сообщение из опыта работы ДОУ по формированию навыков опытно-экспериментальной деятельности детей
методическая разработка на тему
опыт работы детского учрежденияв формировании у дошкольников навыков опытно -экспериментальной деятельности, упедагогов ДОУ интереса к данному видудетской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchen._rmo_-_ispravl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед человеком к разуму три пути:
Путь подражания – самый легкий,
Путь размышления – самый благородный,
Путь личного опыта – самый тяжелый путь.
Конфуций.
Многие классики педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений. Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль.
В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ, учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов метода детского экспериментирования.
Проанализировав календарное и перспективное планирование за 2011-2012 учебный год, мы сделали вывод, что в нашем ДОУ опытно-экспериментальная детская деятельность организуется крайне редко. В основном педагоги дают детям знания в готовом виде, закрепляя их в игровой деятельности, интегрируя с различными образовательными областями.
Проблема более широкого использования метода опытно-экспериментальной деятельности была сформулирована в виде одной из годовых задач ДОУ на 2012-2013 учебный год и принята на первом Совете педагогов как задача по «Повышение профессионального уровня педагогов в работе по формированию у дошкольников исследовательского мышления методом опытно-экспериментальной деятельности».
Реализацию поставленной задачи осуществляли в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовым положением о ДОУ в новой редакции
- СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г
- Федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ от 23.11.2009г. № 655
- Уставом ДОУ
- Приказом Минобрнауки России № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Письмом Минобрнауки России от 17.11.2011 г. № 03-877 «О реализации приказа № 2151 от 20.07.2011г.»
Для решения годовой задачи необходимо было проанализировать имеющиеся в ДОУ условия. Условно разделили их на три группы:
- кадровые ресурсы ДОУ
- предметно-развивающая среда
- методические пособия и технологии
Анализ показал, что педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано на 92%. Средний возрастной ценз педагогов – 42 года. 93% педагогов имеют специальное педагогическое образование: 53% - высшее, 40% - среднее специальное. 80% педагогов имеют вторую и первую квалификационные категории. 20% педагогов готовятся пройти аттестацию в 2012-2013 учебном году. Сделали анализ профессиональных возможностей педагогов через анкетирование по поставленной задаче. Результаты анкетирования показали, что все воспитатели правильно понимают основные принципы детской опытно-экспериментальной деятельности, но при ее организации испытывают ряд трудностей:
- 60% педагогов - затрудняются в организации детского экспериментирования в специально созданных условиях (НООД);
- 40% называют как одну из проблем отсутствие материала и оборудования (как исследовательского, так и исследуемого);
- 30 % воспитателей указывают на недостаточность описаний опытов для своей возрастной группы
По данным результатов определили направления методической работы с педагогами, о которой расскажем далее.
Проведенный анализ предметно-развивающей среды показал, что на территории ДОУ имеются следующие условия:
- Проложена экологическая тропа, с такими основными объектами, как компостная куча, уголок леса (нетронутой природы), поляна лечебных трав, фруктовый сад, огород, рябиново-липовая аллея, цветники и другими объектами, предоставляющими педагогам возможность проводить наблюдения, трудовую и опытно-экспериментальную деятельность.
- В хозблоке размещён инвентарь, используемый во время труда на огороде и участке: носилки, лопатки, грабли и совки разных размеров, вёдра, лейки, колышки, таблицы…
- В каждой возрастной группе имеется
- уголок природы, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей:
- оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями),
- природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое),
- календарями наблюдений (со ст. гр.),
- иллюстративным справочным материалом.
- в соответствии с методическими требованиями подобран материал для познавательной деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов).
- В методическом кабинете подобраны коллекция тканей, бумаги, гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина), освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т.д.), фонотека звуков живой и неживой природы, картотека статей журнала «Дошкольное воспитание», методические пособия и технологии Ивановой А.И., Рыжовой Н.А., Николаевой С.Н., Куликовской И.Э.
Таким образом, было выявлено, что в ДОУ созданы условия, необходимые для познавательного развития детей. Но для полноценной реализации поставленной годовой задачи требовалось обновить предметно-развивающую среду, пополнить и систематизировать библиотеку ДОУ пособиями, методическими разработками и технологиями по данному направлению работы, пересмотреть подходы к построению работы с детьми в образовательной области «Познание».
Руководствуясь рекомендательным письмом Минобрнауки России от 17.11.2001г №03-877,
- приобрели: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, чашки Петри, весы, песочные часы, тазики с крышками, песочные наборы, различные ёмкости, счетные палочки Кюизинера, дидактические игры познавательного характера;
- изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, дождемер, фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов, обновили паспорт экологической тропы.
Пополнили библиотеку методического кабинета следующими пособиями и технологиями:
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,
- Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»,
- Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,
- Таглина О.В. «Секреты живой природы», и др.;
- энциклопедиями для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы».
Обновили картотеку статей журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
Методическую работу с педагогами проводили поэтапно. В начале учебного года провели педчас, на котором пересмотрели программное содержание примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; парциальных программ экологического воспитания дошкольников авторов С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа».
По результатам анкетирования педагогов провели индивидуальные и подгрупповые собеседования. Воспитателей младших групп Сафиуллину А.Т., Степанову Н.Н., Агапову Т.С. познакомили с описанием элементарных опытов для малышей. Рекомендовали, как правильно организовать детей, на что обратить внимание в целях соблюдения техники безопасности. Воспитателям средней группы Казимовой Р.М и старшей группы Капитоновой Л.М. предложили чаще интегрировать элементы экспериментирования в другие виды деятельности. Например, в рисовании (смешиваем краски - получаем новый цвет), при ознакомлении с литературным произведением (Л.Толстой «Хотела галка пить»), в процессе трудовой деятельности (проблемная ситуация «Откуда берется почва»).
Учитывая затруднения воспитателей, связанные с созданием условий для экспериментирования в группах провели консультацию на тему «Создание условий в группе для опытно-экспериментальной деятельности детей». После которой, осуществляли индивидуальное консультирование педагогов Киселевой И.В. – воспитателя подготовительной группы, Колоколенковой Т.Ю. – воспитателя средней группы, помогая им не только создать уголок экспериментирования, но и продумать размещение материала таким образом, чтобы предоставить детям возможность безопасной самостоятельной деятельности.
Для организации работы с детьми исследовательской направленности на прогулке, подготовили консультацию «Организация опытно-экспериментальной деятельности на экологической тропе ДОУ». Где дали конкретные рекомендации воспитателям, описали ход проведения нескольких опытов с воздухом (степень его загрязненности, движение), со светом (перемещение тени), с растениями, почвой.
Со специалистами ДОУ проводили индивидуальные собеседования с целью включения в их работу метода экспериментирования. Так музыкальному руководителю Пушковой И.В. рекомендовали включать в праздники номера, имеющие познавательно-исследовательскую направленность, элементарные опыты. На празднике «Новогодний цирк», например, проводились опыты с подкрашиванием воды (фокусы факира); на утреннике, посвященному 8 марта использовали тему круговорота воды в природе (мама «Тучка» и её дети «капельки»).
Логопеду Лайковой И.Е. предложили подобрать из созданной картотеки опытов такие, которые решали бы задачи коррекционной работы. (релаксационные игры с песком; экспериментирование со звучащими предметами с целью развития фонематического слуха; игровое упражнение «Разбудим китёнка» - отработка речевого дыхания).
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в организации опытно-экспериментальной детской деятельности в ДОУ был организован семинар «Использование детского экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников» .
Его основной задачей было по-новому взглянуть на возможности метода экспериментов в педагогической работе в целом, расширить знания педагогами методики организации экологических экспериментов в детском саду. Для закрепления теоретических знаний, которые воспитатели получили на семинаре, была проведена педагогическая игра по мотивам телепередачи «Своя игра».
С целью обеспечения эффективности внедряемой работы использовали разные формы контроля.
Оперативный контроль проводили для устранения возможных сбоев в работе, регулировке деятельности педагогов. Основными вопросами контроля являлись анализ среды в группах, а именно:
-оформление уголков природы, экспериментирования, наличие дидактических игр познавательного экологического содержания и художественной литературы;
- регулярность проведения опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с планом работы;
- качество подготовки воспитателей к предстоящей деятельности.
По результатам контроля совместно с воспитателем анализировали состояние работы, делали краткие рекомендации и определяем срок их выполнения.
Большую помощь старались оказывать молодым педагогам. С целью предупреждения возможных ошибок осуществлялся предупредительный контроль. Например, с воспитателями Степановой Н.А. и Агаповой Т.С., обговаривали ход предстоящей деятельности, помогали отобрать ее содержание, преподнести материал в доступной детям данного возраста форме. Данный контроль позволил достичь положительных результатов в работе, повысить уровень педагогических знаний воспитателей.
В этом учебном году в ДОУ функционирует две параллельные младшие группы, что позволило осуществлять сравнительный контроль. Сравнивали методы и приёмы организации опытно-экспериментальной деятельности. Например , при посадке лука, при ознакомлении со свойствами воды. Оснащенность природных уголков, оформление дидактических игр познавательного характера, анализ календарного планирования; уровень развития экологических представлений детей .
Ежедневный, целенаправленный контроль проводим для проверки соблюдения гигиенических требований, подготовка воспитателей к рабочему дню и настроения коллектива в целом.
Для выявления уровня работы ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности с 18.03.2013г по 05.04.2013г была запланирована и проведена тематическая проверка «Система работы ДОУ по формированию у детей исследовательского мышления в опытно-экспериментальной деятельности». Проверка показала, что уровень владения методикой организацией опытно-экспериментальной деятельности у воспитателей ДОУ разный.
Наиболее эффективно в направлении развития познавательного исследовательского мышления у детей работают 30% педагогов.
60 % педагогов проявляют творчество, инициативность в работе с детьми познавательного направления, но испытывают затруднения при организации экспериментальной деятельности с детьми
Остальным педагогам, что составляют 10% , из-за недостатка опыта работы, трудно даётся организация данного вида деятельности. Не хватает опыта владения детской аудиторией, организацией пространства и детей при проведении экспериментальных игр и опытов.
Педагогам расписаны рекомендации с указанием сроков устранения недостатков.
У детей сформировался определённый уровень представлений о свойствах и качествах некоторых объектов окружающей действительности; умения при работе с различным оборудованием . В средней группе уровень представлений объектов природы – 35% высокий результат, 60% - достаточный, 5% - средний уровень. В старшей группе : высокий – 25%, достаточный – 25, средний – 50%. В подготовительной группе: высокого уровня-нет, достаточный -60%, средний -40%. Интерес к опытам и экспериментам у всех детей исследуемых групп находится на высоком и достаточном уровне.
Итоги проверки будут обсуждены на предстоящем 25 апреля 2013г педсовете № 5.
Современный дошкольник должен обладать рядом интегративных качеств, которые он приобретает и накапливает в период всего пребывания в ДОУ. Среди прочих качеств мы встречаем такие, как «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные … задачи…», «имеющий первичные представления о….мире и природе». Формированию этих качеств во многом способствует не только экспериментирование, и другой не мало интересный метод – метод проектов.
В феврале в нашем ДОУ был объявлен конкурс среди всех возрастных групп (кроме первой младшей) на звание «Лучший экологический проект ДОУ». Одним из условий конкурса было исследовательское направление в реализации работы над проектом. О том, как осуществлялась работа над проектами нам хотелось бы рассказать более подробно.
Были согласованы темы проектов: в младших группах «Любознайки» и «Лук – мой друг», в средней группе «Огород на подоконнике», в старшей – «Водица-царица», в подготовительной - «Царство камней». Воспитателям систематически оказывалась методическая помощь в виде консультаций, собеседований, конкретных рекомендаций по оформлению документации проекта, взаимодействию с родителями в ходе проекта. И хотя в некоторых группах работа ещё продолжается, предварительные выводы можно сделать уже сейчас.
Так, итогом проектной работы в средней группе стал замечательный импровизированный огород, созданный детьми, воспитателями Колоколенковой Т.Ю. и Казимовой Р.Ф. при тесном сотрудничестве с родителями. В необычной форме была обозначена проблема – ее вынесли на вечернее развлечение с родителями. В ходе работы над проектом, дети не только имели возможность наблюдать за ростом фасоли, но и проводить экспериментальные сравнения между посадками семян в разных условиях.
Очень насыщенной можно назвать работу детей, родителей и воспитателя подготовительной группы Киселевой И.В. над своим проектом. Дети выбрали себе наиболее полюбившийся им камень, подготовили мини-презентацию о нем, познакомив своих сверстников с интересной информацией, составленной своим трудом и с помощью родителей. В ходе проекта ребята узнали о происхождении камней, их физических особенностях. Итогом работы стала замечательная коллекция камней и подготовленная детьми энциклопедия.
Не менее интересно осуществлялась работа и в других группах. Некоторые итоги проделанной работы, можно увидеть на выставке.
Со своими педагогическими находками, опытом, приобретенным в процессе работы над проектом, воспитатели Сафиуллина А.Т., Ташкинова Е.Р. с удовольствием поделились на открытых просмотрах НООД с элементами экспериментирования. При обсуждении просмотров было единогласно признано, что представленный коллегами опыт носит творческий характер, интегративный подход.
Для успешного руководства экспериментальной деятельностью с семьей от воспитателя требуется уверенное владение не только методикой опыта, но и знания особенностей того или иного материала. С целью повышения профессионального уровня педагогов в ДОУ был организован мастер-класс, где секретами мастерства поделился преподаватель химии и географии Федюковской средней школы Золотов Н.П. Он рассказал о том, как подготовить воронки, фильтровальную бумагу перед опытом по очищению воды; познакомил воспитателей с помощью какого природного материала лучше очищается вода.
Сотрудничеству с семьей дошкольные учреждения всегда уделяли особое внимание. В соответствии с ФГТ это направление приобрело еще большую актуальность. Выстраивая работу с родителями, используем как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно проводим разнообразные конкурсы детско-родительских поделок, где ребенок и творит и познает и экспериментирует. Осенью провели конкурс «Дары осени», где использовались природные материалы, овощи, фрукты. А зимой прошел конкурс снежных построек «Зимние фантазии».
В конце апреля запланировано общее родительское собрание, где будут затронуты вопросы развития познавательно-исследовательской детской деятельности. Здесь хотим представить опыт работы родителей и детей подготовительной группы над проектами. Пригласить учителя начальной школы с выступлением о роли исследовательского мышления в обучении современного школьника.
Популярной формой работы были и остаются совместные праздники. В соответствии с годовой задачей, работой над проектами в средней, старшей и подготовительной группе подготовлен праздник День Земли, который будет своеобразным итогом работы над проектами, привлечением внимания к экологической проблеме.
Интересными для детей и родителей стали совместные тематические встречи. Викторина «Волшебница водица», развлечение «Собираем полезные советы». Родители одновременно получают возможность более тесного общения с детьми и приобретают педагогические знания. В группах такие встречи проводились в рамках работы над проектами.
Наши родители проявили активность и интерес при реализации проектов. С их помощью собраны разнообразные коллекции, приобретены тематические наборы «Юный исследователь», «Юный физик» и другие. Они с готовностью и увлеченностью помогают своим детям подобрать и оформить тот или иной материал, связанный с проектом.
В ДОУ продолжают успешно применяться наглядные формы работы. В каждой группе оформлены стенды, папки-передвижки, где размещена полезная информация по теме развития познавательного интереса и исследовательского мышления детей.
В планах на будущее мы наметили дальнейшее оснащение предметно-развивающей среды. С наступлением тёплого периода года запланировали создание площадки для метеонаблюдений, которая будет включать наличие дождемера, для определения количества выпавших осадков; флюгера и ветрового мешка, для определения направления ветра и его силы; большой термометр для определения температуры.
В 2013-2014 учебном году наметили направить на прохождение курсов повышения квалификации: Капитонову Л.М. «Методика экологического воспитания дошкольников», Агапову Т.С., Степанову Н.А. «Актуальные проблемы воспитания и образования детей в ДОУ»
Опыт проделанной работы планируем систематизировать, на его основе разработать перспективный план опытно-экспериментальной деятельности по возрастным группам.
В плане оказания дополнительных услуг планируем организовать экологический кружок «Божья коровка» для детей старшего возраста. В перспективном плане кружка намечена работа по ознакомлению «почемучек» с тайнами мира природы, используя разные средства (от наблюдений и опытов до изобразительного творчества и театрализации)
Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование нравственных навыков и культуры поведения детей раннего возраста"
Аккутуальность темы, цели, задачи, формы реализации....
Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спор...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Сообщение из опыта работы на тему: " Проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 1 младшей группы "
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяетс...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...
Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»
Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»...