Программа кружка оригами "Бумажный квадратик" для подготовительной группы
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Джангутаева Ума Мирзабековна

Оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bumazhnyy_kvadratikpodgotovit.gruppa.docx250.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№7 «Рябинушка» общеразвивающего городского округа Стрежевой»

Дополнительная образовательная программа для кружка оригами «Бумажный квадратик»

https://i.ytimg.com/vi/AUO2_8qkd7w/maxresdefault.jpg https://i.ytimg.com/vi/5rLEoegxpZw/maxresdefault.jpg

https://i.ytimg.com/vi/gDRXrj-TaIo/maxresdefault.jpg

 Воспитатель: Джангутаева У.М

г. Стрежевой 2020г

Содержание

     1. Пояснительная записка.

    2. Сетка занятий и режим работы.

    3. Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

 Пояснительная записка

  Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 
     Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.     

  Занятия оригами, которые планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

    Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. 
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

    Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи программы:

Обучающие 

  •  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  •  Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  •  Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  •  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, сторона, вершина, и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

 Развивающие: 

  •  Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  •  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 
    ·  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  •  Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  •  Воспитывать интерес к искусству оригами.
  •  Расширять коммуникативные способностей детей.
  •  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.
  •  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  •  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Сетка занятий и режим работы

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Количество занятий в месяц 2

Длительность занятий 30 минут.

Категория обучаемых: 6-7 лет.

Режим работы: с 15.40 - 16.10.

Сетка занятий: среда -пятница

 Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- отбор содержания доступного детям 6-7 лет;

- постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- индивидуального подхода к детям.

 Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети: 
- научатся различным приемам работы с бумагой;
-  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами 
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

- познакомятся с искусством оригами;

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Проведение выставок детских работ. 

Учебно-тематический план.

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.     

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами.

Необходимо запомнить:

—     складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

—     поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет… Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Занятия включают изготовление фигурок разной степени сложности. В зависимости от ручной умелости детей группы задания можно упростить. Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной деятельности. Уже на одном из первых занятий мы предлагаем начать знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

Перспективное планирование работы кружка

 «Бумажный квадратик» в подготовительной группе

ТЕМА

МЕСЯЦ

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛ

1.

Беседа об оригами           

 

Мишка

СЕНТЯБРЬ

Повторить с  детьми что такое искусство «оригами».

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.

Расширять представления детей об образе жизни медведей, способов их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Лист коричневой бумаги 12*12 см,

фломастеры; картинки с бурыми и белыми медведями.

2

Вертушка

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета,

 равносторонние треугольники со стороной

 20 см, круги диаметром 20см с

прочерченными линиями разрезов,

 кружочки из картона, ножницы, клей,

 палочки.

3

Кошечка

ОКТЯБРЬ

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета,

 карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

4

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

5

Рыбки

НОЯБРЬ

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

6

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы.

7

Снежинки

ДЕКАБРЬ

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего

цвета 5*5, синий

кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см

 

8

Новогодние украшения

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы.

9

Елочка на снегу

ЯНВАРЬ

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Квадраты зеленого цвета разного размера

10

Колобок

Учить детей  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей.

11

Подарок папе

Самолёт для папы.

ФЕВРАЛЬ

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Лист бумаги, фломастер

12

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

13

Гномик

МАРТ

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

14

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.

15

Ёжик

АПРЕЛЬ

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

16

Лодочка

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15см.

17

Ветка рябины

МАЙ

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

21

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Список литературы

  1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
  6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  7. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  8. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  10. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
  11. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружка "Оригами" для детей подготовительной группы

Представлено перспективно-тематическое планирование кружка "Оригами" 2 год обучения  для детей подготовительной группы...

Рабочая программа кружка "Оригами" для детей старшей группы

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического разв...

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии»

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе ...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка оригами "Волшебная бумага"(подготовительная к школе группа)...