Обучение дошкольников по системе Монтессори.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Редько Любовь Владимировна
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за спрведливость –во время работы в больнице она столкнулась с тем, что с детьми с особеностями никто не занимается. Поэтому Мария Монтессори начала разрабатывать свои методики. В начале только для детей с задержками развития. Но убедившись в успехе, Мария Монтессори адаптировала ее для всех детей. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. М.Монтессори назвала свою методику «системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Монтессори - материалы – важнейший составной элемент разработанного ее метода. Материалы устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Мы предположили, что переход образовательного процесса на педагогическую систему М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом. Предлагаем несколько презентаций по развитию навыков самообслуживания и сенсорному восприятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учимся с Монтессори22.71 КБ

Предварительный просмотр:

             

«Использование методики М.Монтессори во время НОД»  

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за спрведливость –во время работы в больнице она столкнулась с тем, что с детьми с особеностями никто не занимается. Поэтому Мария Монтессори  начала разрабатывать свои методики. В начале только для детей с задержками развития. Но убедившись в успехе, Мария Монтессори адаптировала ее для всех детей. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. М.Монтессори назвала свою методику «системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.  Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы.

          Монтессори - материалы – важнейший составной элемент разработанного ее метода. Материалы устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.

Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Мы предположили, что переход  образовательного процесса на педагогическую систему М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Предлагаем несколько презентаций по развитию навыков самообслуживания и сенсорному восприятию.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки».

Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест — накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.

Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Цветные цилиндры

Материал: 4 деревянных ящика, каждый из которых содержит по 10 отдельных цилиндров. Они соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Голубые цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока А, красные цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока В, желтые цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока С, зеленые цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока Д.

Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры. Составить ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный устный урок).

Косвенная цель: обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Составление упорядоченных структур относительно размеров предметов.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он показывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра, учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнивает цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в ряд. Одним из пальцев он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем самым их ступенчатое расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду. Ребенок повторяет упражнение. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.

Контроль над ошибками: при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный контроль над ошибками!

Дальнейшие упражнения:

· построить башню;

· выполнить упражнение с закрытыми глазами;

· построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!);

· вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду;

· найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации;

· найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту;

· построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать;

· составить комбинации со вставными цилиндрами.

Устный урок: применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички.

Применение: ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.

 Геометрические тела

Материал: Корзина, платок, 9 синих геометрических тел: шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечисленных геометрических тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник 1 равнобедренный треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела и их характерные особенности.

Косвенная цель: подготовка к стереометрии.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает различные тела, например, шар, конус, куб. Он поворачивает их в руках и старается со всей очевидностью показать различия между ними, катая и опрокидывая их. Нужно обратить внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепенно в упражнение включаются все тела.

Контроль над ошибками происходит при работе над материалом.

Устный урок. Катать — опрокидывать. Целесообразно провести этот устный урок перед дальнейшими упражнениями.

Дальнейшие упражнения:

· тела лежат в накрытой корзине. Ребенок засовывает в нее руку, ощупывает какое-либо тело, говорит, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивает его наружу;

· ребенок закрывает глаза. Учитель дает ему какое-либо тело. Ребенок ощупывает его и возвращает учителю, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен теперь без ощупывания вновь узнать это тело;

· ребенок формирует множество (группы) тел, которые только катаются, которые могут стоять, которые могут стоять и кататься. Игра, в которой проясняются представления о множествах. Разделяющее множество!

Применение:

· ребенок ищет предметы из своего окружения, которые катаются или опрокидываются, и упорядочивает их в соответствии с этими свойствами;

· на двух ковриках лежит каждый раз по одном геометрическому телу. Ребенок ищет предмет похожей формы: например, на шар похожи мяч, бусина, клубок пряжи; на куб — детский кубик, какой-нибудь ящик.

Как работать с материалом. Для введения дощечек, имеющих форму оснований геометрических тел, учитель берет дощечки из ящика и кладет из на стол. Он выбирает какое-либо геометрическое тело, сравнивает его нижнее основание с дощечками и подбирает соответствующую ему дощечку. Точно так же он поступает со всеми остальными геометрическими телами. Три дощечки остаются лишними, так как одно геометрическое тело может иметь различные основания. Их нужно затем дополнительно расположить около соответствующих тел.

Контроль над ошибками. Дощечки, повторяющие форму оснований тел, и соответствующие основания тел должны совпадать.

Устный урок. Названия различных тел сообщают на трехступенчатом уроке. Начинают с известных тел, например, с шара, куба.

Дальнейшие упражнения:

· поставить на одно основание все тела, которые ему соответствуют;

· найти множество тел с прямоугольным основанием или боковой гранью. Игра, в которой проясняются представления о множествах;

· найти тело с прямоугольной и квадратной боковыми гранями;

· построить ряд из всех тел так, чтобы два стоящие рядом тела имели что-нибудь общее;

· тела раздают детям. Один ребенок произносит их названия, другие дети приносят тела;

· тела, названия которых известны ребенку, кладут в корзину и накрывают платком. Ребенок ощупывает тело, называет его и вынимает из корзины;

· назвать тело и найти его в закрытой корзине.

Применение. Два коврика. На каждом лежит одно геометрическое тело, например, цилиндр и куб. Ребенок выбирает похожие тела из Монтессори-материалов и упорядочивает их. Ребенок обнаруживает, что в Монтессори-материалах часто встречаются геометрические тела.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

Система Монтессори как средство индивидуализации обучения в группе комбинированного вида.

Целостная педагогическая система М. Монтессори повлияла на развитие образования в современном мире и заняла в нём достойное место.Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равны...

Развитие и обучение детей раннего возраста с использованием системы Монтессори

Статья посвящена актуальной теме развития и обучения детей раннего возраста с использованием системы Монтессори....

Статья: "Система обучения и методы Марии Монтессори"

Метод Марии Монтессори можно рассматривать как заботу о грядущих поколениях и защиту жизни на земле. Главная задача педагога - это давать занятия, которые обязательно включают движение: ребёнок должен...

Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики

В статье ракссматривается методика развития лексики дошкольников по системе Монтнссори-педагогики....