Семинар-практикум «Организация консультативно-методической работы с родителями направленной на активизацию интереса детей к миру профессий технической направленности»
занимательные факты по конструированию, ручному труду

Бородулина Ирина Ивановна

 

 

Мы восхищаемся достижениями науки, но легко забываем о тех, кто

напрямую меняет наши жизни — изобретателях и инженерах. Искусство

инженера состоит в том, чтобы быть незаметным: обычно мы вспоминаем о

нѐм только когда что-то сломалось или пошло не так. Именно люди с

инженерным мышлением проектируют нашу сегодняшнюю повседневность.

Всѐ технологическое окружение — от транспортных систем до медицинского

оборудования и интернет-сервисов — создано благодаря применению

методов инженерного мышления.

Что же такое инженерное мышление? И что может быть общего между

инженерным мышлением и детьми дошкольного возраста?

"ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности,

направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой

высокопроизводительной и надежной техники...".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк»

Игры с дошкольниками по формированию предпосылок инженерного мышления.

Составила:

Бородулина Ирина Ивановна,

воспитатель МДОУ №28 «Снегирёк».

                                       

 Снегири 2020 – 2021г.г.

Мы восхищаемся достижениями науки, но легко забываем о тех, кто

напрямую меняет наши жизни — изобретателях и инженерах. Искусство

инженера состоит в том, чтобы быть незаметным: обычно мы вспоминаем о

нѐм только когда что-то сломалось или пошло не так. Именно люди с

инженерным мышлением проектируют нашу сегодняшнюю повседневность.

Всѐ технологическое окружение — от транспортных систем до медицинского

оборудования и интернет-сервисов — создано благодаря применению

методов инженерного мышления.

Что же такое инженерное мышление? И что может быть общего между

инженерным мышлением и детьми дошкольного возраста?

"ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности,

направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой

высокопроизводительной и надежной техники...".

Зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве. Но

данный вид мышления не формируется сам по себе. Что же всѐ-таки

способствует формированию инженерного мышления у человека? А

способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего,

среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное

образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается

фундамент будущей личности.

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так

как с самого раннего детства он находится в окружении техники,

электроники и даже роботов. Действуя с наглядными моделями, дети легче

понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии

усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными

предметами. Способность к использованию в мышлении модельных образов,

становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет

усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых

мыслительных задач.

Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его

деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации

условий, провоцирующих детское действие. Младший и средний

дошкольный возраст - это самое удачное время для развития предпосылок

инженерного мышления и стоит начать с конструктивно- технических

навыков.

Детское конструирование играет важную роль в формировании творческой

личности дошкольника. Оно соответствует интересам и потребностям

ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и

моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов.

Сооруженные дошкольниками постройки активно используются в игровой

деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у

детей техническое и инженерное мышление.

Существуют виды технического конструирования:

Конструирование из строительного материала.

Конструирование из строительного материала входит в жизнь ребенка с

раннего возраста и тесно взаимосвязано с игрой. В обучении детей младшего

дошкольного возраста используются образцы простейших конструкций,

которые представлены в виде системы постепенно усложняющихся

конструкций одной тематики. В процессе конструирования по образцам у

детей формируются обобщенные способы анализа объектов и представления

о них. Это является плавным и успешным переходом к конструированию по

условиям. В старшем дошкольном возрасте возможны все формы

конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу с учетом тематики).

Здесь ребенок раскрывает структурные и функциональные свойства,

анализируя конструируемые объекты. В процессе сооружения построек

решаются задачи проблемного характера, развивается поисковая

деятельность (дети не боятся ошибок, умеют анализировать, ищут разные

способы решения одной задачи). При конструировании по замыслу дети

создают оригинальные конструкции самой широкой тематики, что говорит о

сформированности творческого характера.

Конструирование из деталей конструкторов.

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы

крепления. Этот вид конструирования относится к сложной деятельности и

используется старшими дошкольниками. Такой вид оказывает

положительное влияние на развитие воображения, демонстрирует

интеллектуальную активность. Дети экспериментируют, ищут оригинальные

решения, а затем переходят к конструированию по собственному замыслу.

Конструирование из крупногабаритных модулей.

Конструирование из крупногабаритных модулей наиболее соответствует

умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного

возраста. В конструктивной деятельности используются наборы объемных,

крупных модулей: «Занимательные кубики», «Волшебная башня»; наборы

для плоскостного конструирования: «Мозаика», «Сердечко». Путем

различных комбинаций деталей, изменения их пространственного

расположения по отношению друг к другу дети создают различные

конструкции большого размера.

Использование разных форм организации обучения (по образцу, по

условиям, по теме, по замыслу и т д.) зависит от вида конструирования и

возраста дошкольника. Диалогическая форма общения детей во время

конструирования предполагает обсуждение разных вариантов решения, а

также возможность учитывать мнения сверстников. Сочетание

индивидуальных и коллективных форм конструирования повышает

продуктивность, понимание способов деятельности и позволяет

организовывать содержательное общение детей. Включение

конструирования в различные жизненные события (праздники, игры и т д.) -

это мощный источник формирования потребности, желания конструировать.

Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, в

природном окружении и т д.) - важный этап, для развития детских замыслов.

Конструктивно-техническая деятельность, несомненно, важна в развитии

психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе

конструирования дошкольники легко усваивают многие знания, умения и

навыки:

Развиваются пространственное, инженерное мышление и конструктивно-

модельные способности ребенка. Ребѐнок на практике не только познает

такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как

надо создать тот или иной объект.

Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,

должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

Развивается мелкая моторика, глазомер. Все это крайне важно для

дальнейшего развития мышления.

Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, поскольку

конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание

пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих

действий, и отчета о проделанных действиях. Все это важно для

дальнейшего развития инженерного мышления.

Формируются такие качества как усидчивость, внимательность

самостоятельность, организованность (умение планировать свою

деятельность, и доводить начатое дело до конца).

Конструктивно-технические навыки и развивающиеся творческие

способности предоставляют большие возможности для фантазии,

воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом.

Формирование качеств личности ребенка, его физических и

интеллектуальных способностей посредством направленного

педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и

непрерывно.

Дети, набираясь конструктивно – технических навыков, реализуют свои

решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют,

а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками

технического, а затем и инженерного мышления. ьниками по формированию предпосылок инженерного мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"

Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...

семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

 Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....