Задачи и содержание художественного ручного труда.
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Задачи и содержание художественного ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_soderzhanie_hudozhestvennogo_ruchnogo_truda.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

                          Задачи и содержание художественного ручного труда.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд. Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда  поставлен ряд задач:

  • Развить эстетическое восприятия, творческое воображение, гибкость мышления.
  • Воспитать качества человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
  • Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
  • Развить умение планировать, создавать поделку по образцу, по собственному замыслу.
  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать и творить с ними.
  • Развить технические навыки работы с материалами и инструментами

Содержание художественного труда дошкольников.

В своей практике с детьми художественным ручным трудом использую такие виды деятельности:

  • Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус, изготовление одежды кукол)
  • Работа с природным материалом (изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки, составление декоративных букетов)
  • Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, изготовление открыток)
  • Работа с пластилином, глиной, тестом (создание декоративных украшений, изготовление игрушек – сувениров, кукольной посуды)
  • Работа с бросовым и искусственным материалом (изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха).

Формы представления результатов продуктивной деятельности:

  • Организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,
  • Открытые мероприятия,
  • Участие в смотрах, конкурсах детского сада, района, города, области, всероссийских.
  • Работа с родителями предполагает: папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Организация и методика работы с дошкольниками по художественному ручному труду.  

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

  • От простого к сложному.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип тематических циклов.
  • Индивидуального подхода.
  • Принцип последовательности.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

 Занятия с детьми проводились по следующей схеме:

  • Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  • Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
  • Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  • Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  • Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  • Самостоятельное изготовление поделки.
  • Анализ готовых поделок своих и товарищей.
  • Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

При организации занятий  по обучению детей ручному труду соблюдаются  следующие условия:

  • Учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей.
  •  При отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми  учитываем  разницу  в   интересах   мальчиков и девочек.
  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • Используется  усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и творческого характера.
  • Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
  • Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества.
  • Для того,  чтобы  поддержать интерес по изготовлению поделок, мы  в своей  группе создали «Уголок художественного ручного труда ». Создание такого  уголка   предполагает  следующее:
  • наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
  • обеспечение свободного доступа к  материалам;
  • наличие образцов построек и поделок;
  • выставка собственных поделок

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель развивает  творческие способности дошкольника.

В процессе занятий художественным ручным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности. Применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа:

  • знакомство с материалом и его свойствами;
  • обучение техникам и приемам;
  • изготовление поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гномики – маленькие помощники-рукодельники» занятие-развлечение по художественному ручному труду для детей старшей логопедической группы.

Занятие-развлечение по по художественному ручному труду  «Гномики – маленькие помощники-рукодельники».(проводилось с  детьми старшей логопедической группы).Образовательная область...

Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда (автор А.В. Матвеева)

В данном материале показано влияние художественного ручного труда на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, повышению  обучаемости  детей, активизации их готовност...

Художественный ручной труд в подготовительной группе на тему: "Составление осеннего букета"

Ознакомление детей с искусством составления букетов - икебаны, используя разнообразный природный материал:засушенные растения, колосья, веточки деревьев, различные семена, ракушки и прочий материал. Н...

Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда.

воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна   МАДОУ  ЦРР детский сад №44»Веселые нотки»   город Северодвинск...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

НОД по художественно - эстетическому развитию (художественный ручной труд) в подготовительной к школе группе "Морячок".

Данный НОД составлен по программе "Детство" с использованием конспектов комплексно - тематических занятий под редакцией Голицыной Н.С....