Инновационная экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В.А.Сухомлинский писал: "Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник твоческой мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 22.95 КБ |
n.docx | 47.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 84 «Снегурочка» комбинированного вида
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
Детский сад № 84 «Снегурочка»
___________Г.Е.Кравчук
« __»___________2020-2021 г.
Кружок
« Умелые ручки »
ВОСПИТАТЕЛЬ:БАЗАРОВА С.Н.
Пояснительная записка
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).
Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Цель:
Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации
личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и
индивидуальности.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
5. Формировать художественный вкус.
6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -36(с сентября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 5-6 лет, время занятий 25 мин.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план | |||||||||||
№ | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Сентябрь | |||||||||||
1.1 | « Старичок – лесовичок » | Из природного материала | Учить составлять образ | Шишки, пластилин, сухие ветки, желуди. | |||||||
2 | « Осенний лес » Коллективная работа | Обрывная аппликация | Расширять знания детей о приметах осени; учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки | Ватман, шаблон, клей, кисточка, цветная бумага и тряпочка. | |||||||
3 | « Осеннее дерево » | Печатанья листьев | Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски на листьев. | Листья, бумага, краски, кисточки и салфетки. | |||||||
4 | « Грибок » | Аппликация | Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Картон, шаблон, клей, кисть, крупа и салфетка. | |||||||
Октябрь | |||||||||||
2.1 | « Животные » | Рисование ладошкой | Развивать фантазию и творчество, создавать образы животных. | Карандаш, фломастер, краски, вода, кисточка и салфетка. | |||||||
2 | « Осенний листочек » | Пластилинография | Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе разглаживание готовой поверхности. | Пластилин, доска, стек, шприц и рисунок. | |||||||
3 | « Сказочные человечки » | Пальчиковое рисование | Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками. Создавать сказочных человечков, с помощью дорисовывания отдельных элементов. | Краски, бумага, фломастер, карандаши, баночка с водой и салфетки. | |||||||
4 | « Тучка дождик и зонтик » | Пластинография | Учить отщипывать пластилин маленькими кусочками, работать с контуром. Воспитывать аккуратность, старание. | Пластилин, доска,стек, шаблон и салфетки.
| |||||||
Ноябрь | |||||||||||
3.1 | « Игрушки из конусов » | Бумажная пластика | Учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали. | Бумага, трафарет, карандаш и клей. | |||||||
2 | « Веточка рябины » | Мятая бумага | Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников. | Бумага мятая, шаблон, клей, кисточка и салфетки. Картинки деревьев и кустарников. | |||||||
3 | « Забавные зайчата » | Бумажная пластика | Познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины. | Кольца из бумаги разных размеров, клей и фломастер. | |||||||
4 | « Цыплята на траве » Коллективная работа | Аппликация из ватных дисков. | Учить из ватных дисков. Составлять композицию. | Ватман с рисунком, ватные диски, краски, клей, кисточка, баночка с водой. | |||||||
Декабрь | |||||||||||
4.1 | «Елочка» | Мозаичная аппликация из бросового материала. | Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. | Картон, шаблон, самоклеющая пленка, ножницы. | |||||||
2 | « Дед Мороз « | Аппликация из резаных ниток и пластилина. | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду,мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики. Выкладывать шарики на готовую форму. | Нитки, пластилин, доска,стек, картон и шаблон. | |||||||
3 | Открытка « С Новым годом « | Открытка, аппликация. Бисерография | Учить детей аккуратно скатывать кусочки салфетки в комочки и аккуратно наклеивать на нарисованную форму открытки. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки. | Картон, шаблон, цветные салфетки, клей, цветная бумага, бисер и салфетка. | |||||||
4 | « Веточка елочки с шишками « | Мозайка из пластилина. Январь | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | Картон, шаблон, пластилин, стек, доска и салфетки. | |||||||
5.1 | « Волшебные снежинки» | Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. | Учить детей изготавливать снежинку из четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером. | Соленое тесто, бисер, стек, доска, баночка с водой и салфетки. | |||||||
2 | « Звери из конусов « «Зайчик « | Конструирование. Ручной труд. | Учить создавать выразительный образ из бумаги, продолжать знакомить со способом закручивания полукруга в конус, украшать дополнительными деталями. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению. | Бумага, клей, ножницы, фломастер и карандаш. | |||||||
3 | « Коровушка « | Аппликация с использованием крашенной опилки. | Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок опилкой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. Создавать композицию. | Картон, шаблон, клей опилки разного цвета. | |||||||
4 | « Марийская сказка на спиле дерева « | Поделка из природного материала. Обьемная фигурка и бумаги. Февраль | Учить создавать композицию из природных материалов: шишек, желудей, орехов, мхов, сучьев. Предложить самим придумать сюжет (показ образцов.) Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакоить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать обьяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. | Природный материал, клей, бумага, ножницы и салфетки. | |||||||
6.1 | « Медвежонок « | Конструирование- оригами. | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать обьяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. | Бумага, шаблон. | |||||||
2 | « Валентинки « | Поделка из салфеток. | Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. | Картон, шаблон, клей, ножницы, цветные салфетки. | |||||||
3 | « Открытка для папы « | Открытка аппликация. Бисерография. | Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать звезду и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки. | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, бисер и салфетка. | |||||||
4 | « Маленький Мишутка» | Аппликация с использованием чайной заварки. Март | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. | Картон, шаблон, клей, заварка и салфетка. | |||||||
7.1 | « Открытка для мам » | Аппликация с использованием круп ( горох, рис, гречка, семечки, ягод и т. д. ) | Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующей формы. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. Создавать композицию. | Картон, шаблон, крупа, пластилин, доска, стек и салфетки. | |||||||
2 | Волшебные цилиндры | Ручной труд. | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги. | Картон, шаблон, цветная бумага и клей. | |||||||
3 | « Весенние цветы» | Аппликация. | Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. | Картон, цветная бумага, ножницы, клей и шаблон. | |||||||
4 | « Тарелочки « | Поделка из папье – маше. Апрель | Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму ( тарелочки.) Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью. | Бумага, вода, тарелочка, кисточка, образец узор и гуашь. | |||||||
8.1 | «Пасхальные яйца» | Лепка из соленого теста. Бисерография. | Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус. | Соленое тесто, вода, форма, доска, стек, бисер, стеклярус и клей. | |||||||
2 | « Петя- петушек » | Мозаичная аппликация из пластилина. | Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом. | Пластилин, картон, шаблон, доска, стек и салфетки. | |||||||
3 4 9.1 2 3 4 | « Цыпленок « « Чашки « « Открытка для ветеранов» « Бабочки « « Барашек « Неделя | Аппликация, выполненная из салфетки. Поделка из папье- маше. Аппликация Аппликация с использованием резаных цветных ниток. Аппликация, выполненная торцом бумаги. Диагностика | Учить детей скатывать кусочки салфетки в комочки. Готовые комочки наклеивать на нарисованную форму цыпленка, дополнить дополнительными деталями. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму ( Чашек. ) Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью. Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. Учить детей скручивать готовые полоски бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка. Выставка работ | Картон, шаблон, салфетка, клей. Бумага, вода, чашка, кисточка, гуашь и салфетки. Картон, шаблон, ватман, клей, цветная бумага, ножницы и салфетка. Цветные резанные нитки, клей, картон, шаблон и салфетка. Картон, бумага, клей, шаблон. Ручная работа |
Литература:
1. И.Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона». Москва, 2008г.
2. М.Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками.
Ростов -на –Дону, И.Д Владис, 2007г.
3. Л.В. Куцакова. «Конструирование и Художественный труд в детском саду». ТЦ «Сфера, 2005г.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1.Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения
деталей. 9. Показывает уровень воображения и фантазии. 10. Использует в работе разные способы ручного труда.
Диагностика по ручному труду
(старшая группа)
№ 1 | Список детей | Овладе- ние при- емов работы с материалами Бросовый | Разви- Тие конструктивных способностей (резать,клеить рвать,измерять вырезать) Пластилин
| Мелкая Моторика Бисер | |||
Сформирован-
НА стадии формирования-
НЕ сформирован-
Педагогическое обследование детей по ручному труду
(Старшая группа)
№ | Задания, вопросы | Используемый материал при выполнении задания | Знания,умения,навыки сформированы | На стадии формировании |
1 | Узнай и назови вид материала и его свойства | Природный бросовый, пластилин,салфетки | Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств | Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств |
2 | Овладение приемами работы с материалами | Клей,ножницы,стека,палочки | Владеет приемами (режет,наклеивает) | Владеет приемами |
3 | Развитие конструированных способностей и художественного вкуса | Природный,бросовый и вспомогательный материал | Придумывает и выполняет несложную конструкцию,самостоятельно украшает ее | Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого |
4 | Мелкая моторика рук | Мелкие вспомогательные детали,мозаика | Прочно скрепляет детали самостоятельно | Пытается скреплять самостоятельно или с помощью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности
ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....
Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная/экспериментальная деятельность...
ИННОВАЦИОННАЯ/ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В детском саду муз.рук-лем разработана и апробирована программа ансамбля "Веснушки" - новое направление в дошкольной жизни. В нём занимаются дети старшего дошкольного возраста....
Инновационная/экспериментальная деятельность
Проект: Студия "Мульт.ТВ "РОСИНКА"Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание условий для становления гармонично развитой, духовно богатой, эмоционально...
инновационная/экспериментальная деятельность
Проектная деятельность...
Материал по теме:Инновационная /экспериментальная деятельность.
В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного обр...
Инновационная/экспериментальная деятельность
В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на занятиях. Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии....