Развитие и обучение детей раннего возраста с использованием системы Монтессори
статья

Клинцова Анна Вячеславовна

Статья посвящена актуальной теме развития и обучения детей раннего возраста с использованием системы Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klintsova.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и обучение детей раннего возраста с использованием системы Монтессори

(Клинцова А.В., МАДОУ№43 «Детский сад комбинированного вида», город Кемерово, воспитатель)

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме развития и обучения детей раннего возраста с использованием системы Монтессори.

Ключевые слова: развитие, обучение, дети, ранний возраст,  Монтессори.

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании.

Эта знаменитая педагогическая система была предложена итальянским педагогом Марией Монтессори в начале XX века, но имеет множество горячих последователей и сейчас. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных и личностных особенностей, самостоятельность в обучении - все это дает ощутимые результаты [1, с.8].

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит.

Мария Монтессори как врач и педагог заботилась о реальном и правильном развитии ребенка. В своих поисках она опиралась на помощь других ученых в сопряженных с педагогикой отраслях. Так ее другом и советчиком был основатель генетической психологии Жан Пиаже, много консультаций получила в переписке с детским психологом Анной Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда и его последовательница).

Вопрос встал так: если по Фрейду многие проблемы личности проистекают из детских впечатлений, то как убрать из впечатлений ребенка негатив и дать ему возможность развиваться правильно.

Заслуга Монтессори в том, что она вывела не только теорию, но и дала миру свою ценнейшую практику.

Ставится цель - личностное развитие ребенка.

Под эту цель генерируются следующие задачи для воспитателя:

- пробудить у ребенка интерес;

- обеспечить индивидуальный подход в воспитании (в идеале каждому ребенку отдельный воспитатель);

- обеспечить ребенку свободу выбора;

- обеспечить своевременность физического и психического развития ребенка, не ускоряя и не замедляя процесс. (Воспитатель только вовремя должен подкидывать новые идеи в его ум, как дровишки в камин).

Своей деятельностью педагоги, по мнению Марии Монтессори, должны помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. Она выделяет здесь три этапа:

Первый – подготовка привлекательной и удобной для работы детей среды.

Второй – разрушение деятельности некоторых деток, которые мешают саморазвитию остальных детей в группе. Это самый сложный этап. (Всегда был и есть). Воспитатель должен показать ребенку, что его все равно любят и даже таким, шаловливым, беспокойным и несносным. В то же время педагог старается помочь ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Таким образом перераспределяет энергию с хаотичной к конструктивной деятельности. Это в конечном итоге ведет к личностному развитию.

На третьем этапе воспитатель старается не мешать ребенку в его поисках и в его работе.

Идеи Монтессори частично внедрялись в практику работы с дошкольниками и младшими школьниками. Наибольший эффект приносила работа в старших группах ДОУ. В начальной школе работать по этой системе было практически невозможно. Но даже отдельные элементы выглядели свежо и результативно [2, с.5].

В монтессори-группе занятие строится из следующих блоков:

- приветствие-круг (общение, музыка, танец, движение)

- работа с материалами (плашечки, бусинки, пирамидки и др., и пр. - многие десятки наименований удивительных развивающих материалов). Работа идет БЕЗ участия взрослого. Педагог постоянно рядом, присматривает за всеми, но вмешивается только в случае необходимости: покажет, как правильно пользоваться материалом, притормозит конфликт и т.д.

Почти все материалы сделаны так, чтобы ими можно было заниматься и в одиночку, и нескольким детям. Постоянно в доступе ребенка игры для развития движений: мячики, кегли, кольцеброс и пр. В любой момент ребенок, который устал сидеть, идет и, например, играет в кольцеброс или метает мячики в «пеликана».

Для детей раннего возраста важным является движение, которое осуществляется постоянно. Педагог, работающий с детьми раннего возраста по системе Монтессори представляет детям возможность самостоятельно делать выбор, так как дети раннего возраста не могут чем-то заниматься подолгу и на одном месте. Ребенок свободен в выборе.

Еще один блок занятий для детей раннего возраста важным является - творческий. Педагог показывает ребенку множество творческих техник, подбирая те, что подходят к раннему возрасту. Например, практикуются рисование ладошками и пальчиками. Во время занятий творчеством идут беседы, рассказываются и придумываются сказки.

И, наконец, финальный круг - снова музыка, общение, потом прощание.

В педагогической системе Монтессори для детей раннего возраста применяют определенные материалы, которые способствуют обучению ребенка. Эти материалы просты в применении, имеют привлекательный вид, соответствуют возрасту ребенка, их изготавливают из натуральных экологически чистых материалов: натуральные ткани или дерево, красители применяют гипоалергенные. Дизайн их изготовления не менялся со дня создания, т.е им почти 100 лет. Можно сказать, что монтессори-материалы это симбиоз развивающей игры и учебного пособия.

Монтессори-материалы направлены на развитие определенных навыков и умений у детей раннего возраста.

Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – рамки с застежками, шнуровками, блоки цилиндров и т. д.

Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т. д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков.

Для развития речи детей раннего возраста важным является общение с педагогом, который организует пальчиковые игры, игры-драматизации со сказочными персонажами.

Громадное преимущество этой методики для детей раннего возраста важным является состоит в том, что ребёнку даётся больше свободы в выборе занятий, больше самостоятельности, и принуждение сводится к минимуму. Естественно, при этом к минимуму сводится чувство обиды, и ребёнок развивается гораздо быстрее в интеллектуальном плане.

Список литературы

  1. Борисова, О. Ф. Детский сад по системе Монтессори. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования / О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен. - М.: Национальное образование, 2015. - 192 c.
  2. Монтессори, М. Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг) / М. Монтессори. - Москва: РГГУ, 2011. - 604 c.
  3. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребенком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. - Москва: Высшая школа, 2014. - 192 c.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений

Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...

Презентация на тему : "Игра как средство воспитания, развития и обучения детей раннего возраста"

Материал  в помощь педагогам при подготовке к музыкальным занятиям с детьми раннего возраста....

Мультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей Мультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Консультация для воспитателейМультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста...

ИКТ и Мультимедиа в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами в группах раннего возраста в процессе адаптации...

Презентация «Всестороннее развитие детей раннего возраста посредством педагогической системы Монтессори»

Мы должны создать условия для детей в раннем возрасте. В это время у ребёнка "впитывающий разум", т.е. в этот период детское сознание впитывает всё, что его окружает. Нам нужно только приспо...