Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
методическая разработка по логопедии по теме

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессорив дошкольном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_montessori.docx167.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессори в дошкольном периоде.

Немного из истории.

Изначально методика М.Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Некоторые научные сведения.

Существуют периоды благоприятного развития какой-либо психической функции, те периоды наивысшей чувствительности к определенному роду воздействия (сензитивные периоды):

0-1года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст)– память.

Выготский  считал, что в  эти сензитивные периоды происходят глубокие изменения, которые влияют на общее развитие ребенка. Исходя из классификации выше, мы обратим наше внимание на период раннего детства и дошкольного возраста.

Как уже говорилось, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Таблица, представленная ниже, позволит сориентироваться в выборе игр по методике М.Монтессори (далее они будут описаны более подробно). Разумеется, нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

возраст

Что развивается

Игры и игрушки

От рождения до 2-3 лет

Речь

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Умение писать

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

чтение

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

От рождения до б лет — период активного развития речи.

К 4,5 месяцам младенец уже способен ощущать речь как нечто особенное. Малыши смотрят в рот говоряще му, поворачивают голову в сторону, откуда слышится звук. Стоит отметить, что если ребенок не реагирует на речь — это тревожный сигнал для родителей. Возмож но, у малыша есть проблемы со слухом. В таком случае надо как можно быстрее обратиться к врачу.

В этом же возрасте дети учатся подражать звукам. Они постоянно выплевывают что-то, надувают пузыри из слюней — так начинается тренировка мышц речево го аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое сло во, впервые в своей жизни словесно выражает мысль. Малыш хочет говорить, но пока не может. С этого мо мента происходит быстрое нарастание словаря ребенка.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет.

Это сензитивный период для развития речи, поэтому автономная речь трансформируется и исчезает, она заменяется взрослой речью. Этот процесс будет протекать естественно при полноценном общении взрослого и ребенка. К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. Ребенок одним словом обозначает предметы различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-либо признаку или способу действия с ним. Это первое обобщение ребенка. Растет пассивный словарь.

К полутора годам ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он начинает осваивать граммати ческие нормы языка. Но из-за нехватки слов у малыша нам, взрослым, кажется, что ребенок говорит на своем, «детском» языке (ать — дать, ди — иди). В этот период очень важно как можно больше разговаривать с ребен ком, рассказывать ему и читать. Что читать? Простые понятные малышу сказки, стишки, рассматривать кар тинки и придумывать по ним небольшие рассказы (это, конечно, пока придется делать вам самим). Но не менее важно не «сюсюкать», не повторять его слов, даже если они умиляют вас до слез.

Нередко родителям интересно знать: а что думает малыш? Такая возможность у вас появится, когда малы шу исполнится 2-2,5 года. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой. Вам предоставляется пре красная возможность услышать логические цепочки ре бенка, последовательность его мыслей, о чем он думает в настоящий момент. Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно становятся внутренними.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, все инструкции взрослых относительно действий.

В 2-3 года начинает понимать речь, легче понимает рассказ о том, что его окружает. Развивается и активная речь – появляются первые фразы, вопросы.

К 3 годам дошкольник должен знать от 1000 до 1500 слов. Если в 1,5 года предложение состоит из 2-3 слов, то к 3 годам усваивает грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Между 2-3 годами речевая активность резко возрастает, тк  круг общения ребенка расширяется. Второй год жизни является решающим в развитии речи ребенка. Ведь именно в этот период у малыша совершенствуется понимание обращенной к нему речи, появляется самостоятельная речь. Для того чтобы выразить свои желания и мысли, малыш активно привлекает на помощь слову мимику и жесты. Развивать его речевые возможности нужно в нескольких направлениях.

Упражнение, направленные на развитие речи в этом периоде:

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ-1

Возраст: 1-2 года

В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зави сят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (при носить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Артикуляционный аппарат малыша также нуждается в постоянных упражнениях, его слабость — явление фи зиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя. На втором году жизни малыш пра вильно произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о»; соглас ные звуки произносит смягченно, не испытывает особых затруднений при произнесении звуков: «п», «б», «м», «д», «т», «н», может произносить также «к» и «г» (они быва ют часто заменены на другие звуки). Сами предметы также называет упрощенными словами (произносит первый слог слова), воспроизводит звукоподражания знакомых животных и птиц.

Развиваем умение: произнесение отдельных звуков и звукосочетаний по подражанию.

Практические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью: образных и сюжетных игрушек; наборов для активных игр: использовать звукосочетания для обозначения игру шек и других предметов: настольных игр: узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объ ект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукопод ражание.

Рекомендации и советы:

  1. побуждайте малыша, подражая вам, произносить зву коподражание с различной интонацией;
  2. в разговоре с малышом называйте предметы и жи вые объекты правильно, используйте звукоподража ния именно как тренировочное упражнение для арти куляции ребенка, дополняя им слова, иначе речевое развитие малыша задержится.

кошка — «мяу-мяу»,

собака —- «ав-ав»,

курица — «ко-ко-ко»,

гусь — «га-га-га»,

коза — «ме-е-е»,

овечка —- «бе-е-е»,

мышка — «пи-пи-пи»,

корова — «му-у-у»,

машина — «би-би»,

поезд — «ту-ту»,

часы — «тик-так»,

звонок — «динь-динь» и др.;

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ-2

Возраст: 2-3 года

В этот периоду малыша интенсивно развивается способ ность к различению звуков (фонематический слух). Повто ряя звукосочетания вслед за взрослым, он умеет правильно определить, с какой степенью громкости было произнесено звукоподражание, и произнести его с той же самой степенью громкости («громко» или «тихо»). Малыш внятно произно сит звуки в знакомых звукоподражаниях, кроме «ш», «ж», «ч», «щ», «ц» и «л», «р», еще не очень четко произносит «с» и «з». Правильное произнесение звуков у ребенка третьего года жизни еще не закреплено, это вопрос времени.

Развиваем умение: произнесение звукосочетаний по подражанию с нужной степенью громкости.

Уже освоено: «Звуковая культура речи-1».

Практические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью:

образных и сюжетных игрушек: узнавать игрушечных животных или их изображения, а также другие предметы, издающие звуки:

собаку — «ав-ав»,

щенка — «тяв-тяв»,

 лошадку — «и-го-го»,

лягушку — «ква-ква»,

гуся — «га-га-га»,

курицу — «ко-ко-ко»,

 кукушку — «ку-ку»,

козу — «ме-е-е»

овечку — «бе-е-е»,

мышку — «пи-пи-пи»,

 кошку — «мяу-мяу»,

корову — «му-у-у» и др.;

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ-1

Возраст: 1-2 года

Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у малыша очень быстро. Он называет по просьбе других людей свое имя, соотносит самих окружа ющих со словами «девочка» — «мальчик», «тетя» — «дя дя», «бабушка» — «дедушка», называет близких людей, используя сначала упрощенные слова («ма», «па» и т. д.), а затем и общеупотребительные. Понимает слова, обозна чающие части тела и лица человека, показывает у себя и у других 6-7 частей тела и лица (голову, ноги, руки, нос, рот, глаза, уши), а на вопрос: «Что это?» — дает правиль ный ответ, называя нужное слово, пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Активный словарь ребен ка полутора лет составляет 30-40 слов. В этом возрасте ребенок адекватно реагирует на вопросы взрослого, да ет ему положительный либо отрицательный ответ, сначала используя знаки (кивание и качание головой из стороны в сторону), а затем и произнося соответствующие слова: «да» и «нет». Именно в этот период малыш начинает мыс ленно выделять общее в предметах и использовать слово для обозначения не только одного конкретного предмета, а многих предметов этой категории. Так рождается пред ставление о том, что предметов (а также их качеств и дей ствий) много, а слово, их обозначающее, одно {шкаф бы вает и для одежды, и для обуви; маленьким может быть и мячик, и стульчик; красной — и лопатка, и машинка).

Развиваем умения: понимание слов, обозначающих пред меты ближайшего окружения, бытовые и игровые действия; выполнение несложных поручений.

Практические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью:

тренажеров сенсорно-двигательных; образных и сюжет ных игрушек; наборов для активных игр: находить и пока зывать по указанию взрослого игрушки, их составные час ти, предметы быта, одежду и другие объекты, использовать упрощенные слова для их обозначения, выполнять игровые действия с игрушками по побуждению взрослого;

конструкторов: размещать строительные формы верти кально, горизонтально и в разном пространственном распо ложении относительно друг друга по указанию взрослого: «возьми», «поставь», «положи» и т. д.;

настольных игр: узнавать и показывать на картинках иг рушки, животных, предметы быта, одежду и другие объек ты, отвечать на вопросы «Кто это?» и «Что это?».

Рекомендации и советы:

• помните, что связь между предметом и словом, его обо значающим, формируется у детей этого возраста очень быстро, но может оказаться очень непрочной, если ее периодически не возобновлять. Вот почему следует как можно чаще показывать малышу предмет, знакомство с которым состоялось недавно, и давать точное его на звание.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ-2

Возраст: 2-3 года

На третьем году жизни словарь малыша стремительно растет и может включать в себя до 1500 слов! Активная и разнообразная практическая деятельность ребенка (игра, рисование, лепка и т. д.) является основой для пополнения его словаря:

  1. словами-действиями (глаголами);
  2. словами-признаками (прилагательными);
  3. местоимениями;
  4. предлогами;
  5. наречиями.

Свое имя малыш уже может произносить достаточно от четливо и внятно. Знает, что он «мальчик» или «девочка», отвечая на соответствующий вопрос. Указывает по просьбе взрослого на мальчика и девочку. Безошибочно называет других людей («тетя», «дядя», «бабушка» и т. д.), отчетливо и внятно произносит имена знакомых детей и взрослых. Ма лыш правильно определяет и называет до 10 частей тела и лица человека, показывает их на себе и на других. Он внят но произносит слова «да» и «нет» в ответ на тот или иной вопрос. Начинает понимать слова, обозначающие родовые понятия (обобщающие слова): «одежда», «обувь», «посу да», «мебель», «транспорт». Ребенок третьего года жизни уже имеет устойчивые представления о различных бытовых действиях и знает профессии людей, совершающих те или иные действия (повар варит обед, доктор лечит, шофер во дит машину и т. д.).

Развиваем умения: понимание и произнесение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, бытовые и игровые действия.

Практические действия (для расширения словарного запаса), которые учится выполнять ребенок с помощью:

тренажеров сенсорно-двигательных; наборов для ак тивных игр: находить, показывать и называть игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и дру гие объекты, произносить обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом;

образных и сюжетных игрушек: исполнять роль человека известной ему профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?»;

настольных игр: узнавать, показывать и называть на картинках игрушки, животных, предметы быта, одежду и другие объекты, отвечать на вопросы «Кто это?» и «Что это?», произносить обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать изображения предметов (одного рода) одним словом.

Рекомендации и советы:

• старайтесь как можно больше играть с малышом в про стые сюжетные игры, поддерживайте его желание взять на себя ту или иную роль (мамы, папы, шофера, врача и т. д.), побуждайте его к диалогу с вами, с игрушка ми, к монологу с самим собой (двухлетний ребенок все больше может играть самостоятельно).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ-1

Возраст: 1-2 года

Речевое развитие ребенка, конечно, не сводится толь ко к формированию правильного произношения и расши рению словарного запаса. Следующий этап речевого разви тия — освоение грамматического строя предложения. Ма лыш начинает понимать смысл предложений, раскрывающих настоящее, прошедшее или будущее события, и самостоя тельно связывать слова в двусловное предложение, а к кон цу второго года жизни — в трех-, четырехсловное. В это же время он активно пробует изменять слова в роде, числе и падеже. Его речь в целом становится интонационно более выразительной, хотя самих слов-вопросов в детской речи еще почти нет.

Развиваем умения: понимание смысла предложений; произнесение словосочетаний по подражанию.

Уже освоено: «Формирование словаря-1».

Практические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью:

тренажеров сенсорно-двигательных; наборов для ак тивных игр: приносить, давать (отдавать), брать, уносить, класть и выполнять другие действия по указанию взросло го из двух и более слов, а также обращаться к нему с по добными просьбами, выраженными как минимум двуслов ными предложениями;

образных и сюжетных игрушек: манипулировать игруш ками в инсценировках сказок, копировать действия и фра зы взрослого;

настольных игр: понимать несложный рассказ по сюжет ной картинке, например: «Кошка играет с мячиком».

Рекомендации и советы:

  1. малыш второго года жизни в собственной речи часто допускает ошибки типа «моя мишка», потому что еще не умеет согласовывать слова в роде и числе. Мягко по правляйте ребенка;
  2. обращаясь к малышу с какими-либо просьбами, старай тесь употребить в своем предложении такие предлоги, как «в», «на», «к» («положи кубик на полку», «найди коробочке мячик» и т. д.), и побуждайте ребенка к ИХ употреблению;

• побуждайте малыша выполнять ваши словесные указа ния, включающие в себя два составляющих действия, например: «Подойди к полке и возьми мишку».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ-2

Возраст: 2-3 года

В этот период возможности малыша строить фразы с использованием слов различных частей речи возрастают.

Его двусловное предложение может включать в себя сле дующие комбинации:

  1. существительное и существительное: «мяч, стул» (имея в виду «мяч на стуле»);
  2. прилагательное и существительное: «большой мяч»;
  3. притяжательное местоимение и существительное: «мой мяч»;
  4. существительное и наречие места: «мяч тут», «мяч там»;
  5. существительное и указательное местоимение: «тот кубик», «этот мяч».

К концу третьего года малыш может произносить пред ложения из 3 и более (до 5-8) слов, употребляя при этом сочетания слов различных частей речи:

  1. существительное и существительное с предлогом: «мяч на стуле» (повторяет за взрослым);
  2. прилагательное и существительное: согласовывает слова во всех падежах единственного числа и в име нительном падеже множественного числа (малыш уже умеет изменять окончания в словах в зависимости от числа предметов: «чашка» — «чашки» и т. д.);
  3. притяжательное прилагательное и существительное: «папы ботинок» (то есть «папин»);
  4. существительное и наречие места: «мяч здесь», «мяч рядом», — отвечая на вопрос «где?».

Кроме того, малыш начинает употреблять в комбинациях слов частицу «не», отвечая на вопросы о предмете: «Это мяч?» — «Это не мяч».

Возможности ребенка изменять форму слова не ограни чиваются употреблением имен существительных в том или ином числе. Малыш способен использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прежде всего существительные): «котенок», «бельчонок».

Развиваем умение: построение фразы из нескольких слов разных частей речи.

Практические действия (для развития связной речи), которые учится выполнять ребенок с помощью:

образных и сюжетных игрушек: манипулировать игруш ками в инсценировках сказок, копировать действия и фразы взрослого, принимать на себя роль в несложной игре-постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие;

конструкторов: выполнять постройки по кратким ин струкциям взрослого, например: «Отбери все красные ку бики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась до рожка»;

настольных игр: составлять предложение по сюжетной картинке, например: «Петушок пьет воду».

Рекомендации и советы:

  1. малыш третьего года жизни продолжает допускать ошиб ки из-за неправильного согласования слов разных час тей речи. Проявляйте терпение, поправляя ребенка, а также подсказывая ему нужное слово, вместо которого он пытается употребить только жест;
  2. обращаясь к малышу с какими-либо просьбами, старай тесь употребить в своем предложении слова различных частей речи: частотные предлоги, прилагательные, обо значающие признаки предметов, например: «Поставь синюю чашку на маленький столик»;

побуждайте ребенка выполнять ваши словесные указа ния, включающие 3 составляющих действия: «Подойди к маленькому столику, возьми синюю чашку и поставь на круглый поднос»;

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Возраст: с 3 лет

Вам потребуется: шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает ис пользовать письменный шрифт. Фон табличек для со гласных звуков голубой, для гласных — розовый.

Как играть.

1. Дайте ребенку возможность рассмотреть игру. За тем покажите ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, назовите букву сами. Малыш может повторить движе ние руки в воздухе, чтобы  лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шер шавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к ме ханическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами не обходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и выте реть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выпол няют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощуще ния, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву.

Упражнение-игра помогает: развить мелкую моторику, под готовить руку к письму.

        

Развитие речи ребенка от 3 до 7 лет.

В 3-4 года ребенок начинает говорить целенаправ ленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрас те дети интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

Третий год жизни характеризуется значительным расширением речевых возможностей малыша, которому теперь необходимо научиться общатсья не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (память, внимание), мышление ребенка. Маленький почемучка задает один вопрос за другим, выслушивает ответы и заодно совершенствует свою способность применять в собственной речи новые слова, словосочетания и фразы. Развивать речевые возможности ребенка по-прежнему следует во всех направлениях. К 4,5-5 годам ребенок готов не только без принужде ния, но и самостоятельно учиться читать.

К 7 годам завершается процесс овладения речью. Язык – это не только средство общения, но и мышления. Это предмет сознательного изучения, те ребенок готовится к поступлению в школу. Она начинается обучаться чтению, письму, развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу 7-го года завершается процесс фонематического строя речи, интенсивно растет словарный запас. В 3 года ребёнка знает примерно 1500 слов, в 6 лет – от 2500 до 3000 слов. Развивается грамматический строй речи, дети усваивают строение слова. Построение фразы. Они обладают самостоятельным словотворчеством, иногда очень оригинальным (у лысого голова босяком). На границе 7-8 лет ребенок переходит к контекстной речи, те содержание речи раскрывается в контексте. Она присутствует при пересказе фильма. Рассказа. Сказки, описывании картины. Выделяется эгоцентрическая речь про себя и для себя (внутренний монолог). Эта речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Таким образом, расширяются способы общения ребенка и это важный фактор его развития. Продолжается общение со взрослыми, для ребенка они – эрудиты (знающие все). Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы и попутно рассуждать по этому поводу (куда летит дым?)

Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода следующие упражнения:

ПИСЬМО НА КРУПЕ

Возраст: 2-5 лет

Вам потребуется: набор табли чек с шершавыми буквами; пло ский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или дере вянная спица.

Как играть.

1.        Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

  1. То же самое упражнение можно проделать с помощью па лочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом вы водит очертание буквы по манке.
  2. Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без спе циального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Рисунки на крупе

На крупе можно писать и рисовать

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Возраст: 4-6 лет

Вам потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играть. Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, про читывает его.

С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вмес те с этим совершенствуется и умение мысленно соеди нять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение го товит их к плавному, незаметному переходу к осознан ному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентри ровать внимание.

ПРИДУМАЙ СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначаю щих согласные звуки, и розовый, обо значающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и на зывает слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.

Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

 Карточки Мон тессори с буквами

Б

ш

Д

А

ДОМИНО ИЗ БУКВ

 Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и послед нюю буквы в каждом слове. На обратной стороне кар точки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточ ки и переворачивает их словами вверх. Покажите ма лышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например-МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и со ответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух назва ние картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и по следний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинако вых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на та бличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.

С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Возраст: 2,5-4 года

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величи ной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеле ного или др; маленькие фигурки животных; искусствен ные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного кар тона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Как играть. Положите в красную коробочку малень кие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то пред мет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.

Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление     об этой вещи. Выслушайте его, обязательно похвалите за инте ресное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попро сите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ре бенок берет фигурки по одной, называет их и расклады вает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным обра зом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4лет ребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их на звания, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребе нок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

КАРТИНКА-СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно  использовать

покупные лото с картинками.        

Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со слова ми. Контрольные карты помогут малышу самостоятель но проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изоб ражение предмета.

ЧТО НАПИСАНО?

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с на печатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в го сти и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова. 

Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно пред лагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет слу жить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессо ри, упражнения с которым описаны во многих ее кни гах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыс лению и проживанию прочитанного.

ЗАВТРА МЫ ИДЁМ В ГОСТИ

ПОД ПОДУШКОЙ ЛЕЖИТ ПОДАРОК

МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ

В заключении хотелось бы отметить следующее: когда малыш занимается по системе Монтессори, у него появляются новые навыки и умения. Но кроме этого, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Как считают специалисты, метод Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который он готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышу избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.

Предлагаю простые,доступные занятия для развития мелкой моторики,которые могут быть использованы как родителямив домашних условиях,так и воспитателями....

Презентация "Естественнонаучное и космическое развитие по системе Марии Монтессори"

Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокос...

История развития системы Марии Монтессори

Педагогическое кредо Марии Монтессори: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для е...

«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори

laquo;Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....

Развитие речи у детей по системе Марии Монтессори

Развитие речи у детей по системе Марии Монтессори...