Технология "Дары Фрёбеля"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект - описание технологии.
Консультация для родителей.
Консультация для педагогов.
Конспекты занятий НОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.51 КБ |
![]() | 1.63 МБ |
![]() | 20.87 КБ |
![]() | 18.09 КБ |
![]() | 156.88 КБ |
![]() | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДАРОВ ФРЕБЕЛЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель Бирюкова М.Н.
го Королёв, Московской области
2020г
I.Введение.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в процессе получения ребёнком дошкольного образования, должно быть обеспечено всестороннее развитие личности.
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
- Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- Формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
- Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики».
Актуальность:
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Основные принципы технологии:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
- Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
- Принципы педагогики Фрёбеля.
- Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
Дары Фрёбеля - новый подход
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках,
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
- познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»;
- речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
- художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
- физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Направления технологии:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации технологии:
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для дополнительного образования.
Объекты технологии:
- Дети 2-7 лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации технологии:
Для детей 2-3 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 9 – 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Для детей 3-4 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.
Для детей 4-5 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для третьего года обучения.
Для детей 5-6 лет
Данный курс состоит из 72 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для четвертого года обучения.
Для детей 6-7 лет
Данный курс состоит из 72 занятия по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для пятого года обучения.
На протяжении внедрения технологии педагог постоянно должен следить за обеспечением условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Цель технологии:
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи технологии по областям развития дошкольников:
1.Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2.Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
- Формирование начал самопознания.
3.Речевое развитие:
- Развитие речевых способностей и умений;
- Формировать предпосылки чтения и письма;
- Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4.Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эстетическое мировидение;
- Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5.Физическое развитие:
- Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 2-3 лет:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Для воспитанников 3-4 лет:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме.
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
- видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Для воспитанников 4-5лет:
- знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
- умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб), развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
- формирование грамматически правильного строя речи.
- умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
- развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления
- объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Для воспитанников 5-6лет:
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
- понимание на слух текста художественного произведения,
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Для воспитанников 6-7лет:
- развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,
- развитие элементарных математических представлений,
- расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности
- развитие диалогической речи,
- коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом,
- развитие навыков планирования
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
- формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения
- становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству
Для педагога:
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
- Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Описание и технические характеристики:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»
Консультация для родителей
Дары Фридриха Фрёбеля
Воспитатель Бирюкова М.Н.
го Королёв, Московской области
2020г
С 1 января 2014 года в действие вступил новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Развивающая среда образовательной организации должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.
Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Еще в 19 веке Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци говорил, что «Игра - это не ребячество, а высший уровень развития ребенка»
Август Фрёбель являетсяя создателем самого понятия «детский сад».
Фрёбель - впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!»), а воспитателей он называл «садовницами».
По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.
Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фребеля.
Сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим посбием «Дары Фрёбеля».
Работу с «Дарами» мы начали с «Первого дара». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на веревочке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мы держали мячик за веревочку и показывали ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Именно этот «Дар» предназначен для детей раннего возраста.
В нашей группе с этим «Даром» мы проводим следующие игры : «Крыглый и мягкий», целью игры является знакомство с геометрической формой шар и его свойствами(твердый, мягкий, катится). «Вправо, влево и вокруг», «Вперед-назад». Целью этих игр является прстейшее ориентивание в пространстве относительно ребенка. Очень интресной игрой для малышей стала игра « Куда спрятался мячик» в ходе игры дети занкамятся с понятиями «Внутри, снаружи», с предлогами «в»,»рядом», «около».
Предлагаю вам поиграть:
Мячик в руки мы возьмем .
И туда-сюда качнем.
(Дети раскачивают мяч из стороны в сторону)
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
(Дети раскручиваю мячик, держа за ниточку).
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
(Вращение мяча по кругу)
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал
(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх - вниз).
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!.
(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).
Следующий дар, с которым мы знакомили малышей -это небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребенок знакомиться с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. С детьми проводили следующие игры: «Катится-не катится», «Построй башенку», «Что спряталось в ладошке»
Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Следующие дары предназначены для детей старше 3 лет. Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и о составляющих его частях («сложное единство», «единство в многообразии»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, каждая половина – на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок освоился, конечно, не изымаются.
Пятый дар – кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар – кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и т.д.
Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоции методики изучения формы.
Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.
Модуль № 7 «Цветные фигуры» способствует изучению различных плоскостных геометрических фигур, сортировке и упорядочиванию фигур по цветц и форме, прдназначен для детей с 5 лет.
Модуль №8 «Палочки» тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторные координации, способствует обучению счету и используется в качетве счетного материала. Он предназначен для детей с 4 лет. С детьми 3 лет, данный дар использовали следующим образом: давали детям игровое задание - построй «Дорожку для медвежонка», «Будку для шарика», «Заборчик для петушка».
Модуль № 9 «Кольца и полукольца» развивает творческие способности детей- помогает сомталять разнообразные узоры для детей начиная с 4 лет.
Модуль №10 «Фишки» так же может быть использован в качестве счетного материала, а так же помогает знакомить детей с функциями сложения и вычитания.
Модули 11 и 12 «Цветные тела» и «Мозаика и шнуровка» предназначены для детей с 2 лет. Они помогают знакомить малышей с понями цвет, орма, развивают мелкую мотрику рук. С детьми нашей группы мы проводим следующие игры с данным «Даром» : «Собери бусы по цвету», « Собери по схеме» ( чередование по цвету, по форме), «Выкладывание цветных дорожек».
Модули 13 и 14 «Башенки» и «Арки и цифры» предназначены для детей с 4-5 лет. Закрепляют название геомтерических фигру, развивают млкую мотрику и позволяют создавать различные конструкции.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «Путешествие в город Фребеля»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Цель: развитие интереса к предмету математики с использованием Даров Фрёбеля на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию умения применять математические знания и использовать игровой набор Фребеля в нестандартных практических задачах.
-тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд;
- тренировать умение находить числа (закрепление активных слов перед, после, между, соседи);
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве.
-совершенствовать навыки устного счета до 10;
-обобщать знания, касающихся геометрических фигур, направление в пространстве, т.е. влево, вправо, вперед, назад, по диагонали;
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность;
Развивающие:
-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
-развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывая мнение партнера.
- развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Материал: Дары Фребеля №1, №2, №7, №5, №9, №10, карточки с примерами, пояс, схемы, модульные геометрические фигуры, куклы Нарспи, Сетнер, ножницы, круги из картона, билеты.
Предварительная работа: знакомство с автобиографией Фридриха Фребеля. Правильное применение Даров для решения математических задач. Разучивание стихов математического содержания. Решение математических задач на слух.
Ход организованной образовательной деятельности
(дети входят в зал парами)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, вставайте в круг
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу справа
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг. (стук в дверь)
Ребята, посмотрите, к нам пришли – Нарспи и Сетнер, они из сказочного города Фребель. Как-то гуляя по городу, они нашли пояс. Стали спорить кому он достанется. Они не смогли разделить его между собой. Каждому хочется взять его себе. Ребята поможем разделить пояс на 2 равные части?
Подумайте, как надо это сделать?
Дети: Надо сложить его пополам, точно подравнять концы и стороны, и углы, прогладить линию сгиба, отрезаем.
Воспитатель: На сколько частей вы разделили поясок? (Ответы детей) Молодцы, помогли. Нарспи и Сетнер благодарят вас и приглашают в гости в город Фребеля. Но туда непросто попасть, жители города приготовили несколько заданий.
Первое задание. Как вы думаете, на чем можно добраться до сказочного города? (На машине, самолете, корабле.)Правильно! Но мы с вами отправимся на самолете, который прислали за нами жители города. Чтобы занять места на самолете, нужно купить билет. Билет будет стоит 10 фрёбелей. Вам поможет ДАР 5P. Перед вами кубики с числами. Ваша задача составить число 10 из двух меньших чисел, а, значит, кубиков должно быть два. (Дети составляют число 10).
Воспитатель: Как вы составили число 10? (Воспитатель спрашивает всех детей). Молодцы! Правильно! (Воспитатель обменивает кубики на би-
леты).Сели, дети, дружно в самолет. Наш самолет качается, вправо, влево, вперед, назад. Вот мы и прилетели.
Второе задание.
Воспитатель: Нарспи и Сетнер приготовили нам следующее задания.
Все, жители и гости этого города носят бусы. Нам нужно собрать бусы по схеме. Берите Дар J1, перед вами схема, объемные фигуры и шнурки. (дети собирают бусы) Все справились с этим заданием? Назовите первую/последнюю/вторую фигуру на ваших бусах. Сколько всего фигур получилось? Какие фигуры вы использовали? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте немного разомнемся!
Считай, делай
Ты подпрыгни столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз поднимем руки
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков
Третье задание. Ребята, посмотрите здесь выложены цифры, и жители этого города хотят узнать, умеем ли мы решать задачи, примеры. Будьте очень внимательны, слушаем. Ответы не выкрикиваем, а поднимаем карточку с цифрой. Здесь нас ждут хитрые задачки.
-На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
-Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3ч)
-Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
-У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
-Сколько ушей у двух мышей? (4)
-Сколько носов у 3 котов? (3)
-Сколько рогов у 3-х коров? (6)
-Сколько концов у одной палки? (2)
-В маленьком пруду плавало 7 карасей и 3 сома. Сколько акул плавало?
Запасные задачи: покажите пожалуйста, цифру которая стоит после цифры 5,2,7; перед цифрой 3,8,10; между цифрами 2и4,7и9,3и5; покажите пожалуйста, соседей числа 2;6,8; какое число больше 3, но меньше 5; после какого числа идёт число 6; покажите число, предшествующее числу 4, последующее числу 7 .
Сосчитай количественным счетом до 10(один, два, три….) и обратно. Сосчитай порядковым счетом до 10(первый, второй, третий…).
Четвертое задание. Ребята, посмотрите здесь еще одно задание. В подарок мамам жители города хотят украсить крышки коробочек для подарков самоцветами из даров Фребеля. Выложите самоцветы по словесной инструкции. Дети, берите дар J2. Слушайте меня внимательно и выполняйте задание. (Воспитатель читает инструкцию, дети выполняют задание в парах).
Воспитатель читает инструкцию:
1. Выложите 3 желтых самоцвета в правом верхнем углу;
2. Выложите 2 не красных самоцвета в середине крышки;
3. Выложите больше чем 2, но меньше чем 4 синих самоцвета в верхнем левом углу;
4. В нижнем правом углу выложите столько зеленых самоцветов, сколько самоцветов находится в середине.
Проверка
Воспитатель: Давайте проверим! Где вы расположили 3 желтых самоцвета? (в правом верхнем углу) Какие самоцветы у вас в середине? (2 не красных) Сколько самоцветов в верхнем левом углу? (3) Почему? А в нижнем правом сколько? (2) Почему?
Дети: Ответы детей (хоровые и индивидуальные).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли к дому, где живут Нарспи и Сетнер, Посмотрите что здесь? (праздничный торт). Ребята, торт какую форму имеет? (ответы детей)
Воспитатель: Сколько нас сосчитайте. А теперь надо поделить торт на части. Как надо разделить его? На сколько частей? (практическое задание – выполняют дети)
Воспитатель: Молодцы, справились, дети. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и побывали в гостях. Вы доказали, что вы на самом деле самые умные и сообразительные. Теперь мы смело можем возвращаться обратно в детский сад, садимся в самолет и полетели,… Сели дружно в самолет. Наш самолет качается, вправо, влево, назад, вперед. Вот мы и прилетели.
Что вам больше всего запомнилось? Где мы были? Что делали? Какое задание было самым трудным для вас? (Ответы детей) Вы ребята, молодцы, спасибо вам, очень порадовали. А теперь пойдемте отдыхать.
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие на остров Логика»
Образовательные области: познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Вид занятия: занятие-игра
Формы образовательной деятельности: групповая (фронтальная)
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач, формировать навыки самоконтроля.
Интеграция образовательных областей по задачам:
1.Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить навыки прямого и обратного счёта
- развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
- развивать умение решать математические задачки
2.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:
- формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.;
3.Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформированность устойчивого интереса к занятиям математикой.
Подготовительная работа: Решение математических задач с даров Фребеля, настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», Раскраски «Геометрические фигуры».
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля»: 5P, J1, J2, дар №7, дар №8.
Этап занятия
Структурные компоненты деятельности
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Время
1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Педагог интересуется настроением детей, предлагает улыбнуться друг другу и поделиться настроением с гостями.
«Давайте улыбнемся и подуем на ладоши!
А теперь, послушайте, что я вам сейчас расскажу.
Дети входят в группу. Улыбаются друг другу. Дуют на ладошки, передавая свое настроение гостям. Встают в круг.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
- Ребята, к нам, в детский сад, на электронную почту пришло письмо. Прислали его жители далекого и очень необычного острова Логики. Хотите узнать, о чем говорится в письме?
- Тогда слушайте и смотрите!
Воспитатель открывает электронную почту и читает письмо: «Дорогие ребята, пишут вам жители из далекого острова Логики. На остров богат и известен своими дарами, дарами Фребеля, и мы очень любим решать разные задачки. До нас долетели вести о том, что дети вашей группы занимаются логикой и мы решили познакомится с вами и приглашаем вас к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные и познавательные задания. Очень вас ждем!!!»
- Вот такое письмо! Спрашивает вы хотите ли отправиться в путешествие?
- Тогда отправляемся на остров Логики. Как вы думаете, на чем можно добраться до острова?- На самолете, вертолете, пароходе, корабле.
- Правильно! Но мы с вами отправимся на корабле, который прислали за нами жители острова. Жители острова Логики передали нам задания-подсказки для нашего путешествия.
Дети слушают письмо, которое читает воспитатель. Предлагают свои варианты транспортного средства, на котором можно отправиться в путешествие.
Совместно изготавливают корабль, выбирают капитана и помощника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД
ЗАДАНИЕ 1:
- Чтобы корабль не пошел ко дну, рассаживаться нужно в определённом порядке. В этом нам поможет ДАР Фребеля 5P. Перед вами кубики, на которых есть цифры. Вам нужно взять по одному кубику (взяли), на креслах есть номера, вам нужно занять места в соответствии с цифрой на кубике. Занимать места нужно в соответствующем порядке, начиная с цифры 1.
- Закрывайте глазки, мы отправляемся.
- Наш корабль качается по волнам, наклонитесь вправо, влево…. Медленно открывайте глаза.
- Вот ребята, мы и прибыли.
- Наверное, нам надо в нее заглянуть!
Воспитатель раскрывает и читает
Дети рассаживаются по местам в соответствии с цифрой, начиная с цифры 1. Дети, оставшиеся без кубиков с цифрами, назначаются капитаном и штурманом.
Закрывают глаза
Дети открывают глаза и видят перед собой коробку со стрелочкой (дар № 1), открывают дар, там лежат 2 элемента: черный и белый мячи и сверток. Достают сверток с посланием жителей острова Логика.
2 мин.
4.
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Послание жителей остова Логика.
«Дорогие ребята, добро пожаловать к нам на остров! За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать по одному цветному элементу из дара. Цвет полученного элемента, будет означать, что следующее задание вас ожидает в том месте, где есть указатель такого же цвета. Удачи!».
Воспитатель:
- Элементы каких цветов в коробке?
- Значит, идем к месту, где находятся указатели этих цветов.
Белый и черный указатели.
ЗАДАНИЕ.
«Все, жители и гости нашего острова, носят ожерелье. Составьте ожерелье по схеме. (Схема на слайде и у детей в коробке).
Воспитатель:
- Ребята, берите Дар J1. Перед вами схема, объемные фигуры и шнурки. Составляйте ожерелье.
(Перед детьми 3 набора и шнурки на каждого. Дети выполняют задание)
- Сколько всего фигур получилось?
- Какие фигуры вы использовали?
- Молодцы, справились с заданием.
(Появляется красный элемент - мячик).
Направляемся к красному указателю. Читаем задание в свертке.
Красный указатель.
ЗАДАНИЕ.
«В подарок мамам мы хотим украсить крышки коробочек для подарков самоцветами из даров Фребеля. Выложите самоцветы по словесной инструкции».
Инструкция:
- Выложите 3 желтых самоцвета в правом верхнем углу;
- Выложите 2 не красных самоцвета в середине крышки;
- Выложите больше чем 2, но меньше чем 4 синих самоцвета в верхнем левом углу;
- В нижнем правом углу выложите столько зеленых самоцветов, сколько самоцветов находится в середине.
Воспитатель:
- Ребята, берите дар J2, удобно расположитесь и начинаем.
(Воспитатель читает инструкцию
- Давайте проверим! Где ты расположит 3 желтых самоцвета? Какие самоцветы у тебя в середине? Сколько самоцветов в верхнем левом углу? Почему? А в нижнем правом сколько? Почему?
- Правильно! Молодцы!
(Появляется жёлтый элемент - мячик).
Идем к жёлтому указателю.
Желтый указатель.
ЗАДАНИЕ.
«Для того, чтобы пройти следующее задание нужно будет решить математические задачки, ра ответы записать (выложить) с помощью палочек из дара 7.
Задачи:
(Появляется синий элемент - мячик).
Подходим к синему указателю. Читаем задание в свертке.
Синий указатель
ЗАДАНИЕ.
«Ребята, вам нужно раскрасить изображения цветными точками из дара 8. Каждой цифре соответствует определенный цвет.
Воспитатель раздает раскраски. Дети берут дары № 8 – цветные точки и выполняют задание. Девочки раскрашивают бабочку. Мальчики – мяч (на участках изображений написаны цифры.)
- Почему ты раскрасила крылья таким цветом?
- Почему этот участок мяча такого цвета?
Дети ищут нужные указатели и задания.
Перед детьми 3 набора и шнурки на каждого. Дети выполняют задание.
Дети решают задачи и выкладывают решение с помощью палочек все вместе.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний
Рефлексия
Зеленый указатель.
МОЛОДЦЫ!
«Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и нашли все элементы дара Фребеля. Вы доказали, что вы на самом деле самые умные, смелые и сообразительные. Теперь вы смело можете возвращаться обратно в детский сад, а в корабле вас ждет подарок от нас. До новых встреч!
Воспитатель:
- Давайте сложим элементы в коробку. И будем возвращаться обратно. (находим в корабле д/игру Фребеля. Занимайте свои места. Только теперь будем садиться в корабль в обратном порядке, начиная от цифры 10.
Воспитатель:
- Закрывайте глазки.
(Включается музыка «Шум моря»).
- Открывайте глазки, мы вернулись.
Выключаются слайды. Выключается музыка.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».
- Где мы были? Как назывался Остров? А почему он так назывался, как вы думаете?
- Что мы делали?
- Какое задание было самым трудным для вас?
- Вам понравилось путешествие? А что больше всего?
- Вы ребята, молодцы, спасибо вам, очень порадовали. А теперь пойдемте отдыхать.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Удивительные соединения» (технология «Дары Фребеля")
Описание: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие конструктивно-модельного творчества.
Задачи:
1. Формировать позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями конструктора («Лего» и металлического «Для уроков труда»). Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, аккуратность, самостоятельность. («Социально-коммуникативное развитие»)
2. Закрепить знания детей о назначении транспорта. Расширить представления детей о механизмах, приводящих в движение. Продолжать знакомить детей с разными способами соединения деталей (склеивание, свинчивание, спаивание) из разных материалов (дополнительного, бросового, природного). Совершенствовать навыки соединения деталей металлического конструктора с помощью гаечного ключа, винтов и гаек. («Познавательное развитие»)
3. Совершенствовать трудовые операции в работе с картоном и ножницами: располагать предмет на листе бумаги, обводить карандашом, вырезать по контуру. Развивать творческие способности и инициативу. («Художественно-эстетическое развитие»)
4. Развивать речевую активность детей, обогащать и активизировать словарь детей: уточнить названия деталей конструктора (пластина, колесо, ось, планка с отверстиями, уголок, скоба, винт, гайка), внести в активный словарь понятия «резьба», «сварка», «механический двигатель», «подвеска». («Речевое развитие»)
5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук детей, зрительно-моторную координацию. («Физическое развитие»)
Материалы и оборудование: грузовая машина с муляжами овощей, фигурки человечков из конструктора «Лего»; инженерная книга; металлический конструктор «Для уроков труда», конструктор «Лего», дополнительный и бросовый материал: крышки от бутылок с отверстиями, коктейльные трубочки, деревянные палочки; цветной картон, карандаши, ножницы; карточки-схемы.
Ход
Введение нового понятия(слова) и, или логическая взаимосвязь
Воспитатель: Ребята, маленькие жители «Цветочного городка» собрали большой урожай овощей и решили его перевести с огорода в городок. Но произошла неприятность. (показывает человечков и автомобиль со сломанными колесами)
Ребята, что же делать?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, жители «Цветочного городка» такие маленькие, что не смогут перенести большие овощи, необходим автомобиль. Как называется автомобиль, который перевозит грузы? (ответы детей)
Воспитатель: А транспорт для людей? (ответы детей)
Воспитатель: Значит для того, чтобы перевести урожай, необходим грузовой транспорт.
Из каких деталей состоит грузовой автомобиль? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как эти детали соединены между собой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодец, Саша! Кузов может подниматься (чтобы выгрузить груз) и опускаться. Кабина грузовика крепко держится. А колеса? Если шина проколота или какие-то неполадки с колесом? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! У автомобиля бывают соединения не разъемные (сварка) и разъемные (резьба). Как вы думаете, для кабины какое соединение используют? А для кузова? А для колес? (ответы детей)
Воспитатель: Повторите, как называется прочное, не разъемное соединение? (сварочное, сварка). А разъемное соединение? (резьба, резьбовое)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, для колес, какое соединение используют? (резьбовое)
Воспитатель: А можно ли колеса прибить гвоздями? Склеить? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Колеса должны быть подвижными, иначе автомобиль не поедет. А в движение автомобиль приводит механический двигатель (мотор).
Термин «Мотор» заимствован в первой половине XIX века из немецкого языка. «Мотор» - с нем.языка «двигатель», от лат.языка «мотор» - «приводящий в движение».
Схемы, карты, условные обозначения (работа с символическим материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим, из чего же состоит механический двигатель? Прежде всего - подвеска – совокупность деталей, механизмов, соединяющих колеса с автомобилем. Колеса крепятся на ось. Чтобы колеса не слетели во время движения, их нужно укрепить.
Воспитатель: (показывает карточки – схемы) Что необходимо для установки колес? (ось и колеса).
Воспитатель: А для того, чтобы колеса не слетели во время движения? (нужны крепления)
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы с вами приступим к строительству, нам надо вспомнить о профессии водителя.
Физкультминутка «Мы – шофёры»
Едем – едем на машине (руками крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправо-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил ( встряхнуть головой)
Мы шофёры – хоть куда! ( выставляем большой палец)
Инженерная книга. Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Воспитатель: Ребята, перед строительством автомобиля давайте поработаем в инженерной книге.
Автомобиль должен быть для перевозки овощей, с механическим двигателем. Подумайте, справитесь ли вы одни или возьмете себе помощников. Отметьте в своей книге, как бы вы хотели работать, в паре, группой из нескольких человек или индивидуально (дети отмечают условными обозначениями свой выбор).
Воспитатель: Подумайте, какой у вас будет автомобиль. Если вы решили работать в паре или группой, посоветуйтесь друг с другом (дети отмечают в инженерной книге)
Воспитатель: Автомобилей должно быть много, ведь большой урожай овощей нужно перевезти. Возможно, для механического двигателя деталей не всем хватит. Чем их можно заменить? Определите материал, с которым вы будите работать, способы соединения и инструменты, которые вам понадобятся. (дети отмечают условные обозначения)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь сделать свои двигатели так, чтобы они были разнообразными , не похожими друг на друга.
Воспитатель: Определите, сколько колес будет у вашего грузовика (три, четыре, шесть), чем они будут укреплены, где будет крепиться подвеска.
Дети проговаривают алгоритм последовательности конструирования придуманного автомобиля с механическим двигателем и зарисовывают схему в инженерной книге.
Техника безопасности
Воспитатель: Прежде чем приступить к строительству, давайте вспомним технику безопасности при работе с разнообразным материалом. (Опираясь на схемы – картинки дети проговаривают правила безопасности, а потом отмечают необходимые)
- все необходимые детали располагаются на подносе
- не раскидывать детали конструктора
- нельзя класть детали конструктора в рот и уши
- выполнять работу внимательно, не отвлекаться на посторонние дела
- хранить ножницы в указанном месте в определённом положении
- при работе внимательно следить за направлением резания.
- не оставлять ножницы с открытыми лезвиями
- передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили технику безопасности в работе с разным материалом.
Напомните, какие детали необходимы для постройки механического двигателя? (ось, колеса, крепление).
Воспитатель: Какие детали конструктора вы возьмете для этого? (дети называют детали и объясняют, как их будут соединять)
Воспитатель: А как еще можно соединить детали, чтобы сделать их неподвижными? (сваркой, склеиванием, сколачиванием)
Воспитатель: Какой материал можно использовать кроме конструктора для изготовления механического двигателя? (колеса из картона, крышек; ось – из трубочек, деревянных палочек)
Воспитатель стимулирует детей к проговариванию вслух моделей своих конструкций: размере, материале, строении, наличии колес.
Конструирование/Экспериментальная деятельность (стимулирование общения детей между собой)
Дети выбирают необходимый материал. При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и другие, чтобы каждый отвечал за свой этап работы. Конструируют модель автомобиля, используя зарисовки в инженерной книге. Воспитатель, предлагает детям, испытывающим трудности, обратиться за помощью к своим сверстникам, поощряет за оказанную помощь.
По необходимости, воспитатель оказывает помощь детям (прокалывание отверстий в картоне, скручивание трубочки из картона и др.)
Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось)
Воспитатель: Посмотрите на свои постройки, получилось ли у вас, то, что вы задумали?
(дети сравнивают свои постройки с зарисовками из инженерной книги; анализируют с помощью взрослого, что не удалось сделать и почему; и наоборот, что новое придумали, чего не было в рисунке, что еще могли бы добавить в дальнейшем)
Воспитатель: Ребята, у всех ли получился автомобиль с механическим двигателем? Какие трудности испытывали при конструировании?
Фотографирование деятельности и объектов
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь маленьким жителям «Цветочного городка»? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Какие разные автомобили получились! Я думаю, маленькие человечки будут рады! Целый автопарк получился! Давайте мы его сфотографируем.(Воспитатель фотографирует модели)
Обыгрывание моделей (стимуляция активизации словаря)
Воспитатель: Давайте проведем испытание нашим автомобилям - перевезем овощи на склад (Дети перевозят муляжи овощей в стилизованный склад-коробку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные автомобили. Маленькие человечки быстро перевезут свой урожай. Мне очень понравилось вместе с вами трудиться, помогать другим, создавать полезную вещь.
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы
Дети самостоятельно размещают свои конструкции в предметно-пространственной среде в соответствии с ее функцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699138-1446217937.jpg)
Организация совместной деятельности детей в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Организация совместной деятельности детей в средней группес использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Тема: Игра «Зеркало»УМК (программа) « Примерная основная образовательная программа дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-525845-1415853316.jpg)
Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Данный комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" соответствует ФГОС ДО и может использоваться как в НОД, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-700364-1456136454.jpg)
"Дары Фрёбеля"
Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-785493-1461849550.jpg)
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
Материал о немецком педагоге, его взглядах на воспитание дошкольников и его вклад в педагогику. Дары Фребеля. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-818719-1474451551.jpg)
«Из прошлого в современность…» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ в работе с детьми с ОВЗ
В статье описаны основные принципы педагогики Фридриха Фребеля и раскрывается авторское видение на возможные пути их использования в наше время....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378225-1389455189.jpg)
Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»
Конспект НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985147-1513062313.jpg)
Конспект НОД: «Путешествие на остров Фрёбеля», с использованием пособий «Дары Фрёбеля».
Основная образовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. «Детство». Возростная группа: п...