организация трудовой деятельности у детей
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых. Элементы трудовых действий отражаются в игре, трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры, игровые действия включаются в процесс труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_trudovoy_deyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых. Элементы трудовых действий отражаются в игре, трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры, игровые действия включаются в процесс труда.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.
Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:
1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой трудовое воспитание, включает его основные виды:
самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд
труд в природе,
В учебном плане и режиме дня отводится место для специально спланированной деятельности и занятий: это
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
На занятиях у детей формирую представления о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов), учу приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.) развиваю мелкую моторику рук.
Трудовая деятельность предоставляет возможность решать многочисленные коррекционные задачи.
- прежде всего помогает формировать у детей умение планировать и контролировать собственные действия.
- детей учат работать по определенному алгоритму, представленному в виде наглядных опор,
- побуждают к проговариванию выполняемых действий,
- к словесному отчету о результатах работы,
- к ее планированию.
Большое значение для нравственного и интеллектуального развития детей имеет труд в природе. У детей формируются такие положительные личностные качества как трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность и др. Ухаживая и наблюдая за растениями дети лучше понимают роль и значение каждого конкретного действия и их логических последовательностей.
В трудовой деятельности развивается потребность трудиться, формируется умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, формируются социально-нравственные качества и понятия, развиваются умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Одним из направлений трудового воспитания является ознакомление детей с трудом взрослых и ролью труда в жизни людей. Такое знакомство происходит на занятиях по "ознакомлению с окружающим миром …", во время чтения и обсуждения художественных произведений, специальных бесед на тему труда взрослых, экскурсий на рабочие места сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара и др.) Важной составляющей этой работы является воспитание уважения к труду взрослых.
Таким образом, трудовая деятельность являются мощным стимулом для развития у детей личностные качества, познавательной активности, речи.
В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
Организуя трудовую деятельность, я обеспечиваю всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, формирую жизненно необходимые умения и навыки, воспитываю ответственность самостоятельность. Я стараюсь так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Я учитываю основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
подчеркиваю общественную значимость труда;
- слежу за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
- строго соблюдаю нормы нагрузки, выполняя детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяю самостоятельность детей;
-создаю условия для доброжелательного отношения ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляю внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.
В процессе любого вида труда я решаю задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение.
Для решения программных задач по трудовому воспитанию я использую разные формы методической работы:
- консультации,
- конкурсы,
- смотры,
- открытые просмотры,
- обобщение передового педагогического опыта.
В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:
Смотры:
- уголков природы;
- самостоятельной деятельности;
- занятий ручного труда
Обобщая опыт работы, провожу консультации, где освещаю вопросы по организации самостоятельной двигательной активности, по организации развивающего пространства, приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о значении ручного труда для формирования личности ребенка и развитию мелкой моторики, о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована в соответствии с требованиями программы.
Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:
- комфорта и эмоциональное благополучие ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);
- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки).
Оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной детской деятельности:
- художественный;
- конструктивно-строительный;
- природы;
- ручного труда;
В работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- материал для развития мелкой моторики рук;
- различные конструкторы.
На нашей игровой площадке стараюсь создавать оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей я уделяю взаимодействию с родителями.
Я обмениваюсь с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности (лопаты, палочки для рыхления почвы), совместных творческих выставок детей и родителей, (поделки из природного материала, аппликация; «Наши умелые руки семьи») фотовыставок («Я люблю трудиться!», « Наш отдых».
Однако для создания оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников мною намечено:
1) продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
2) оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по трудовому воспитанию;
3) обобщить и представить педагогический опыт (консультации, публикации по обмену опытом в трудовом воспитании детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Конспект организации трудовой деятельности. (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе....
Организация трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осущ...
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...
Ознакомительный семинар по теме «Виды трудовой деятельности, методы развития детской инициативы и самостоятельности при организации трудовой деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...
Консультация для молодых педагогов «Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»
Консультация поможет систематизировать знания у молодых педагогов о видах трудовой деятельности, о формах организации трудовой деятельности в ДОУ...
Консультация для педагогов "Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ"
Консультация для педагогов "Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ"...