ПРОГРАММА КРУЖКА "Оригами для 1 старшей группы"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Лихачева Яна Анатольепвна

 

                             ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23 Приморского района Санкт-Петербурга

Проспект Испытателей, д.15, корп. 2 , Санкт-Петербург, 197341, тел , факс (812)393-40-41

ОКПО 48004622 ОКОГУ 32100 ОКАТО 40270564000 ИНН/КПП 7814046536/781401001

 

 

ПРИНЯТО                                                              УТВЕРЖДЕНА

На заседании Педагогического Совета             Приказом №           от           20    г.   ГБДОУ детский сад №23                                     Заведующий ГБДОУ детский сад №23                                                                                     

Приморского района Санкт-Петербурга         Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол №____от ______20___г.                      _______________Новожилова С. В.

 

 

 

 

 

   ПРОГРАММА  КРУЖКА

«_________Оригами для 1старшей группы_____________»

                                                                          

 

 

                                                                       Возраст детей: от_5 до _6_лет

                                                                       Срок реализации:__1_ год

                                                                       Разработчик:

                                                                        __Лихачева Я.А.

                                                                                    воспитатель

                                                                                    ГБДОУ детский сад №23

                                                                                    Приморского района СПб

 

 

Структура образовательной программы.

  №

Содержание

Страницы

1

Пояснительная записка.

 

2

Учебно-тематический план.

 

3

 

Календарный учебный график.

 

4

Содержание программы

 

5

 

Методическое обеспечение.

 

6

Список литературы.

 

7

 

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:

1. Художественно-эстетическая — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

2. Военно-патриотическая — направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

3. Научно-техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).

4. Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

5. Эколого-биологическая — направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).

6. Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

7. Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

8. Культурологическая — направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.

9. Спортивно-техническая — направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.

10. Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.

Название образовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.

 

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образования;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.     

 

 Занятия оригами, которые планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями : круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 
·  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству оригами.

· Расширять коммуникативные способностей детей.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  · Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.           

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой; – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; – научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

– познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

 

                                                             

             ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа адресована детям__5-6_______лет.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на __1_ года

1 года обучения : _28______часов в год,

 

 

 

 

 

           

 

           УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы

 Количество часов

Формы контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Знакомимся со свойствами бумаги

1

0,5

0,5

Диагностический

2

Волшебные превращения бумажного квадрата

1

0,5

0,5

 Диагностический

 

Выставка работ

3

В некотором царстве, в бумажном государстве…

1

0,5

0,5

Выставка работ

4

Бабочка и лягушка.

1

0,5

0,5

Выставка работ

5

Щенок

1

0,5

0,5

Выставка работ

6

Осенний лист

1

0,5

0,5

Выставка работ

7

Подушечка

1

0,5

0,5

Выставка работ

8

Лисичка

1

0,5

0,5

Выставка работ

9

Ёлочка

1

0,5

0,5

Выставка работ

10

Новогодние украшения

1

0,5

0,5

Выставка работ

11

Дед мороз

1

0,5

0,5

Выставка работ

12

Снеговик

1

0,5

0,5

Выставка работ

13

Гномик

1

0,5

0,5

Выставка работ

14

Прыгающие лягушки

 1

0,5

0,5

Выставка работ

15

Игрушка-шутка

1

0,5

0,5

Выставка работ

16

Бабочка

1

0,5

0,5

Выставка работ

17

Двухтрубный корабль

1

0,5

0,5

Выставка работ

18

Подарок для папы самолет 1

1

0,5

0,5

Выставка работ

19

Тюльпан

 1

0,5

0,5

Выставка работ

20

Мамин праздник

1

0,5

0,5

Выставка работ

21

Панно «Хризантемы»

1

0,5

0,5

Выставка работ

22

Грачи прилетели

1

0,5

0,5

Выставка работ

23

Вертушка

1

0,5

0,5

Выставка работ

24

Ракета

1

0,5

0,5

Выставка работ

25

Лодка

1

0,5

0,5

Выставка работ

26

Кошечка

1

0,5

0,5

Выставка работ

27

Журавлик

1

0,5

0,5

Выставка работ

28

Самолет 2

1

0,5

0,5

Выставка работ

Всего

 

28

14

14

 

       

1 год обучения

 

Календарный учебный график.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.10.2018

30.04.2019

28

28

16.00-16.30 (занятия проводятся в группе продолжительность 20 мин. (1 учебный час)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Программы.

 

 1 год обучения

 

 

Темы

 

 Теория

 

Практика

1

Знакомимся со свойствами бумаги

 

 

 

Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги;

учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами.

 

 

2

Волшебные превращения бумажного квадрата

 

Познакомить детей с искусством оригами;  показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон;  учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

 

 

3

В некотором царстве, в бумажном государстве…

 

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

 

4

Бабочка и лягушка.

 

Рассказать  и показать как складывать лягушку и бабочку.

 

Упражнять детей  в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания  квадрата по диагонали.

5

Щенок

 

Воспитывать аккуратность.

 

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить мордочку щенка ; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

6

Осенний лист

 

Заинтересовать детей изготовлением осеннего листа.

 

Повышать интерес к занятиям оригами через игру;lf, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки

7

Подушечка

 

Рассказать  и показать как складывать подушечку.

 

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить подушечку ; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

8

Лисичка

 

Воспитывать аккуратность и внимание точно выполнять изделие.

 

Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки

9

Ёлочка

 

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника.

 

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка».

10

Новогодние украшения

 

Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику.

 

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки.

11

Дед мороз

 

Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника.

 

Заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов; совершенствовать навыки работы с ножницами.

12

Снеговик

 

Побуждать детей использовать готовую поделку в игре.

 

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

13

Гномик

 

Воспитывать аккуратность и внимание точно выполнять изделие.

 

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище); закреплять знание базовой формы и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

14

Прыгающие лягушки

 

Воспитывать аккуратность и внимание точно выполнять изделие.

 

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

15

Игрушка-шутка

 

Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами.

 

 Используя игровые приемы; учить использовать готовые фигурки.

16

Бабочка

 

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

Закрепить умение следовать инструкции педагога; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; формировать речевое дыхание.

17

Двухтрубный корабль

 

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить с новой базовой формой «блинчик»; учить использовать готовые поделки в игре.

18

Подарок папе самолет 1

 

Вызвать интерес к изготовлению подарка папе.

 

Учить складывать самолетик из прямоугольника.

19

Тюльпан

 

 Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

20

Мамин праздник

 

Воспитывать интерес к изготовлению подарков, желание сделать приятный подарок маме.

 

Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы.

21

Панно «Хризантемы»

 

Заинтересовать детей изготовлением нового изделия.

 

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; закрепить умение пользоваться ножницами.

22

Грачи прилетели

 

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами.

 

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

23

Вертушка

 

Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

 Совершенствовать навыки работы с ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую.

24

Ракета

 

Рассказать детям о празднике «День космонавтики».

 

Уточнить знание детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать базовую форму двойной треугольник; закрепить умение работать в стиле оригами.

25

Лодка

 

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами.

 

Познакомить  детей с изготовлением  поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета;

поощрять использование готовых поделок в играх.

26

Кошечка

 

Продолжать знакомить с искусством оригами.

 

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник»

27

Журавлик

 

Продолжать знакомит детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг.

 

Совершенствовать умение мастерить поделки, используя пооперационную карту.

28

Самолет 2

 

Повышать интерес к работе с бумагой  через игру.

 

Закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами.

 

                                Методическое обеспечение

                                              

Тема.

Форма,    занятия

Методическое обеспечение

Техническое обеспечение

 

1

 

 

Знакомимся со свойствами бумаги

 Игра.

 

 

 

 

Интернет

 

2

Волшебные превращения бумажного квадрата

Игра.

Интернет

 

3

В некотором царстве, в бумажном государстве…

Игра.

Т.В Сержантова «Оригами Лучшие модели».;

Интернет

 

 

4

Бабочка и лягушка.

Игра.

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр.33

 

5

Щенок

Игра.

Т.В Сержантова «Оригами для всей семьи».; стр.48

 

 

6

Осенний лист

Игра.

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» Интернет

 

7

Подушечка

Игра.

Т.Б.Сержантова «Оригами лучшие модели» стр. 136

 

8

Лисичка

Игра.

Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи» стр.38

 

9

Ёлочка

Игра.

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»стр.146

 

10

Новогодние украшения

Игра.

Т.Б.Сержантова «оригами для всей семьи» стр.154

 

11

Дед мороз

Игра.

Интернет

 

12

Снеговик

Игра.

 Интернет

 

13

Гномик

Игра.

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр. 70

 

14

Прыгающие лягушки

Игра.

Т.Б.Сержантова «Оригами лучшие модели» стр.72

 

15

Игрушка-шутка

Игра.

Т.Б.Сержантова «Оригами лучшие модели» стр.122

 

16

Бабочка

Игра.

 Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

стр. 119

 

17

Двухтрубный корабль

Игра.

С. Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 83-84

 

18

Подарок папе самолет 1

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр. 171

 

19

Тюльпан

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр. 142

 

20

Мамин праздник

 

Интернет

 

21

Панно «Хризантемы»

 

Е.Ю Афонькин  . «Оригами Цветы»;

Интернет

 

22

Грачи прилетели

 

Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи»  стр.52

 

23

Вертушка

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр.46

 

24

Ракета

 

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр.135

 

25

Лодка

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр. 42

 

26

Кошечка

 

 

Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи» стр.33

 

27

Журавлик

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр.152

 

28

Самолет 2

 

Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» стр.172

 

      

                   

Список Литература

 

1. Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»

2. Т.Б.Сержантова «Оригами для всей семьи»

3. Т.Б.Сержантова «Оригами лучшие модели»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...