Доклад "Знакомство с конструктором ТИКО"
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Знакомство с конструктором ТИКО»
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы с конструктором ТИКО.
Что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Использование конструктора ТИКО может быть в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача родителей и педагогов - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его полноправного участника и преобразователя.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательные:
- систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательные:
- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Для детей младшей группы я советую, сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор: по цветам и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Для своей работы я выбрала набор ТИКО Фантазёр, по которому я провожу факультатив для детей старшего дошкольного возраста.
Программа факультативной деятельности «ТИКО-ФАНТАЗЕРЫ» имеет:
• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;
• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Цель факультатива: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
Развивающие:
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие:
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:
• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогу развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности;
• в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная;
• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;
• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;
Основные направления работы
Факультатив состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- совершенствование навыков классификации;
- развитие комбинаторных способностей;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- формирование целостного восприятия предмета;
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы.
Так же работая с ТИКО конструктором нужно не забывать об особенностях детей. Я работаю с детьми с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения. В следствии этого при работе данной категорией детей нужно учитывать особенности их здоровья.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с использованием конструктора "Тико"
Занятие "Необычные детали" - полностью авторская разработка, основанная на использовании тико-моделирования в детском саду, вступление и физкультминутку сочинила на досуге....
НОД по конструированию, с использованием конструктора "Тико". Тема : "Дорожка для зайчонка"
НОД во второй младшей группе детского сада с применением конструктора "Тико".Тема: "Дорожка для зайчонка"...
Методический сборник образовательной деятельности детей 4-5 лет по рисованию с использованием конструктора ТИКО
Сборник содержит занятия по рисованию для средней группы интегрированные с конструированием из ТИКО конструктора....
«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.
Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)...
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер - класс: " Тико и нейропсихолог...