Выступление из опыта работы по теме: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Обучение детей звуковому анализу и синтезу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление из опыта работы30.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 6

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Выступление из опыта работы

по теме:

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза  у детей старшего дошкольного возраста»

                                               

                                                   Учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 6

          ст. Старощербиновская

                                                Бикетова В.А.  

        2018 г.

     Обучение звуковому анализу и синтезу провожу в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности, как игра, в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.   Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовывать  развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

   Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

  1. Определение наличия звука в слове
  • Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
  • Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
  1. Вычленение звука в начале слова
  • Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три,  самолет – четыре, санки – пять.
  • Буква потерялась.  .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)
  • Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»
  1. Вычленение звука в конце слова
  • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
  • Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
  1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
  • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
  • Назови мягкую пару.
  1. Определение  последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
  • Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
  • Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
  1. Определение количества слогов в слове
  • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
  • Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
  1. Полный звуковой анализ и синтез слов
  • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

 выделение в словах первого гласного звука;

 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

 определение последнего гласного звука в словах;

 определение первого и последнего гласного звука в словах;

 определение наличия либо отсутствия в словах звука;

 определение первого согласного звука в словах;

 определение последнего согласного звука в словах;

 определение гласного звука в середине односложных слов;

 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

 определение позиции согласного звука в словах;

 определение количества слогов в словах;

 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

     В работе по формированию звукового анализа и синтеза можно условно выделить три этапа:

Первый этап посвящается изучению гласных звуков. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети обучаются анализировать обратные слоги типа гласный + согласный (например: ам), прямые слоги типа согласный + гласный (например: та), а затем слов согласный-гласный-согласный (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками,  я использую квадратики: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

 У детей формируются  умения:

различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;                    развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове;

слышать и выделять в ряду других звуков;   

Задачи:

       познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу.

    В процессе работы дети учатся интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком,  так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала:

 (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)    Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию.

           При организации игр по развитию звукового анализа и синтезая придумываю  интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаваю игровые ситуации.

        Например, пойти в магазин и купить вкусные продукты со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Составление схем слов из цветовых символов (пуговиц или кружочков) чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. Считаю важным  научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы персонажам — гостям на занятиях, друг другу и логопеду. Специально допущенные мною   ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

   На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукового  анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность дошкольников (внимание, память, мыслительные операции), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей.  

 На занятиях по звуковому анализу и синтезу я  использую такие игры, как: «Звуковой кубик», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове», «Волшебный коврик» и другие. Дети играют в них с большим удовольствием. Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Такая работа эффективна — уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей. Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове. Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Игры на формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста:


«Нужный звук»

Необходимо подбирать слова с заданным звуком. «Представь, что ты  пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).

«Поймай мяч»

Задание : «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

 «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».

«Отгадай, какое слово задумано»

Называю  слова, в которых недостает первого звука (рак, мак, бак, лак), а вы  отгадываете правильно и громко произносите  все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Добавьте  последний звук, чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Составь слово из отдельно названых звуков»

           «Поймай словечко в ладошки»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?

Слово мак.

Называю  звуки слова  в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

    Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

Рефлексия.

Игра «Закончи предложение»

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

- Сегодня я узнала…

- Меня сегодня удивило…

- Больше всего мне понравилось…

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

 Надеюсь, что вы подчеркнули что-то для себя интересное.

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 6

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Мастер-класс по теме:

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза  у детей старшего дошкольного возраста»

                                               

                                                   Учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 6

          ст. Старощербиновская

                                                Бикетова В.А.  

        2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...