Методическая разработка «Годовой план работы по обучению техники оригами детей 5-6 лет»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Данная методическая разработка посвящена годовому планированию работы в технике "Оригами" с детьми 5-6 лет, представлен диагностический материал, список литературы, планирование работы с детми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_origami.docx | 398.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Годовой план работы по обучению техники оригами детей 5-6 лет»
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №11 комбинированного вида Московского района
Воспитатель: Валеева Т. Е.
Квалификационная категория 1
Стаж работы в должности: 10 лет
Цель: Обучение детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами». Формирование у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала детей.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- Подготовить план работы на год;
- Учить детей различным приёмам преобразования бумаги;
- Познакомить с базовыми формами в оригами;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Развивать кисти рук, глазомер, координацию движений;
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
Предполагаемый результат: в результате обучения по данной программе дети:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами:
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Оригами- японское искусство складывания бумажных фигурок. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов Прогимназии «Талант», так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Педагоги заметили, что оригами воздействуют на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом.
Но развитие умственных способностей не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.
Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности и самостоятельности, бережливости. Способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить их, так как позволяет сделать подарок своими руками. За счет частичной или полной дорисовки деталей, применяя цветовые сочетания, у детей развивается художественное творчество, оформительские способности. А обыгрывание сложенных моделей, инсценировка литературных произведений дает возможность детям проявить свои коммуникативные способности.
Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами, стихами или загадками.
Создавая бумажные модели ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, которая в процессе складывания преобразуется в другую. Закрепляют сведения об их строении и признаках сходства и различия.
Так же педагог может сообщить детям информацию экологического характера, если это фигурки животных.
Всю жизнь человек соприкасается с животным миром и каким будет его отношение к представителям фауны во многом зависит от его воспитателей, будь это родители или педагоги. Раздавит малыш замеченного им жука или обойдет, даст корм голодным птицам или прогонит их с кормушки. Будет ухаживать за любимым питомцем или возьмет ради забавы, а потом прогонит прочь, не желая заботиться о нем. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению.
Начинать знакомство нужно с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять свои действия с бумагой
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова одобрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
- Применяйте свои артистическое способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький учитель с радостью придет вам на помощь.
- Помните, занятие не должно длиться более 20 минут. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились, над фигуркою трудились.
Уголочки загибали и немножечко устали.
Мы легонько их встряхнём снова складывать начнем!
Рекомендации
Прежде чем приступить к занятиям с детьми Вам следует освоить основы техники складывания бумаги:
- Термины и знаки, принятые в оригами.
- Способы получения базовых форм.
- Овладеть способами складывания классических моделей.
Каждой фигурке стоит посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата.
Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление («мороженое» - «сахарная трубочка», «дверь» - «шкафчик»).
Занятия стоит проводить в подгруппах по 5-6 человек.
Этапы:
1Изучение методической литературы
В ходе работы мной была изучена следующая литература:
- Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги»;
- Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»;
- Коротеев И. А. «Оригами для малышей»;
- Соколова С. В. «Школа оригами»
- Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы».
Литература по теме самообразования | |||
Время работы с материалом | Название, автор | источник (сайт; издательство, год издания) | Результат |
Богатеева З. А. «Чудесные поделки и з бумаги» | Познакомилась с историей «оригами», узнала, какие виды бумаги можно применять для поделок, узнала приемы по изготовлению поделок, последовательность по усложнению приемов оригами. Эту книгу я взяла за основу в своей работе с детьми. | ||
Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» | Из данной книги я взяла информацию для консультации родителям об искусстве оригами | ||
Коротеев И. А. «Оригами для малышей» | М. : Просвещение : АО "Учеб. лит.", 1996 | Представлено много схем оригами для детей дошкольного возраста | |
Соколова С. В. «Школа оригами» | Представлено много информации одностороннему оригами, которое применяется в аппликации | ||
Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы». | Айрис-Пресс, 2014 г. | представила модели, которые можно сделать на основе базовых форм оригами. Это разнообразные орнаменты, кубики, фигурки животных, игрушки, ёлочные украшения. Однако эта книга предназначена для детей старшего дошкольного возраста и школьников, ее можно использовать, когда дети ознакомятся и научатся выполнять простейшие формы оригами. Поэтому в этом году по этой книге поработать мне не представилось возможным. |
В своей работе я активно применяла показ детям видео с поэтапным процессом изготовления поделок, это очень помогало ребятам при изготовлении поделок (https://vse-kursy.com/read/410-onlain-uroki-origami.html )
На данном сайте представлены поэтапные схемы складывания оригами (https://all-origami.ru/neslozhnye-origami-malenkie-shagi-v-bolshoe-iskusstvo/ )
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Работу по данной теме я совместила с НОД по конструированию
Дата | Тема НОД |
20.11.2019 | Лисичка - Познакомить с базовыми формами в оригами. Упражнять детей в аккуратном складывании |
11.12.19 | Снежинка - учить работать с исходной формой «квадрат». |
22.01.20 | Новогодние украшения Выполнение поделки из одного бумажного квадрата. - Продолжать учить работать с исходной формой «квадрат». Способствовать развитию творческого воображения. |
5.02.20 19.02.20 | Самолет, парусник Изготовление поделок в преддверии Дня защитника отечества. |
25.03.20 | Коллективная аппликация «Грачи прилетели» |
Апрель | «Ракета» Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики |
Май | «Что? Где? Когда?» Диагностическая викторина |
Помимо непосредственно образовательной деятельности, в уголке ИЗО я положила материалы для самостоятельной деятельности детей: заготовки для оригами разного цвета, схемы для поделок, ножницы. Для родителей были подготовлены консультации «Значение оригами для всестороннего развития ребенка», «Развитие творческих способностей детей в семье». В ходе работы было видно, что тем детям, с кем родители дома занимались над данной темой, было намного проще выполнять задания и осваивать новые приемы складывания.
При организации работы с детьми по созданию оригами было видно, что детям трудно складывать поделки, опираясь на схемы. Поэтому для облегчения процесса, я сделала пооперационные карты по оригами.
Анализ выполнения программы (диагностика). Выводы
В самом начале своей работы я провела небольшую диагностику умений детей.
В ходе непосредственно образовательной деятельности мною были предложены детям задания:
- Сложить лист пополам, по диагонали
- Назвать геометрические фигуры
- Разрезать бумагу по линии сгиба
- Сложить воздушного змея по схеме
5 баллов – выполняет задания сам
4 балла – нуждается в небольшой помощи взрослого,
3 балла – не справляется с заданием самостоятельно, только при помощи взрослого
2 балла – не справляется с заданием даже после помощи взрослого
Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: (от 20 до 25 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям
Средний уровень: (от 14 до 19 баллов)
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.
Низкий уровень: (ниже 13 баллов)
Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.
Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (техника оригами) за ноябрь
ФИО ребенка | Складывает прямоугольный лист бумаги пополам, квадрат – по диагонали | Знание геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция) | Умеет резать ножницами по прямой линии | Умеет следовать устной инструкции | Умеет складывать с опорой на схему | Общее количество баллов, уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Годовой план на 2014-2015 учебный год"
Годовой план на 2014-2015...
Конспект итогового занятия в старшей группе по результатам работы кружка «ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ». Тема: «Цветущая весна»
конспект мероприятия...
Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.Учитель – логопед Сидорова Мария Ильинична МАДОУ № 219 «Детский сад комбинирован...
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....
Методическая разработка Перспективный план работы по теме «Использование технологии оригами в развитии детей»
В методической разработке Перспективный план по теме "Использование технологии оригами в развитии детей" я предлагаю темы для изготовления поделок в соответствии с лексическими темами ...
Участие в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый год
Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый учебный год...
Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"
Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...