Выступление из опыта работы по теме: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа)
Обучение детей звуковому анализу и синтезу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление из опыта работы | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 6
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Выступление из опыта работы
по теме:
«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 6
ст. Старощербиновская
Бикетова В.А.
2018 г.
Обучение звуковому анализу и синтезу провожу в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности, как игра, в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка и включает в себя элементы, ведущие к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовывать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.
Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.
Этапы формирования звукового анализа и синтеза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
♣ выделение в словах первого гласного звука;
♣ анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
♣ определение последнего гласного звука в словах;
♣ определение первого и последнего гласного звука в словах;
♣ определение наличия либо отсутствия в словах звука;
♣ определение первого согласного звука в словах;
♣ определение последнего согласного звука в словах;
♣ определение гласного звука в середине односложных слов;
♣ синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
♣ определение позиции согласного звука в словах;
♣ определение количества слогов в словах;
♣ синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
В работе по формированию звукового анализа и синтеза можно условно выделить три этапа:
Первый этап посвящается изучению гласных звуков. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети обучаются анализировать обратные слоги типа гласный + согласный (например: ам), прямые слоги типа согласный + гласный (например: та), а затем слов согласный-гласный-согласный (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками, я использую квадратики: красные для обозначения гласных звуков, синие для обозначения согласных твердых звуков, зеленые — мягкие согласные звуки.
Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
У детей формируются умения:
различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове;
слышать и выделять в ряду других звуков;
Задачи:
познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу.
В процессе работы дети учатся интонационно подчёркивать, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов со звуком, так же осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала:
(игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.) Игры с предметными картинками (где изображены различные предметы, игрушки, животные и др.) позволяют выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию.
При организации игр по развитию звукового анализа и синтезая придумываю интересные сюжеты, использую соревновательные моменты, игры-иллюстрации, создаваю игровые ситуации.
Например, пойти в магазин и купить вкусные продукты со звуками «к» и «кь» или «с» и «сь», класть их в корзинку, сумку. Потом посчитать, кто больше набрал «продуктов». Составление схем слов из цветовых символов (пуговиц или кружочков) чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. Считаю важным научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы персонажам — гостям на занятиях, друг другу и логопеду. Специально допущенные мною ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность дошкольников (внимание, память, мыслительные операции), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей.
На занятиях по звуковому анализу и синтезу я использую такие игры, как: «Звуковой кубик», «Цепочка слов», «Составь и прочитай слово», «Кто в домике живёт?», «Определи первый звук в слове», «Волшебный коврик» и другие. Дети играют в них с большим удовольствием. Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Такая работа эффективна — уже после проведения нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей. Процесс автоматизации и дифференциации звуков протекает быстрее; формирование правильной слоговой структуры слова значительно ускоряется. Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать короткие и длинные слова, с удовольствием отстукивают или отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове. Следовательно, после проведённой работы по данной проблеме заметны улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Игры на формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста:
«Нужный звук»
Необходимо подбирать слова с заданным звуком. «Представь, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).
Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).
«Поймай мяч»
Задание : «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».
«А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».
«Отгадай, какое слово задумано»
Называю слова, в которых недостает первого звука (рак, мак, бак, лак), а вы отгадываете правильно и громко произносите все слово.
«Кто больше?»
Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.
Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Добавьте последний звук, чтобы получилось слово.
«Цепочка»
Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот...
«Составь слово из отдельно названых звуков»
«Поймай словечко в ладошки»
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Слово мак.
Называю звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.
Рефлексия.
Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
- Сегодня я узнала…
- Меня сегодня удивило…
- Больше всего мне понравилось…
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
Надеюсь, что вы подчеркнули что-то для себя интересное.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 6
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Мастер-класс по теме:
«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 6
ст. Старощербиновская
Бикетова В.А.
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Опыт по ознакомлению детей с родным городом...
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...