Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные формы работы с родителями"
материал

Новикова Наталья Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1161 к 6

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ  «Инновационные формы работы с родителями»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Новикова Наталья Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

2019

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи: - уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.  

- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

 - активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ,

 - стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности; поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.  

 Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, листы с  формами работы.  

 Ход семинара: Перед началом семинара участники делятся на подгруппы.

 I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.  

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

 Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

 Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:  Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;  

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

 Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)  - Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).  

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)  - Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.  

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

 - Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.  

Психологическое вхождение в тему

 Упражнение «Дерево ожиданий»

- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.  

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

 Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

  Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

 Синий цвет – будут сегодня настойчивы.  

- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.  Педагоги присаживаются.  

II. Теоретическая часть. 

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»  

найдите правильное определение к формам работы.  

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.  

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

 Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.  

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.  Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.  

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.  

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

 Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.  

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.  День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

 Формы работы:

 Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.  

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, Ваша подгруппа, на листочке записывает

 информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

 Теперь зачитываем.

 Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

опрос;

тесты;

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.  Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

 семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

  спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

 вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

 родительский уголок творчества.

 Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.  родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион) ;

 родительские клубы;

проекты;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель) ;

семинар-практикум;

 Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

 открытые занятия;

 родительские уголки;

  выпуски газет;

 выставки детских работ, фотографий;

 просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей

 проведение коррекционных занятий по скайпу;

  мини-библиотека;

информационные стенды.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.  

 III. Заключительная часть семинара-тренинга. 

Релаксационное упражнение «Улыбка».

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.  Итоговая рефлексия. Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и отдать его мне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"

Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....

семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...

Презентация "Семинар-практикум, как одна из форм работы с педагогическим коллективом

В презентации рассматривается семинар-практикум, как  форма работы с педагогами. Плюсы и минусы семинара-практикума, его особенности....

Семинар-практикум для воспитателей: «Современные формы работы ДОУ с семьёй»

Цель:Учить коллег транслировать родителям положительный образ семьи в воспитании ребенка....