создал конструктор №1 — LEGO. А начиналось все с лестниц, табуреток и гладильных досок.
Сегодня конструкторы LEGO позиционируется как игрушка, из которой можно собрать все что угодно: от дома, пригодного для жизни, до самостоятельно программируемого робота. Но путь к успеху ее создателя был достаточно долгим и непростым.
Родился Оле в 1891 году на западе Дании в бедной фермерской семье. Он был десятым ребенком в семье, и никаких предпосылок на беззаботное детство у него не было. Обучаться столярному мастерству Оле начал еще в 14 лет, а к 1916 году юный мастер успел поработать столяром за границей (Германия, Норвегия) и накопить даже небольшую сумму денег, которой хватило на приобретение «Биллундского столярного цеха и лесного склада». К слову, денег хватало или на цех или на дом, поэтому, купив цех, Оле использовал его и как жилище, сначала только для себя, а после и для жены и четырех сыновей.
В 30-х годах ХХ века он основал компанию, которая занималась производством деревянных предметов повседневного обихода. И в начале дела шли очень неплохо, но финансовый кризис сделал свое дело, и, несмотря на то, что у Оле был отличный помощник (его сын Годфрик начал работать с ним с 12 лет) дела у компании шли все хуже. (слайд 3)
Нужна была идея, и ее он подсмотрел у своего сына, который собирал обрезки досок, красил их, и игрался вместе с соседскими ребятами. Тогда Оле подумал, что игрушки люди покупают даже в самые тяжелые времена и решил сосредоточиться на изготовлении деревянных игрушек. (слайд 4)
Название компании получилось из объединения двух датских слов «LEg» и «GOdt», что означало «играть хорошо». И конечно, первой продукцией были не кубики из пластика, которые мы привыкли видеть, это были деревянные кубики, после были и уточки на колесиках, деревянные машинки и миниатюрные наборы мебели.
Дела стали налаживаться, но в 1942 году фабрика игрушек полностью сгорела. Семья сумела оправиться и возродить производство, причем обновленный вариант был более надежным и мощным, а штат из 7 человек удалось расширить до 40. (слайд 5)
Кстати, «блокирующиеся» кубики из пластика были придуманы не в Дании, а в Великобритании. Их в 1947 году изготовила компания Kiddicraft, по эскизам детского психолога Mr. Hilary Harry Fisher Page. Правда крепление первых образцов было достаточно слабым, и объединить кубики в устойчивую конструкцию было достаточно непросто. Владельцы LEGO сумели рассмотреть потенциал конструктора и запустили собственную линию пластиковых «кирпичиков», но уже с доработанным креплением.
Одиннадцать лет компания расширяла свой ассортимент, пробовала создавать новые элементы и вводила в обиход кубики из пластика, а в 1953 году запустила производственную линию»LEGO Mursten» («Лего кубики»).
Первые наборы подвергались небывалой критике: что это будет неинтересно, и пластик недолговечен и многое другое, но семья Кристиансен не сворачивала со своего курса, и развила свои мощности до компании международного образца и всемирной популярности и признания.
Помимо автоматически соединяющихся деталей в компании разработали и свою собственную игровую систему: определенный набор деталей позволял создавать часть отдельного сюжета (дом, машину, корабль). С каждым годом система становилась сложнее и интереснее (добавились новые элементы, фигурки, персонажи, животные), возможно, поэтому игра с конструктором LEGO по-прежнему увлекает не только детей, но и взрослых всех возрастов.
В отличие от многих других примеров, компания LEGO по-прежнему является семейным предприятием, и сегодня его главой является внук основателя — Кьелль Кирк Кристиансен (Kjeld Kirk Kristiansen), который продолжает создавать классику с учетом модных тенденций.
Так в арсенале компании имеется несколько серий конструкторов:
«LEGO» или «LEGO System». (слайд 6) В ней есть подсерии: замки, города, космические путешествия, пираты. Есть отдельные модели, посвященные популярным персонажам: фильму о Гарри Поттере, саге «Звездные войны» и многим другим.
«Primo» линия для новорожденных деток. (слайд 7)
Для детей дошкольного возраста «LEGO DUPLO». (слайд 8) Яркие кубики удобно держать в руке, играть строить и познавать мир.
«Znap» менее известная линейка конструкторов, которая отличается от классического варианта, и оптимально подходит для создания мостов и оригинальных перекрытий. (слайд 9)
Самые современные варианты «Technic» и «Mindstorms». С их помощью можно сконструировать и запрограммировать собственного робота.
Отличительной особенностью конструкторов является использование особой сверхточной технологии, благодаря которой детали разного года выпуска подходят друг к другу, и из них можно построить что угодно.
История создания конструктора ЛЕГО — это был долгий и тернистый путь, который компания преодолела с успехом. Сегодня компания входит в ТОП-10 самых популярных производителей игрушек. Ее производственные мощности сосредоточены в нескольких странах, но самое большое производство находится там же, в Биллунде (Дания), где все начиналось. Только сегодня на этом заводе LEGO используется более 60 тонн пластика в день, чтобы ежегодно производить 21 млрд. качественных деталей.
ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Для осуществления этой цели нами была создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для детей. (слайд 10) Она оснащена разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО: разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Есть подиум с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек. (слайд 11) Конструкторы типа LEGO для образования спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Наборы конструкторов типа LEGO предназначены как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности.
Для конструктивно-игровой деятельности дошкольников мы используем конструкторский материал, имеющий простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющие детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать и разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Этому условию способствует наличие в наборах больших пластин-подставок, объединяющих разные детские конструкции пространственно и сюжетно. (слайд 12)
При помощи наглядно-действенного метода мы знакомим детей с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, конструкторские навыки, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и память, что является основой интеллектуального развития.
В наборах конструкторов типа LEGO много разнообразных деталей и для удобства пользования мы с воспитанниками придумали названия деталям и другим элементам: юбочки, сапожок, клювик и т.д. (слайд 13) Освоение конструкторов типа LEGO мы вели последовательно от простого к сложному.
Процесс овладения приемами Лего конструирования и развитие творчества, осуществляется в следующих блоках: (слайд 14)
- совместная деятельность взрослого и детей,
- НОД,
- самостоятельная деятельность в ходе режимных моментов.
Непосредственно-образовательная деятельность организуется, интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия рассчитаны на овладение терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их крепления при выполнении различных конструкций.
Блоки «Совместная деятельность» и «Самостоятельная деятельность детей» предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО-игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам. Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности.
При планировании совместной деятельности отдаем предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
Методика организации занятий с детьми трех–пяти лет. Трехлетним детям сначала лучше дать возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. С этой целью можно использовать, например, набор кирпичиков конструктора «Кроха», состоящий из множества ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Количество деталей позволяет объединить детей по подгруппам (4–5 человек). Для первого практического знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно места, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь. Из-за известной большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Но воспитатель не должен сразу же приходить на помощь и давать из общего набора такую же деталь (может быть, другого цвета). Лучше предложить самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности. И только в том случае, если ребенок сам не справился, воспитатель может прийти на помощь: отобрать несколько деталей (3–4) и предложить из них выбрать нужную (как правило, дети с этим справляются).
Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к другой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости), дети вынуждены поворачивать их по многу раз, чтобы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.
Однако нужно иметь в виду, что в подгруппе могут оказаться дети, имеющие опыт игры с такого типа конструктором. Воспитателю важно определить это заранее и выделить таких детей в отдельную подгруппу для того, чтобы другие имели возможность сделать для себя открытие способа крепления. После того, как способ крепления деталей стал достоянием всех детей, их можно объединять.
В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом («машина», «трамвайчик», «кораблик» и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это домик»), либо новые ее качества («...теперь это большой самолет, он быстро летает»).
На следующих двух-трех занятиях воспитатель использует либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо другой большой базовый набор типа LEGO, в котором уже человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками. С подгруппами детей он организует сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации: например, строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т.п. Или строят гараж, в который дети ставят машинки, некоторые из них дети конструируют сами.
Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно ее подхватить и развить.
Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить разные основания для складывания, например, цвет: «...сначала складываем все зеленые детали, а теперь — желтые» и т.п. (цвет дети могут выбрать сами); размер: «...сначала кладем самые большие, потом — поменьше и самые маленькие» и т.п. Эту процедуру можно превратить в интересное для детей занятие: предварительно распределить, кто из детей разбирает конструкции (их может быть двое), кто — собирает детали и подает, а кто — укладывает их в коробку. Воспитатель может быть равноправным участником.
Итак, на нескольких занятиях дети самостоятельно и с помощью воспитателя знакомятся с новым конструкторским материалом и его свойствами, практически его опробуют. И уже вне организованных занятий дети сами с удовольствием играют и конструируют, используя приобретенный опыт.
С четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их внимания на процессе конструирования. При этом используют и игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным.
В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий–низкий», «широкий–узкий», «длинный–короткий». (Подобную работу проводят и с использованием строительного материала.) Детям предлагают построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров; высокие и низкие заборы, башенки и др. — только теперь путем скрепления деталей. Этому можно посвятить три-четыре занятия, и в конце каждого из них полезно обыгрывать готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков.
На последнем занятии все постройки детей можно объединить, удобно расположив их по отношению друг к другу, и организовать игру.
Поначалу дети могут не называть пространственные характеристики, но, давая задание типа «А теперь построй высокую башню, ...широкие ворота, чтобы вот такие машины могли бы проехать...», воспитатель видит, различают их дети или нет. К концу года почти все дети могут не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их. Этому также способствует и конструирование из строительного материала.
Все это очень важно для развития не только пространственной ориентировки, но и самой деятельности конструирования. В дальнейшем, конструируя тот или другой объект, дети предварительно в процессе его создания примеривают игрушку (машинку, уточку, матрешку и т.п.) к еще не законченной постройке. Часто можно при этом слышать детские высказывания типа «...нет, надо еще повыше, а то машина не проедет». Это говорит о том, что у детей начинает формироваться умение выделять в предметах их пространственные характеристики — высоту, длину, ширину — и соотносить предметы между собой по этим характеристикам.
Вывод: у большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практически создать.
Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Поначалу лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал. Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).
Так, на первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.
На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.
Уже на втором занятии дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.
К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).
Заметим, что в это же время дети начинают осваивать конструирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безусловно, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования.
На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую тему (например: зоопарк, аэродром, город и т.п.) и создать свои конструкции в соответствии с темой.
А далее детям (ближе к 6 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.
На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.
Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, несколько составленных столов и т.п.), обеспечить большими пластинами-подставками и дополнительными тематическими наборами типа LEGO .
При помощи наглядно-действенного метода мы знакомим детей с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, конструкторские навыки, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и память, что является основой интеллектуального развития.
Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.
Выделим несколько направлений образовательной деятельности, в которых возможно применение LEGO -конструирования с целью развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (Решение проблемы):
1) естественнонаучное: LEGO -конструирование способствует знакомству детей с элементарными физическими явлениями: крепление.
2) математическое: мы постоянно предлагаем детям подсчитать количество деталей, а также рассматриваем такие понятия, как размер, цвет, форма, объем, величина и т.д.;
3) речевое развитие: дети не просто конструируют, но также рассказывают о своих моделях, обсуждают проблемы, возникшие при создании той или иной части постройки, т.е. идет постоянная совместная работа и обмен идеями, что способствует развитию речевых навыков;
4) техническое творчество. Мы уделяем особое значение техническому творчеству, под которым понимается деятельность человека, направленная на преобразование природы в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности, характеризующаяся новизной процесса деятельности и его результата, а также оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....
Выступление из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете...
ДОКЛАД ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
основные аспекты разговорной речи...
Выступление из опыта работы по теме: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Обучение детей звуковому анализу и синтезу...
Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...
Выступление из опыта работы на тему "Формирование и коррекция звукопроизношения у детей с ТНР"
Консультация для учителей-логопедов, воспитателей, а также родителей детей , имеющих проблемы в речевом развитии. В работе представлены игры по автоматизации и дифференциации звуков....