Конспект НОД «Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку…»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Талабаева Мария Петровна

Конспект НОД «Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку…» по познавательному развитию детей старшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку…»

по познавательному развитию детей старшей группы

Цель: воспитание у детей чувства любви к малой родине, родному селу; воспитание гражданских чувств, гордости и восхищения родным краем,  его культурой и традициями.

Задачи:

  1. образовательные.

Закрепить представления детей о малой родине.

Закрепить представления об орнаменте народов, проживающих на территории края.

Продолжать знакомить детей с родным селом, его культурой, достопримечательностями.

Формировать интерес к истории, культуре и традициям села.

  1. развивающие.

Продолжать развивать речь и мышление и память детей, способность ясно формулировать свои высказывания.

Развивать творческое воображение и желание изучать свой родной край, посёлок.

Закрепить стремление принимать  участие в совместных играх, образовательной деятельности.

Развивать творческие способности детей.

  1. воспитательные.

Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своего края и села.

Воспитывать стремление к сотрудничеству, желание доводить начатое до конца.

Предварительная работа: экскурсии по селу, рассматривание иллюстраций архитектуры зданий, рисование на тему «Мое любимое село», просмотр видео «Моя Мордовия!», чтение пословиц, стихов о родине,  знакомство с фольклором русского, татарского и мордовского народов.

Материал: Презентация к занятию. Картинки с изображением объектов села.

Корзина. Зерна. Лиса с корзиной, в которой яблоки для каждого ребенка.

Ход занятия

Дети входят в зал. В зале их встречает воспитатель в русском костюме.

Воспитатель. 

Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки.
Какие вы все ладные,
Милые, нарядные.

Давайте знакомиться. Зовут меня Любавушка. Я старшая дочь Руси – матушки, покровительница малой Родины.
- Ребята, я пришла к вам не случайно. А правильную дорожку к вам мне указало волшебное яблоко.

Слайд 2   На слайде появляется яблочко на тарелочке, включается музыка.

Слайд 3   

Воспитатель.  Это яблоко плод знаний и мудрости. Оно указывает  дорогу только к тем ребятам, которые любят и ценят родной край, знают историю и уважают традиции своего народа.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг и поиграем.

Слайд 4   

Малоподвижная игра «Дружная семья».

Воспитатель.  Возьмитесь крепко за руки и назовите свое имя. Дети,  по очереди, называют свои имена.
- Вот мы с вами и познакомились. А сейчас давайте сделаем маленький круг и представим, что это наше село.

- Скажите,  как оно называется?  Лямбирь. 

Воспитатель.  Теперь сделайте круг немного по шире – это наша Республика.

- Кто знает, как она называется? Мордовия.

 

 Воспитатель.   А теперь, вытяните руки и сделайте большой круг – это наша большая страна, наша любимая Родина.  

- И мы ее зовем …  Россия.
Воспитатель.  Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашему родному краю. И в этом нам поможет волшебное яблочко.

Во время путешествия будем собирать зерна знаний, которые мы получим, если справимся с заданиями. В конце путешествия мы сможем их посеять и узнать, что из них вырастит. Складывать зерна будем вот в эту корзиночку.
Слайд 5   

Воспитатель.  На экране яблочка катится по тарелочке.

- Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку, расскажи нам яблочко, историю такую: что на гербе на российском, кто-кого там победил? Как столицу называют?  В этносказах, кто герой?

Воспитатель.  Итак, внимание на экран.

Слайд 6 

Включается видео «Мы живем в России - Мордовия (Видеоэнциклопедия нашей страны)».

- Что изображено на российском гербе?

-  Кто и кого там побеждает? ( Георгий Победоносец побеждает дракона)

- Как называется столица России?  (Москва)

- Между какими двумя реками расположилась наша Республика? (Меду Мокшей и Сурой)

- Какие два народа прошивают на территории Мордовии? (Мокша и эрзя)

- Каким ремеслом занимались эти народы? (Пчеловодством, земледелием, резьбой по дереву, вышиванием бисером  и т.д.)

- Назовите самого известного скульптора Мордовии. (Степан Эрьзя)

- Как называются главные персонажи мордовских сказок? (Леший, Видява, Паксява, Куйгорож)

Слайд 7   

Воспитатель.  Послушайте, какие красивые слова написала о Мордовии Мария Филатова:                               

                                                         Мордовия моя!

                                                     Республика родная.

                                                     Горжусь тобою я,

                                                     Красоты восхваляя.

                                                     Здесь солнце ярче светит,

                                                     Здесь небо голубое,

                                                     И нет на всей планете,

                                                     Земли моей роднее.

Воспитатель. Что ж, молодцы, ребята.  А вот и первое семечко, которое мы заработали. Его мы положим в корзиночку.

Слайд 8

На экране яблочко катится по тарелочке.

Воспитатель.

- Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку, покажи нам землю родимую Лямбирскую.

Воспитатель.  

- Скажите, пожалуйста, почему так называется наше село – Лямбирь?

- Чем знаменито наше село? Людьми, архитектурой, учебными заведениями, зерновыми полями  и т.д.

- Скажите, люди каких национальностей проживают  на его территории Лямбиря?  Мордва, русские, татары. 

- По каким признакам можно определить национальность человека? (По чертам лица, костюму, фольклору)

Воспитатель.  Перед вами  на фланелеграфе портреты людей в национальной одежде (русский, татарин и мордвин), на столе - картинки с изображением элементов росписи, иллюстраций, предметов одежды.

Слайд 9

Дидактическая игра «Разложи правильно»

Педагог предлагает отобрать картинки и разместить их под изображением портретов.

Воспитатель.  Молодцы, ребята, справились с заданием.  И вы честно заработали  второе семечко, которое мы  тоже положим в корзиночку.

Воспитатель.  У каждого народа, ребята,  своя музыка, песни и танцы.

Слайд 10

На экране яблочко катится по тарелочке.

- Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку, покажи нам танцы народов Мордовии.

Динамическая пауза

Под музыку дети за воспитателем выполняют движения танцев русского, татарского, мордовского народов.

Воспитатель.  Молодцы, за ваш задор и танцевальный талант вы получаете  еще одно семечко.  Его  я тоже положу  в корзиночку.

Воспитатель.  Только для вас есть еще задание. Для этого подойдите к столам.  Перед каждым из вас макет рубахи с прорезями и элементы узоров в корзиночках. Вам нужно правильно отобрать элементы по цвету и форме и вставить в прорези. Для этого нужно вспомнить:

- Какие основные элементы узора присутствуют в костюмах русского, татарского, мордовского народов?

- Какой  цвет преобладает в орнаменте этих народов?

Самостоятельная работа «Укрась рубаху»

Воспитатель.  Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.  Вот вам за это задание семечко.

Мы проделали долгий путь по истории, традициям и культуре родного края, справились со всеми заданиями. Показали свои  знания о  Мордовии и Лямбире.

Воспитатель.  Теперь я хочу спросить вас, хотели бы вы знать, что вырастит из семян, которые вы собрали? Да. 
- Тогда, закройте глаза и послушайте волшебную музыку.
Включается спокойная музыка для релаксации.
         В это время воспитатель открывает, прикрытое до этого времени дерево-яблоню, под которой лежат яблоки.

Воспитатель.   Ребята, посмотрите, из наших маленьких семечек, выросла большая яблоня с плодами.
Яблоня  – это древо жизни, т.е. наша история, начало которой в далеком прошлом наших прабабушек и прадедушек.

Итог занятия.

Воспитатель.   Наше путешествие подходит к концу. Мне хотелось бы знать:

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Чем запомнилось вам наше путешествие?

Воспитатель.   Посмотрите, под яблонькой лежит лиса. Лиса – символ Мордовии, в зубах у нее корзинка с яблоками. Подойдите к яблоньке и каждый возьмите себе по одному яблоку. Ведь яблоки символизируют плоды знаний. А это значит, что вы сегодня получили новые знания.
Воспитатель.   Я прощаюсь с вами мои маленькие друзья. Мне пора возвращаться в другие края, вести в путешествия других детей. До  свидания! До новых встреч!

На слайде появляется яблочко на тарелочке (видео)

- Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку, веди меня в села и города иные, до селе неизведанные, новые.

Воспитатель уходит, а помощник воспитателя остается с детьми.

- Катись, катись, яблочко наливное, по волшебному блюдечку, покажи нам города и поля, леса, и моря, покажи гор высоту и небес красоту, Мордовию солнечную, …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Яблочки наливные или Яблочный спас"

Разработанны и апробированный сценарий фольклорного праздника "Яблочки наливные или Яблочный спас"...

Конспект занятия по аппликации "Яблочко медовое, наливное" в старшей группе

Занятие по объемной аппликации. Дети учатся делать объемную аппликацию....

Презентация к проекту "Яблочко наливное"

Проект проводился для более основательного исследования такого знакомого нам фрукта как яблоко. Был направлен на расширение знаний детей второй младшей группы через разные виды деятельности....

"Яблочко наливное"

Ялочко наливное  Цель:развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.Задачи:- овладеть техникой рисования ватными палочками;- развить мелкую м...

Проект для детей второй младшей группы "Яблочко-наливное"

Дети имеют представление  только о внешнем виде и вкусовых качествах яблок, и  мало знают о полезных свойствах яблок, о ценности их для здоровья человек, о кулинарных национальных традициях ...

Конспект занятия в старшей группе "Яблочко наливное"

Схема конспекта занятия Образовательная область «Познавательное развитие»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­...