Доклад "Знакомство с конструктором ТИКО"
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дарья Юрьевна Ростовцева

Доклад "Знакомство с конструктором ТИКО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tiko.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с конструктором ТИКО»

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом своей  работы с конструктором ТИКО.

Что такое же такое  ТИКО?

Трансформируемый  Игровой  Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Использование конструктора  ТИКО может быть  в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид и  др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача родителей и педагогов - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его полноправного участника и преобразователя.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Задачи конструкторов «ТИКО»:

Образовательные:

-  систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

 Развивающие:

- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательные:

- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Для детей младшей группы я советую, сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор:  по цветам и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.

Существует 12 наборов конструктора ТИКО:

1. Фантазёр

2. Геометрия

3. Школьник

4. Архимед

5. Класс

6. Шары

7. Платоновы тела

8. Малыш

9. Арифметика

10. Грамматика

11. Эрудит

12. Английский язык

Для своей работы я выбрала набор ТИКО Фантазёр, по которому я провожу факультатив для детей старшего дошкольного возраста.

Программа факультативной деятельности «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель факультатива: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Развивающие: 

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие: 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

 Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:

• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогу развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности;

 • в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;  

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;

Основные направления работы

Факультатив состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

           Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы.

Так же работая с ТИКО конструктором нужно не забывать об особенностях детей. Я работаю с детьми с задержкой психического развития.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения. В следствии этого при работе  данной категорией детей нужно учитывать особенности их здоровья.

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием конструктора "Тико"

Занятие "Необычные детали" - полностью авторская разработка, основанная на использовании тико-моделирования в детском саду,  вступление и физкультминутку сочинила на досуге....

НОД по конструированию, с использованием конструктора "Тико". Тема : "Дорожка для зайчонка"

НОД во второй младшей группе детского сада с применением конструктора "Тико".Тема: "Дорожка для зайчонка"...

Методический сборник образовательной деятельности детей 4-5 лет по рисованию с использованием конструктора ТИКО

Сборник содержит занятия по рисованию для средней группы интегрированные с конструированием из ТИКО конструктора....

«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.

Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование  – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой  Конструктор для Обучения)...

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер -  класс: " Тико и нейропсихолог...