Задачи и содержание художественного ручного труда.
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Задачи и содержание художественного ручного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_i_soderzhanie_hudozhestvennogo_ruchnogo_truda.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи и содержание художественного ручного труда.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд. Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания.
Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда поставлен ряд задач:
- Развить эстетическое восприятия, творческое воображение, гибкость мышления.
- Воспитать качества человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
- Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
- Развить умение планировать, создавать поделку по образцу, по собственному замыслу.
- Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать и творить с ними.
- Развить технические навыки работы с материалами и инструментами
Содержание художественного труда дошкольников.
В своей практике с детьми художественным ручным трудом использую такие виды деятельности:
- Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус, изготовление одежды кукол)
- Работа с природным материалом (изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки, составление декоративных букетов)
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, изготовление открыток)
- Работа с пластилином, глиной, тестом (создание декоративных украшений, изготовление игрушек – сувениров, кукольной посуды)
- Работа с бросовым и искусственным материалом (изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха).
Формы представления результатов продуктивной деятельности:
- Организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,
- Открытые мероприятия,
- Участие в смотрах, конкурсах детского сада, района, города, области, всероссийских.
- Работа с родителями предполагает: папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
Организация и методика работы с дошкольниками по художественному ручному труду.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
- От простого к сложному.
- Принцип систематичности.
- Принцип тематических циклов.
- Индивидуального подхода.
- Принцип последовательности.
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
- Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
- Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
- Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
- Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
- Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
Занятия с детьми проводились по следующей схеме:
- Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
- Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
- Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
- Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
- Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
- Самостоятельное изготовление поделки.
- Анализ готовых поделок своих и товарищей.
- Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
- При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.
- Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
- Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и творческого характера.
- Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
- Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества.
- Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, мы в своей группе создали «Уголок художественного ручного труда ». Создание такого уголка предполагает следующее:
- наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
- обеспечение свободного доступа к материалам;
- наличие образцов построек и поделок;
- выставка собственных поделок
Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель развивает творческие способности дошкольника.
В процессе занятий художественным ручным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности. Применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа:
- знакомство с материалом и его свойствами;
- обучение техникам и приемам;
- изготовление поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Гномики – маленькие помощники-рукодельники» занятие-развлечение по художественному ручному труду для детей старшей логопедической группы.
Занятие-развлечение по по художественному ручному труду «Гномики – маленькие помощники-рукодельники».(проводилось с детьми старшей логопедической группы).Образовательная область...
Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда (автор А.В. Матвеева)
В данном материале показано влияние художественного ручного труда на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, повышению обучаемости детей, активизации их готовност...
Художественный ручной труд в подготовительной группе на тему: "Составление осеннего букета"
Ознакомление детей с искусством составления букетов - икебаны, используя разнообразный природный материал:засушенные растения, колосья, веточки деревьев, различные семена, ракушки и прочий материал. Н...
Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда.
воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск...
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
НОД по художественно - эстетическому развитию (художественный ручной труд) в подготовительной к школе группе "Морячок".
Данный НОД составлен по программе "Детство" с использованием конспектов комплексно - тематических занятий под редакцией Голицыной Н.С....
- Мне нравится (3)